Вы наверняка что-то слышали из этих хитрых англоязычных аббревиатур, когда читали о школьниках. Но не всегда понимали, что вообще всё это значит, какие такие исследования и что они оценивают. Рассказываем, в каких международных исследованиях участвуют российские школьники и даже учителя. И как они проводятся.
Российские школьники участвуют во многих международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным дисциплинам. Зачем это нужно? Во-первых, участие в международных исследованиях помогает достаточно объективно оценить уровень образования и сравнить его с другими странами. Во-вторых, если исследование проводится на международном уровне, это значит, что для оценки уровня образования используются самые современные мониторинговые технологии. И Россия может использовать этот опыт в проведении собственных исследований на федеральном и региональном уровнях.
1. PIRLS — как школьники читают и понимают тексты
Что проверяют. Как школьники умеют читать и понимать тексты.
PISA и функциональная грамотность (Фрагмент урока)
Кто участвует. В исследовании участвуют дети, которые оканчивают начальную школу. В России это четвероклассники. Считается, что именно к этому моменту ученики настолько развивают свои навыки чтения и работы с текстом, что они становятся базой для учёбы в средней и старшей школе.
Когда проходит. PIRLS проходит циклично — раз в пять лет. С 2001 года его проводили уже четыре раза. Последний раз в 2016 году. В PIRLS в разное время участвовали от 35 до 50 стран.
В PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) оценивают два вида чтения:
- чтение для приобретения читательского литературного опыта;
- чтение для освоения и использования информации.
Для проверки школьникам дают два текста: научно-популярный (информационный) и художественный. Почле чтения дети должны ответить на несколько вопросов к каждому. Вопросы к текстам оценивают четыре навыка:
- находить информацию;
- формулировать выводы;
- интерпретацию и обобщение информации;
- анализ и оценку содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Понятно, что система обучения и школьная программа могут довольно сильно разниться от страны к стране. Поэтому главная задача организаторов таких исследований — сделать так, чтобы результаты в разных странах были сравнимы между собой. Например, в большинстве стран дети начинают учиться в шесть лет, но в Англии и Новой Зеландии обучение начинается в пять лет, поэтому участие в проекте принимают школьники из пятого класса, а не из четвёртого.
Средний возраст детей, у которых проверяют качество чтения и понимание текста — 10,5 лет. Но в странах Восточной Европы ребята начинают учиться в семь лет, поэтому им в среднем 10,7 -10,9 лет.
Как в PIRLS показывают себя школьники из России. В самом первом исследовании PIRLS-2001 Россия заняла только 16-е место из 35 стран. В конце 2017 года появились результаты последнего исследования PIRLS-2016, в котором российские школьники заняли первое место. Причём это не в первый раз: в 2006 году Россия тоже была лидером. Несмотря на то, что PIRLS проверяет только читательскую грамотность, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов утверждает, что такие высокие результаты у наших четвероклассников означают, что в российская начальная школа — в принципе лучшая в мире.
Пример задания:
Комментарий эксперта к заданию: «Поиск ответа облегчен тем, что в вопросе и в ответе использованы одни и те же слова: „запасные носки“, „ноги могут промокнуть“. Читателю даже не приходится делать синонимические замены.
Российских четвероклассников практически не затрудняет поиск в тексте ответа на вопрос в том случае, когда формулировки вопроса и ответа практически совпадают. Однако неопытных читателей может затруднить необходимость делать самые элементарные синонимические замены при сравнении словесной ткани вопроса и ответа. Найти в тексте ответ на вопрос гораздо легче, если не требуется переформулировать вопрос. В приведённом выше примере такие трудности испытывает около 10% десятилетних читателей во всех странах мира, в том числе и в России».
2. PISA — какой уровень знаний у учеников в средней школе
Что проверяют. Математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность школьников.
Кто участвует. В отличие от PIRLS, в этом исследовании участвуют 15-летние школьники.
Когда проходит. Впервые PISA провели в 2000 году, с тех пор оно проводится каждые три года. Россия принимает участие в исследовании с самого начала. А всего с 2000 по 2015 год в PISA участвовали от 32 до 74 стран мира.
Исследование PISA позволяет оценить эффективность изменений и образовательных решений за три года. По результатам теста становится понятно, в каком направлении нужно развивать российское образование, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников российских школ.
Тест PISA адаптируется под изменения в сфере образования. Так, в 2012 году участники решали задачи «интерактивного типа», в которых нужно было виртуально обследовать какой-то предмет (например, кондиционер или MP3-плеер) и после этого ответить на вопросы о принципах его работы. А в 2015 году впервые проверяли финансовую грамотность школьников.
Как в PISA показывают себя школьники из России. К сожалению, результаты российских школьников в этом исследовании далеки от первых мест — за всё время Россия ни разу не вошла даже в двадцатку стран по трём показателям. А в последнем тестировании PISA-2015 в общем рейтинге стран Россия заняла 32-е место из 72.
Пример задания на математическую грамотность:
Комментарий эксперта к заданию: «В задании требуется воспринять новую информацию — описание представленной реальной ситуации — и интерпретировать её геометрическую модель, чтобы вычислить длину дуги. Опираясь на пространственное воображение и интуицию при работе с моделью, можно догадаться, что эта дуга составляет ⅙ часть длины окружности двери.
Для решения нужно вспомнить (или посмотреть в списке формул) известную учащимся формулу длины окружности. Ответ в пределах от 103 до 105. […]. Подобных задач нет в российских учебниках. Слово „окружность“ не упоминается в тексте задания, и учащимя самим надо сообразить, что именно окружность, разделённая тремя радиусами на три равные части, является моделью вращающейся двери».
Пример задания на читательскую грамотность:
Комментарий эксперта к заданию: «В этом задании школьнику нужно осмыслить и оценить информацию из текста».
3. TIMSS — как в начальной и средней школе знают математику и естественные науки
Что проверяют. Основная цель исследования — сравнить между собой качество математического и естественнонаучного образования в начальной и средней школе.
Кто участвует. Ученики 4-х и 8-х классов.
Когда проходит. Каждые четыре года. Такая схема позволяет отслеживать, какие изменения происходят в образовании при переходе из начальной в основную школу и как они влияют на качество образования.
В 2015 году тестирование TIMSS проводилось и среди 11-классников — тогда у старшеклассников, углубленно изучающих точные предметы, проверяли понимание математики и физики.
Бонусом в странах-участницах (кстати, их в разные годы было от 25 до 50) исследуют особенности учёбы. Для этого разработаны специальные анкеты, которые заполняют не только школьники, а ещё учителя и администрация школ. Информация, которую учёные получают из этих анкет, помогает лучше понять результаты основного тестирования и объяснить, что не так с математическим или естественнонаучным образованием в стране.
Как в TIMSS показывают себя школьники из России. Результаты у российских школьников достаточно высокие. В последнем исследовании 2015 года ученики 4-х классов заняли 7-е место по математике и 4-е по естествознанию. Восьмиклассники оказались на 6-м месте по математике и на 7-м в естественных науках. Но при этом рейтинг выявил три большие проблемы российского школьного образования: большой объём домашних заданий, резкое падение успеваемости в средних классах и недовольство учителей своей работой.
Задание для 4-х классов по математике:
Комментарий эксперта к заданию: «Проверяется умение вписать равносторонний треугольник в окружность, разделённую на равные части. Требовалось не только увидеть, что окружность разделена на равные части, но и сообразить, что надо соединять отрезками каждую четвёртую точку, чтобы построить равносторонний треугольник, и описать способ соединения точек. Подобных заданий нет в учебниках. Практически все российские четвероклассники пытались решить это задание. Большинство справились с ним (верно выполнили его полностью 68%, верно построили, но не описали — 7%)».
Задание для 4-го класса по естествознанию:
Комментарий эксперта к заданию: «В задании требуется применить знание о взаимосвязи в природе на примере простых пищевых цепей: указать одну из причин, иллюстрирующих важную роль пауков в саду. Результат выполнения задания российскими школьниками самый высокий среди всех стран. Умение устанавливать взаимосвязи в природе является одним из требований ФГОС по предмету „Окружающий мир“ и достаточно эффективно формируется в процессе изучения естественнонаучной части этого предмета».
Задание для 8-х классов по математике:
Комментарий эксперта к заданию: «Проверяется умение выразить проценты в виде обыкновенной дроби или обратный перевод. Нетипичное задание, в котором надо сравнить стоимость одного и того же предмета при наличии скидки, выраженной в различных единицах — в процентах или дробью.
Основное затруднение умногих учащихся объясняется тем, что первоначальная стоимость предмета не приводится. Второе затруднение — это перевод этих данных в проценты или в дроби (¾ — это 75%, значит, скидка — 25%). Неудивительно, что 14% российских учащихся не дали никакого ответа. Только учащиеся двух стран показали более высокие результаты: Республики Корея (62%) и Сингапура (76%)».
Задание для 8-го класса по естествознанию:
Комментарий эксперта к заданию: «Задание проверяет умение применять знание об избыточном давлении воды в водоносных слоях в простой практической ситуации. Высокие результаты выполнения этого задания российскими школьниками объясняются тем, что представление о давлении воды в водоносных слоях традиционно формируется в рамках изучения географии».
4. TALIS — как преподают учителя
Что и кого проверяют. Здесь проверяют уже не школьников, а учителей и директоров школ.
Когда проходит. Исследование проводится каждые пять лет — уже было в 2008 и 2013 годах, следующее планируется провести в 2018 году.
В TALIS нет никаких рейтингов преподавателей по странам. Исследователи делают выводы на основе опроса. Какие данные получают с помощью опроса? Особенности преподавания, убеждения и установки учителей, методы преподавания, удовлетворенность работой, уверенность в своих профессиональных способностях, контекст, в котором работают учителя и директора.
К примеру, в TALIS-2013 приняли участие 4000 учителей и 198 директоров из 14 регионов России. Кроме России, в в 2013 году в исследовании принимало участие ещё 37 стран, а в 2008 году — 24.
В отчёте о результатах TALIS-2013, который опубликован на сайте общероссийской системы оценки качества образования, так описывают российских преподавателей:
- За последние пять лет состав учителей в России стал моложе, но почти 40% наших учителей старше 50 лет.
- Российские учителя реже преподают больше одного предмета и редко меняют место работы.
- Российские учителя работают больше своих зарубежных коллег и тратят много времени на административную работу.
- Российские учителя часто «не замечают» неблагополучных детей.
- Российские учителя предпочитают тестирование другим формам контроля.
Источник: mel.fm
Технология подготовки учащихся к сдаче испытаний по международной программе по оценке образовательных достижений (грамотность чтения).
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (далее – PISA) осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР). Целью исследования PISA является оценка владения учащимися знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Дополнительно к оценке образовательных достижений изучается влияние на эти достижения различных факторов, связанных с учащимися и их семьями, школой и образовательными возможностями, существующими вне школы.
Объектом исследования являются образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить уровень знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Исследование PISA определяет грамотность чтения как понимание, применение и анализ письменных текстов, и интерес к ним для достижения целей, углубления знаний, расширения кругозора и участия в жизни общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Технология подготовки учащихся к сдаче испытаний по международной программе по оценке образовательных достижений (грамотность чтения).»
Штангей Ж.А., учитель русского языка и литературы первой категории КГУ «Школа-гимназия» отдела образования акимата города Лисаковска
Технология подготовки учащихся к сдаче испытаний
по международной программе
по оценке образовательных достижений
(грамотность чтения).
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (далее – PISA) осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР). Целью исследования PISA является оценка владения учащимися знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Дополнительно к оценке образовательных достижений изучается влияние на эти достижения различных факторов, связанных с учащимися и их семьями, школой и образовательными возможностями, существующими вне школы.
Объектом исследования являются образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить уровень знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Исследование PISA определяет грамотность чтения как понимание, применение и анализ письменных текстов, и интерес к ним для достижения целей, углубления знаний, расширения кругозора и участия в жизни общества.
С 2009 года в нормах PISA в дополнение к работе над техническими навыками и знаниями также уделяется много внимания выработке позитивного отношения к чтению. Как утверждают исследователи, «свободное чтение» (чтение для удовольствия) имеет положительное влияние на развитие языка, в том числе на понимание прочитанного (Крашен, 2004). Во время чтения газет, журналов и комиксов учащиеся не только читают с интересом, но и увеличивают свой словарный запас. Такие тексты являются хорошими источниками специфических, современных слов (Каннингхэн и Станович, 1998).
Результаты исследования PISA учащихся Казахстана
Результаты исследования PISA показывают, что Казахстан больше всего отстает от среднего показателя по ОЭСР по грамотности чтения. Разница составляет 103 балла как в 2009 году, так и в 2012 году.
Ученики в Казахстане имеют самые низкие баллы по прочтению «несплошных текстов» (тексты, содержащие таблицы, графики, диаграммы) и по компетенции «размышление и оценка».
Компетенция «анализ и оценка» в соответствии с таксономией Блума считается сложным навыком. Чтение «несплошных текстов» также включает чтение таблиц и графиков. Чтение таблиц и графиков во многих странах попадает не под раздел «чтение», а под междисциплинарный раздел «обработка информации».
Таблица 1. Средние баллы по шкалам PISA для различных видов компетенций и видов текстов.
Поиск и нахождение
Интеграция и интерпре-тация
Анализ и оценка
Непрерыв-ные тексты
Несплош-ные тексты
Структура тестовых заданий PISA по грамотности чтения
Навык чтения – это важный для жизни в социуме навык, необходимый для полноценного общения и способствующий развитию личности. Чтение также необходимо для увеличения потенциала, расширения кругозора, особенно в школьных ситуациях. Исследования показывают, что многие взрослые продолжают учиться всю жизнь, причем чтение играет в этом важную роль, как в формальных, так и в неформальных контекстах.
Навыки понимания, применения и анализа имеют отношение к познавательным способностям. Понимание содержания текста основано на извлечении смысла из текста. Применение относится к такому виду чтения, при котором мы применяем информацию и идеи в тексте по прямому назначению. В большинстве случаев читательское поведение предусматривает такой вид чтения. Анализируя текст, читатели соотносят прочитанное со своими собственными идеями и опытом.
Такие навыки, как навык достижения своих целей, пополнение своих знаний и потенциала/расширение кругозора, участие в жизни общества, указывают на то, в каких ситуациях грамотность чтения играет роль. Чтение служит инструментом собственного развития.
Нормы исследования PISA по грамотности чтения являются основой для заданий по чтению и основой для отчетности по различным шкалам читательской грамотности. В этих нормах описываются три направления в области чтения, а именно, тексты, аспекты и ситуации. Данные направления, соответственно, описывают:
- различные виды текстов, которые читают учащиеся
- цели чтения текстов учащимися
- контекст, используемый в текстах.
Источник: kopilkaurokov.ru
Какой смысл вкладывается в термин «читательская грамотность»
Даже среди взрослых образованных людей многие только думают, будто умеют читать.
Иллюстрация: Wiroj Sidhisoradej / pch.vector / freepik / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
Оксана Замыловская
Журналистка-аквалангистка с глубоким погружением в тему образования.
Чтение — далеко не элементарный навык, как может показаться. Даже для взрослых людей. В том, как мы воспринимаем информацию из текста, проявляются наше мышление, знания и опыт.
Читательская грамотность — это не только умение бегло складывать знаки в слова и предложения, но и умение извлекать из текста смыслы, оценивать их и сопоставлять между собой, соотносить с собственным опытом и прочими знаниями.
Тексты бывают простые и сложные, сплошные и несплошные (где часть данных представлена в таблицах и инфографике), разных жанров (скажем, отрывок из романа, техническая инструкция, новостная заметка, научная статья, пост в блоге и так далее). Естественно, для работы с ними нужен разный уровень читательской грамотности. Да и чтение тоже бывает разным — просмотровым или смысловым (то есть глубоким и вдумчивым). Всё это тоже особые навыки.
Кроме того, особое значение в наше время приобрёл такой навык, как оценка достоверности информации в тексте, ведь если раньше новые знания черпали из книг и печатных СМИ, то сейчас огромный поток информации идёт также из непроверенных интернет-источников, да и в настоящих СМИ фейковые новости — уже не редкость.
Есть два международных теста, организованных ОЭСР: один определяет уровень читательской грамотности у 15-летних подростков (он проводится в рамках Programme for International Student Assessment, сокращённо — PISA), второй — у людей от 16 до 65 лет (в рамках Programme for the International Assessment of Adult Competences, сокращённо — PIAAC). Расскажем, какие элементы они вкладывают в понятие читательской грамотности, какие уровни грамотности выделяют и какой процент людей обладает читательской грамотностью на самом высоком уровне.
В исследовании PISA даётся такое определение:
«Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни».
Чтение, как пишут аналитики по итогам PISA, больше не сводится главным образом к извлечению информации — оно подразумевает накопление знаний, критическое мышление и вынесение обоснованных суждений.
Иными словами, читательская грамотность — гораздо больше, чем просто чтение. Это умение логически и критически мыслить с опорой на текст. Кроме того, как дальше будет видно по набору конкретных навыков, составляющих читательскую грамотность, это проявление понятийного мышления человека и его кругозора, потому что всё это задействуется при интерпретации смысла текста.
Какие умения входят в понятие читательской грамотности
Навыки, которые оценивает тест PISA, ярко показывают, что чтение — богатый когнитивный процесс, к тому же опирающийся на кругозор.
Поиск информации в тексте
Это включает просмотровое чтение для нахождения в нём нужной информации, а также сам поиск и выбор этой информации. Для этого нужно регулировать свою скорость чтения — быстро проскакивать неподходящие разделы (ориентируясь, например, по подзаголовкам), а разделы с нужной информацией изучать внимательно.
Понимание смысла
Это означает понимание как буквального смысла содержания текста, его основной идеи, так и скрытого смысла (например, переносного значения, намёков — проще говоря, умение читать между строк). Кроме того, для понимания нужны такие навыки, как интеграция — то есть сопоставление, способность установить связи между различными частями текста или отдельными текстами, в том числе противоречивыми. Также нужно уметь формулировать выводы из прочитанного.
Оценивание качества и достоверности
Читающему нужно установить, является ли информация достоверной, актуальной, точной и непредвзятой. Для этого надо уметь оценивать источник информации (то есть задаться вопросом, компетентен ли автор в вопросе, о котором пишет), время и цель написания текста (как давно это было написано и актуально ли с учётом текущих реалий, не пытается ли автор манипулировать сознанием читателя, преследуя свою выгоду).
Осмысление содержания и формы
Это оценка качества и стиля текста — насколько адекватно они выражают цель и точку зрения автора. Также это умение сопоставить различные точки зрения, в частности за счёт опоры на знания и опыт самого читателя.
Обнаружение и устранение противоречий
Сравнив информацию из разных текстов, читающий может обнаружить противоречия между ними. Ему необходимо осмыслить это противоречие и понять, как разрешить его (проще говоря — определить, какая точка зрения правильная). Для этого надо оценить и источники, и логику автора, и обоснованность предъявленных им утверждений.
Перечисленные навыки нужны нам как для решения простых жизненных задач (скажем, узнать новости и составить своё мнение о них, ознакомиться с инструкцией к лекарству или правилами подачи заявления на «Госуслугах»), так и для более сложных — например, во время любого обучения, как правило, приходится читать учебники и множество дополнительной литературы.
Тест PISA содержит задания, от простых до сложных, на проверку всех этих навыков. Тексты, которые предлагаются участникам тестирования, сами по себе тоже разного уровня сложности. В PIAAC устройство аналогичное, и оценивает оно те же навыки.
Какие уровни читательской грамотности бывают
В зависимости от того, какие навыки и в какой степени демонстрируют участники теста PISA (это оценивается по баллам за задания, отнесённые к конкретной группе умений), выделяют шесть уровней читательской грамотности. Правда, элементарный — первый — разбивается на три подуровня, но здесь мы опишем только верхний.
Разумеется, каждый уровень выше первого предполагает, что человек обладает и навыками более низких уровней. То есть, например, человек с шестым уровнем грамотности обладает всем набором умений, соответствующих уровням от первого до шестого.
Уровни читательской грамотности согласно тесту PISA
Совершенно очевидно: чтобы осваивать новые знания с опорой на текст (много читать в вузе, заниматься самообразованием), надо иметь уровень не ниже четвёртого.
В тесте PIAAC для взрослых распределение по уровням похожее, только их не шесть, а пять. Они представлены в таблице ниже.
Уровни читательской грамотности согласно тесту PIAAC
5 | Сопоставлять информацию из нескольких насыщенных сложных текстов, обобщать сходные и противоположные идеи или аргументы, применять и оценивать логические и абстрактные модели. Оценивать надёжность источников, отбирать ключевую информацию, понимать её, даже если она дана в неявном виде. Делать сложные выводы, опираясь на внетекстовую информацию (то есть на собственные знания). |
4 | Объединять, сопоставлять, интерпретировать информацию из сложных или длинных, смешанных или разнотипных текстов, которые включают много условий или противоречивую информацию. Делать сложные выводы с опорой на свои базовые знания, а также интерпретировать или оценивать тонкие утверждения и аргументы. |
3 | Понимать насыщенные или длинные тексты, включая смешанные или многостраничные, и соответствующим образом реагировать на них. Идентифицировать, интерпретировать или оценивать одну или несколько частей информации и делать выводы. С помощью многоступенчатых мыслительных операций выбирать необходимые сведения из конкурирующей информации, чтобы сформулировать свои ответы. |
2 | Сопоставлять две или более единиц информации на основе заданных критериев, сравнивать и противопоставлять их. Рассуждать об информации и делать простые выводы. |
1 | Читать относительно короткие непрерывные или смешанные тексты, в которых мало противоречивой информации. Находить один фрагмент, который идентичен или синонимичен информации, указанной в задании. |
Сколько людей достигают высоких уровней читательской грамотности
В среднем по ОЭСР шестого уровня, по данным PISA-2018, достигли лишь 1,3% подростков, а пятого — 8,7%, четвёртого — 27,6%. При этом 23% подростков не достигли и второго уровня.
Тех, кто демонстрирует пятый и шестой уровни, во всех странах меньшинство. Это видно на представленной ниже инфографике, где уровни распределены слева направо: серым и белым цветами показаны разные градации первого уровня, а разными оттенками рыжего — уровни со второго по шестой (чем темнее рыжий цвет, тем выше уровень).
В России в 2018 году шестого уровня достигли 1% тестируемых, пятого — 5%, четвёртого — 16%, не поднялись выше третьего и второго уровней по 28%, а не преодолели даже первый 22%.
Для сравнения, в Финляндии, например, расклад такой: на шестом уровне — 2%, на пятом — 12%, на четвёртом — 25%, на третьем — 28%, на втором — 19%, на первом — 13%.
Как отмечалось в пояснениях Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) к результатам PISA-2018, российские обучающиеся справились с поиском информации несколько хуже, чем с пониманием прочитанного.
А что же оказалось самым сложным для подростков всех стран ОЭСР? Как поясняли международные аналитики по итогам тестирования, менее одного из десяти учащихся смогли отличить факт от мнения, основываясь на неявных сигналах, относящихся к содержанию или источнику информации. «Образование выигрывало гонку с технологиями на протяжении всей истории, но нет никакой гарантии, что оно сделает это в будущем», — резюмировали исследователи.
Но и у людей постарше результаты ненамного лучше. Тех, кто достигает самых высоких уровней (в тесте PIAAC, напомним, это пятый и четвёртый), мало. Даже к четвёртому уровню грамотности в среднем, по данным исследования, завершившегося в 2013 году (в России оно проходило в 2009–2013 годах), относились лишь 11% взрослых. Больше всего доля таких людей оказалась в Японии и Финляндии (по 20 и 21%).
А до самого высокого, пятого, уровня почти везде дотянули меньше 1% взрослых (если точнее, то 0,7%). Самая большая доля взрослых на этом уровне тоже в Финляндии (2%), Австралии, Нидерландах, Японии и Швеции (везде чуть больше 1%).
Больше всего взрослых находятся на втором и третьем уровнях читательской грамотности: по 33 и 38% респондентов во всех странах, принявших участие в исследовании. Но, например, во Франции, Ирландии, Италии, Польше и Испании больше доля людей, остановившихся на втором уровне, а в Японии, Словакии, Корее больше доля тех, кто достиг третьего уровня.
В России самым распространённым уровнем читательской грамотности оказался третий (41% респондентов). На втором уровне было 35% взрослых, на первом и четвёртом — по 13 и 10% соответственно. Пятого уровня достигли тоже меньше 1%, как и в среднем по странам ОЭСР.
Конечно, чем выше уровень образования, тем выше и уровень читательской грамотности. Самые высокие показатели у людей с научными степенями либо с двумя высшими образованиями.
А если взглянуть в разрезе возрастных групп, то в России на момент исследования наблюдался нехарактерный для других стран провал показателя читательской грамотности у людей 30–34 лет. Исследователи связали это с тем, что к группе тридцатилетних во время тестирования относилось поколение, которые окончили школу в начале 1990-х годов — в кризисную для образования эпоху.
Какие ещё исследования посвящены читательской грамотности
В России собственное тестирование по модели PISA среди подростков проводит Федеральный институт оценки качества образования. Среди прочего исследуется читательская грамотность. Мы рассказывали о результатах 2021 года.
Кроме того, есть множество локальных и немасштабных исследований, предметом которых тоже является понимание текста, навыки беглого или смыслового чтения. Так, исследователи из СПбГУ установили, что современным студентам с трудом даётся понимание переносного смысла текстов — иными словами, есть сложности с понятийным мышлением. А учёные из Приволжского исследовательского медицинского университета выяснили, что с пониманием скрытого смысла текста не справляются довольно высокие доли учащихся 8–10-х классов.
- Что такое цифровая грамотность и зачем она нужна
- Что такое финансовая грамотность и как её повышать взрослому?
- Что такое критическое мышление и как его развивать
- Бумага vs экран: пора ли отказаться от печатных учебников
Источник: skillbox.ru