Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге» в 1822 году, в период Южной ссылки.
Находясь в изгнании, поэт посещал знаменитые места чужбины, в том числе и Киев. Однажды его внимание привлек курган, о котором шла молва: это древняя могила самого князя Олега!
Впечатлившись легендой, великий гений обратился к «Истории государства Российского» пера Карамзина, где и прочитал о жизни и смерти древнерусского правителя и полководца.
Многие исследователи утверждают, что поэт был знаком и с «Повестью временных лет», в которой тоже есть этот сюжет.
Неизвестно, какой именно первоисточник или, может быть, людская молва повлияли на Пушкина (а скорее всего, все вместе), но, тем не менее, баллада появилась.
2. Литературное направление
«Песнь о вещем Олеге» относится к романтизму.
3. Род
По роду это сюжетная лирика.
4. Жанр
Жанр – баллада, хотя можно увидеть и элементы исторической песни, да и сам автор именно так определяет свое произведение – «песнь».
Александр Сергеевич Пушкин ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ Аудиокнига Слушать Онлайн
5. Проблематика
Речь идет о глубоком, многогранном стихотворении. Автор здесь поднимает проблемы, характерные для большинства романтических произведений:
- рока,
- трагической предопределенности судьбы и человеческой реакции на предсказание,
- а также богоизбранности пророков – людей, говорящих от лица бога и не боящихся порицания.
Эти вопросы проходят красной нитью по всему пушкинскому творчеству.
6. Тематика
По сути, темы перекликаются с проблемами, составляя ткань «Песни». Это и тема рока, неотвратимости судьбы, и поэта-пророка, предстающего в лице таинственного кудесника.
Кроме того, Пушкин затрагивает еще один важный аспект: дружбу. В произведении не раз подчеркивается трепетное отношение Олега к своему боевому коню – верному, преданному товарищу, не раз выручающему в кровавых битвах.
Параллельно поднимается тема невольного предательства. Ведь Олег испугался предсказания. Поняв, что смерть исходит от коня, но отрекся от боевого друга. И пусть оставил его в лучших условиях, наказав слугам хорошо ухаживать, но все-таки это самое настоящее предательство.
7. Идея
Автор написал «Песнь о вещем Олеге», чтобы выразить свое собственное отношение к року, а также к людям, стоящим выше судьбы, – божественным посланникам.
Эта тема будет очень волновать поэта на протяжении всей его жизни.
И если вопрос о роковой предопределенности событий постепенно забудется, а направление творчества сменится с романтизма на реализм, то красноречивый образ пророка Пушкин не забудет.
8. Пафос
Стихотворение поражает бурей чувств. Читателю передается и волнение, и испуг, и смирение героев.
Урок литературы по теме: «А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (8-й класс по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)
Данная работа представляет собой разработку урока литературы в 8 классе по учебнику Т.Ф.Курдюмовой по теме: «А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Работа содержит:
- Конспект урока
- Презентацию к уроку в формате ppt
- Исторический материал
- Задания для самостоятельной работы в группах
- Дополнительный материал
Представленные материалы целесообразнее рассматривать в конспекте урока, затем стоит ознакомиться с предложенными заданиями для самостоятельной работы в группах. К уроку прилагается презентация.
В процессе подготовки работы были использованы не только учебники литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, но и дополнительная литература.
- Большой справочник «Литература для школьников»/ Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина, А.Б.Есин – 2-e изд. – М.:Дрофа, 1999.
2. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011»
5. Диск «Литература» электронной библиотеки Кирилла и Мефодия.
6. Диск «Изучение лирики Пушкина в школе»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме: «А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (8-й класс по учебнику Т.Ф.Курдюмовой) »
Урок литературы по теме: «А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (8-й класс по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)
Цель: познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», сопоставив её с летописным источником.
- Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.
- Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой.
- Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.
- Средства: иллюстрации к поэме В. Васнецова, карта – Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI–XI вв., литературоведческий словарь, произведения А.С.Пушкина, текст летописи, презентация урока. Презентация в формате ppt.
- Бранное поле или поле брани – поле битвы.
- Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.
- Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.
- Вещий – пророческий, предвидящий будущее.
- Волхвы – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.
- Жрец– служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.
- Летописи – памятники исторической прозы Древней Руси.
- Отроки – здесь молодые слуги князя.
- Перун – бог грома и молний у древних славян.
- Попона – покрывало для лошади.
- Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.
- Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.
- Сеча – сражение.
- Тризна – похоронный обряд у древних славян.
- Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
- Актуализация знаний учащихся. (Летописный источник «Повесть временных лет»)
- Вспомните, кто такой вещий Олег?
- За что его назвали вещим?
- Когда стали появляться летописи? (Х – ХI вв.)
- Как называется первая русская летопись?
- Чем сейчас для нас интересны летописи?
- Работа с текстом летописного источника. (Чтение летописного отрывка из «Повести временных лет» заранее подготовленным учеником, учащиеся обращаются к разделу учебника «Древнерусская литература», где находится сама «Повесть…») (Слайд 4)
- В каком жанре написана «Песнь…»? (в жанре баллады)
- Вспомните, какой жанр называется балладой? (Лирическое стихотворение с напряженным, острым сюжетом)
- Что называется летописью?
- Что общего и чем различаются друг от друга жанры летописи и баллады?
- Какими предстают князь и волхв? Охарактеризуйте их. (Слайд10)
- Что поэтического увидел Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни…»? Что является темой произведения?
- В чём заключается идея стихотворения?
- Предсказание кудесника и прощание с конем.
- «Пирует с дружиною Вещий Олег…»
- «На холме у брега Днепра…»
- Выучить наизусть «Предсказание кудесника» или «Расставание с конем».
РЕФЛЕКСИЯ: учащиеся должны продолжить любую фразу на выбор (ребята высказываются по очереди) Начало фразы вывести на экран (Слайд 18) Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял(а), что… Теперь я могу… Я научился (лась)… У меня получилось… Я смог(ла)… Меня удивило… Мне захотелось…
Источник: kopilkaurokov.ru
«И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторически фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».4 класс
Тема. «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторически фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Цель: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», сопоставив её с летописными источниками.
Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.
Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой,
Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.
Личностные УУД:
формировать мотивацию к обучению;
давать оценку своим действиям;
Познавательные:
формировать умение ориентироваться в учебнике;
создавать самостоятельные способы решения проблем возникающих на уроке, доказывать и аргументировать свою точку зрения;
формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации, анализировать, сравнивать,;
выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения;
Регулятивные:
учиться ставить учебную задачу;
планировать свою деятельность.
Коммуникативные:
сотрудничать с учителем и одноклассниками;
оценивать действия партнёров по работе, работать в группе;
умение правильно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь сверстников и учителя, отстаивать своё решение.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.
Этапы урока
Материал для ведения урока.
Деятельность учащихся
УУД на этапах урока
1.Орг. момент.
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
Что вы любите читать больше всего? Почему?
Дети произносят слова приветствия .
Личностные: формировать мотивацию к обучению.
Актуализация знаний учащихся
1.Повторение знаний о летописях.
Какой раздел мы с вами начали изучать?
Что такое летопись?
Зачем люди записывали свое прошлое?
Чем отличается летоисчисление в Древней Руси от принятого сейчас?
2.Повторение сведений о летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
Какие важные события описаны в первом фрагменте летописи?
Что получил Олег в результате победы над врагами?
Какой веры придерживались греки, а какой – русичи?
Какие города уже существовали на Руси?
Что вы можете сказать о князе Олеге?
Дети отвечают на вопросы, используя текст летописи.
Личностные: проявлять интерес к предстоящей работе, умение высказывать своё мнение.
Познавательные: способы выполнения заданий поискового характера, умение рассуждать и делать выводы, сравнивать, противопоставлять.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь учителя.
Самоопределение к деятельности.
1.Просмотр видео о князе Олеге.
Посмотрите видео и определите, о ком мы сегодня будем читать летопись.
2.Проверка восприятия.
— Что нового вы узнали о князе Олеге?
Дети смотрят видео.
Князь Олег завоевал хитростью для Игоря город Киев.
Киев стал столицей Древней Руси.
Описывается поход Олега в Царьград.
Олега прозвали Вещим. Встреча Олега с кудесником, предсказание о смерти. Предсказание кудесника сбылось.
Игорь становится русским князем.
Регулятивные: умение ставить учебные задачи.
Коммуникативные:
умение правильно строить речевое высказывание;
Сегодня мы продолжим чтение летописи, рассказывающей о необычной судьбе новгородского и киевского князя Олега.
1.Чтение второго отрывка летописи «И вспомнил Олег коня своего. »
Посмотрите на слайд 5. Перед вами отрывок летописи, написанный летописцем Нестором. Перевод этой летописи на современный русский язык помещён в учебнике на стр.10-11. Откройте учебники.
2.Проверка восприятия.
– Что нового вы можете добавить к характеристике князя Олега, прослушав этот отрывок?
Как вы думаете, мог ли летописец слышать разговор кудесника и Олега? Значит, он домыслил эти слова, предположил, какой разговор мог состояться между ними. Значит, мы можем говорить о наличии вымысла в тексте летописи.
Читает летопись хорошо читающий ученик. Остальные дети слушают.
Ответы детей: Олег очень любил своего коня, вместе с которым он одерживал победы в сражениях. Олег был очень самоуверенным человеком, не верил в судьбу, с насмешкой отнесся к словам кудесника.
Познавательные:
умение целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключённую в тексте информацию.
Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Прослеживается ли отношение автора летописи к описываемым событиям?
Заметили ли вы в этом отрывке особенность построения предложений? Приведите примеры.
3.Самостоятельная работа с текстом.
Перечитайте еще раз отрывок. Отметьте непонятные слова.
4. Словарная работа. ( слайд 6)
ВОЛХВЫ — у древних славян: жрецы, прорицатели будущего.
КУДЕСНИК – чародей, колдун.
СЛЫТЬ — быть известным в качестве кого-нибудь.
Посмотрите на изображение волхвов. Ребята приготовили нам сообщение о них.
Автор осуждает Олега за вызов богам, насмешку над судьбой.
Многие предложения начинаются с союза и . Дети приводят примеры из текста.
Дети читают текст про себя.
Находят слова, ищут значение слов в словаре учебника.
Выступают с мини- проектами ученики.
Познавательные:
формировать умение ориентироваться в учебнике, умения целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключённую в тексте информацию.
Регулятивные: планировать свою деятельность, корректировать работу.
– Почему Олег решил найти кости своего коня?
— Сколько лет княжил князь Олег?
— Как народ отнесся к смерти Олега? Почему?
Отвечают на вопросы: Наверное, он хотел поклониться им, еще раз поблагодарить коня, который был ему верным другом во время походов против врага.
«И было всех лет княжения его тридцать и три», то есть 33 года.
Все любили Олега, уважали его за смелость, мужество, были благодарны за покровительство и защиту, поэтому , когда он умер, «оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица».
Знакомство с произведением А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
1.Первичное восприятие «Песнь о вещем Олеге».
В 1820году Пушкин, сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называли могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать. Так появилась «Песнь…» ( слайд 7) Перед вами могила князя Олега.
2.Посмотрите мультипликационный фильм.
3. Словарная работа (слайд 8)
4. Сравнительный анализ летописи и произведения А. С. Пушкина.
— Какое произведение вам понравилось больше? Почему?
— Чем отличаются фрагмент летописи и баллада?
5. Работа в группах.
Заполнение таблицы. Приложение 1.
(Летопись написана прозой , а произведение
А.С. Пушкина — в стихотворной форме. И хотя в его балладе много незнакомых слов, она очень красива.)
5. Обобщение работы по таблице. Выступление групп.
Проверим работу групп. (слайды 10-12)
6. Работа с иллюстрациями к произведению.
Рассмотрите иллюстрации к произведению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и определите, какому эпизоду песни они соответствуют.
Дети слушают учителя, смотрят мультфильм.
Рассматривают иллюстрации, находят в тексте «Песнь о вещем Олеге» отрывки к иллюстрациям.
Познавательные: выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения;
Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других.
Обобщение изученного.
1.Тест по теме урока.
Выполните тест по теме
2.Выводы урока.