Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной.
Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д.
Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.
социометрия часть1
С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.
Примеры вопросов для изучения деловых отношений
1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?
3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?
Примеры вопросов для изученным личных отношений
1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?
3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?
При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого.
социометрия
Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N— число членов группы.
Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.
Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).
Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы.
Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.
В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику).
Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: P(A)=d/(N-1), где Р — вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N — число членов группы.
Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.
Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.
Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Социометрическая процедура.
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Метод социометрии включает в себя несколько этапов: сбор предварительной информации о группе, проведение социометрического опроса, анализ и интерпретация полученных данных. Наблюдение необходимо для сбора первичной информации, постановки цели исследования и правильного выбора вопросов.
Безусловно, участие в опросе может быть только добровольным. Приходится специально оговаривать это общее правило проведения психологических исследований, потому что вопросы, на которые предлагается ответить испытуемым, затрагивают эмоциональные стороны межличностных отношений в группе. На практике встречаются случаи, когда испытуемый затрудняется с ответами, либо вообще отказывается от участия в тестировании. Это его право (и, возможно, повод для менеджера по персоналу и для непосредственного руководителя поговорить с человеком, что называется, «по душам»).
Сама процедура социометрического опроса предполагает соблюдение определенных норм и требований. Одно из основных условий — персонифицированное участие. Этот метод не может применяться анонимно, иначе просто невозможно будет интерпретировать полученные результаты.
Есть определенные требования в отношении состава группы: ее границы должны быть четко обозначены (сотрудники только одного отдела или члены одной бригады и т. п.); необходимо, чтобы «возраст» группы составлял не менее двух-трех месяцев (в литературе часто встречается требование — не менее полугода).
Не следует проводить социометрию в течение двух-трех недель после какого-либо корпоративного мероприятия, поскольку «последействие», «эмоциональный шлейф» неформальной вечеринки может заметно исказить результаты. Есть и требования в отношении специалиста, который проводит социометрический опрос: он не может быть членом данной группы и при этом должен пользоваться ее доверием (что присуще эйчару).
Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.). Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
Таблица 1. Пример социометрической карточки
а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?
б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?
а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?
б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?
При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. В бланке напротив фамилии каждого выбранного/отклоненного члена группы указываются характеристики (качества), на основании которых («за что») сделан выбор/отклонение. Характеристики могут формулироваться в произвольной форме, своими словами — так, как испытуемые объясняли бы выбор своим знакомым.
При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).
Для проведения социометрического опроса участники (члены исследуемой группы) собираются в отдельном помещении. Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Участникам рекомендуется делать не более трех выборов и трех отклонений, меньшее количество вариантов допустимо, иногда не принимаются только формулировки «всех» и «никого». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.
Таблица 2. Величины ограничения социометрических выборов
С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.
Примеры вопросов для изучения деловых отношений
1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?
3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?
Примеры вопросов для изучения личных отношений
1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?
3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?
Суть предложения (или вопроса) может меняться, главное, чтобы он был сформулирован просто, четко и однозначно понимался всеми участниками. В литературе чаще всего предлагается такой вариант вопроса для выбора: «Кого бы Вы пригласили на свой день рождения?» Как показывает опыт автора, такая формулировка плохо «работает» со взрослыми людьми, тем более — в контексте серьезных деловых взаимоотношений. Чтобы не дискредитировать сам метод, лучше подбирать более реалистичные вопросы и предложения.
При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого.
Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N- число членов группы.
Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.
Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).
Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы.
Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.
В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику).
Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: P(A)=d/(N-1),где Р — вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N — число членов группы.
Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.
Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.
Обработка результатов
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.
Социоматрица (таблица).Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.
По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.
Сначала нужно выявить наиболее влиятельных членов группы, затем выделить взаимные пары и группировки, которые составляются из членов группы, стремящихся выбирать друг друга (по два-три человека, реже четыре и более). Максимально высокий социометрический статус — (+1) человек получает в случае, когда его выбирают все члены группы, а максимально низкий — (-1) тогда, когда все отклоняют его. В реальных группах такие крайности практически не встречаются. Чем ближе показатель статуса к (+1), тем больше оснований считать, что в данной группе этот человек является неофициальным лидером; чем ближе он к (-1), тем выше вероятность, что мы имеем дело с «отверженным».
Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.
Таблица 3. Пример социоматрицы
Источник: studfile.net
Как посчитать социометрический статус?
Технику, которую разработал Джекоб Леви Морено, применяют для диагностики межгрупповых и межличностных отношений, с её помощью устанавливается социометрический статус, чтобы изменить, улучшить и совершенствовать эти отношения. Также социометрия позволяет изучать типологию поведения людей в социуме, судить о социальной и психологической совместимости людей в условиях групповой деятельности.
Положительный или отрицательный социометрический статус — это отражение свойств личности, являющейся элементом социометрической структуры и занимающей там некую пространственную позицию (иначе — локус). Это означает, что анализируется сумма предпочтений и отвержений данной личности, получаемой от окружающих людей. В групповой структуре свойства даны каждому элементу, но очень неравномерно, а потому для сравнительного анализа каждое соотношение измеряется и обозначается числом. Это и есть индекс социометрического статуса. Пример расчета будет приведён в данной статье.
Цели социометрии
Процедура социометрических измерений помогает выявить степень разобщённости и сплочённости в группе, а также определить социометрические позиции в смысле соотношения авторитетов по признакам симпатий и антипатий. Таким образом и оказываются на разных полюсах люди, которым присвоен социометрический статус, например, лидера или отверженного. Кроме того, внутри группы необходимо обнаружить подсистемы, некие сплочённые образования, где тоже вполне могут оказаться свои неформальные руководители. Деятельность в рамках этой теории помогает произвести измерение авторитета лидеров — и формального, и неформального, чтобы затем перегруппировать людей по командам для снижения напряжённости в коллективе, которая возникает по причине неприязни людей, чаще всего взаимной.
Социометрический статус определяется посредством определённой методики, проводимой с группой. Это не занимает много времени, достаточно четверти часа, но пользы приносит много. Особенно методика хороша в прикладных исследованиях, где проводится работа по совершенствованию отношений.
Установление социометрического статуса не означает, что все проблемы будут решены в одночасье, конечно, это отнюдь не радикальный способ снятия внутригруппового напряжения. Да и причины его нужно искать значительно глубже, не в отдельных симпатиях и антипатиях коллектива. У подобных проблем гораздо более далеко спрятанные источники. Надёжность социометрической процедуры прежде всего зависит от точного выбора критериев, а диктует их программа исследования и предварительное знакомство со спецификой отношений в группе.
Социометрическая процедура
Общей схемой действий являются следующие: сначала ставятся задачи исследования и выбираются объекты измерения, затем формулируются положения и гипотезы, касающиеся критериев опроса каждого члена группы. Анонимность социометрической процедуре не показана, поскольку измерения в этом случае не дадут ожидаемого эффекта. Требование исследователя раскрывать свои симпатии, а особенно антипатии, обязательно вызовут у многих опрашиваемых не только внутренние затруднения, но и резкое нежелание принимать участие в данном опросе.
Таковы особенности социометрического статуса у студенческого возраста аудитории, у школьников. Здесь лучше всего использовать форму карточек, на которые заносятся выбранные вопросы и критерии, либо устроить опрос типа интервью в устном виде. Последнее особенно хорошо подходит, если исследование устраивается для измерения социометрического статуса в малой группе.
Порядок опроса
На вопросы отвечает каждый член группы, выбирая, в зависимости от склонностей, тех или иных одногруппников, ранжируя их по предпочтительности в сравнении с остальными. Главный критерий — собственные симпатии или антипатии, недоверие или доверие и так далее. Вопросы должны быть подобраны так, чтобы как можно легче было обнаружить отношение одного к другому, к лидеру, к неформальному лидеру, к тому, кого группа по каким-либо причинам не принимает. Экспериментатор зачитывает два вопроса под литерой а) и б), затем даёт опрашиваемым инструкцию. Они должны написать на своих листах три фамилии.
Под первой цифрой — человека, которого выбрали бы в первую очередь, под второй — человека, которого выбрали бы, не будь у них первого, а под третьей — того, кто занял бы это место, не будь первых двух. Вопросы под литерами могут быть составлены как угодно, в зависимости от ситуации. Например, если измеряются особенности социометрического статуса у студенческого возраста ребят, они могут звучать так:
- Кого из товарищей по группе вы попросили бы помочь подготовиться к экзамену? (Первая фамилия, вторая, третья).
- Кого из товарищей по группе вы не хотели бы просить об этом даже в случае крайней необходимости? (Так же — первая фамилия, вторая и третья).
Примерные вопросы
Чтобы выяснить, насколько социометрический статус соответствует нормальным деловым отношениям, вопросы должны быть несколько иными:
- С кем бы вы хотели поехать в долгую служебную командировку?
- С кем бы вы не хотели поехать в продолжительную командировку?
- Кто, на ваш взгляд, лучше всех выполнит функции профорга, старосты или другого организатора?
- Кому, на ваш взгляд, будет сложно выполнять обязанности организатора?
И так далее. Вопросы должны быть достаточно корректными, но легко соотноситься с желанием выбора.
Таким же образом школа социометрического статуса рекомендует исследовать и личные отношения в группе. Вопросы составляются по тому же принципу, но в границах данной тематики. Например:
- С кем бы вы посоветовались в трудной ситуации, если бы она появилась в вашей личной жизни?
- К кому из группы вы не хотели бы обращаться ни за одним советом, ни по какому поводу?
Возможны следующие вопросы:
- С кем бы вы хотели разделить комнату в общежитии?
- Если бы вашу группу формировали заново, кого бы вы не хотели видеть в новой группе?
- Кого вы пригласили бы на праздник, например, на день рождения?
- Кого из вашей группы вы в свой день рождения не хотели бы видеть?
Чтобы подтвердить достоверность ответов, данное исследование можно проводить в одной и той же группе не один раз, только с другими вопросами.
Непараметрическая форма
Границы социометрического статуса определяются достаточно зыбко, если используется первая, непараметрическая форма исследования. Однако она помогает обнаружить в каждом члене группы некую эмоциональную экспансивность, получить срез групповой структуры в многообразии межличностных связей. Тем более она полезна и потому, что чаще всего применяется в самом начале исследований, и впоследствии коллектив будет по мере привыкания к опросу более откровенен. Опять же этот метод хорош только для небольших групп, а если в ней более двенадцати человек, понадобится вычислительная техника для подсчёта результатов. Принцип исследования такой: каждый испытуемый отвечает на вопросы карточки без ограничения выбора. Если ему нравятся восемь человек из девяти (девятый – он сам), он вписывает их фамилии одну за другой. (Некоторые, особенно скрытные, пишут по алфавиту или экономят чернила, подписывая: «Выбираю всех!»)
Теоретически возможным числом сделанных выборов каждым членом коллектива будет (N-1), где N — количество людей в группе. И каждого субъекта могут выбрать тоже (N-1) количество раз. Указанная величина, кстати, всегда основная количественная константа всех социометрических измерений. Но непараметрическая процедура делает её единственной и для субъекта, и для объекта выбора.
Также её недостатком является огромная вероятность получить случайный выбор. Отметивший всех едва ли действительно находится в такой недифференцированной аморфной системе отношений с окружающими. Скорее — демонстрирует формальную лояльность и заведомо лукавит. Именно поэтому исследователи изменили процедуру метода и снизили таким образом процент вероятности случайного выбора, разделив категории социометрических статусов.
Параметрическая процедура
Во втором варианте ограничивается число выборов. Например, члены группы могут назвать только строго фиксированное число фамилий. Если в коллективе двадцать человек, каждому предлагается выбрать, например, только четыре или пять фамилий. Этот эффект называется лимитом выбора или социометрическим ограничением, и нужно сказать, что надёжность данных значительно повышается, одновременно облегчая статистическую обработку полученного материала. Испытуемые более внимательно относятся к ответам и чисто психологически чувствуют себя ответственными за свой выбор, а потому практически никогда не лукавят, действительно отмечая только тех людей, которые соответствуют в их представлении предлагаемым ролям — товарища по работе, лидера или партнёра.
Также более точным получается и отрицательный социометрический статус. Лимит выборов вероятность случайных ответов сводит практически к нулю, а также помогает стандартизировать условия исследований, если даже группы в одной выборке имеют различную численность. Всё это даёт возможность сопоставлять материалы различных групп. Сейчас принято считать, что в коллективах до двадцати пяти человек минимальной величиной социометрического ограничения должны быть четыре или пять выборов.
Стандартизация
Существенным отличием второго варианта процедуры от первого является то, что социометрическая константа (N-1) может сохраняться только в системе получаемых выборов — к участнику группы. Система отданных выборов — от участника в группу — измеряется с применением новой величины — d, что обозначает социометрическое ограничение.
Благодаря её введению, появляется возможность стандартизировать все внешние условия выборов среди групп различной численности. Величина d обязательно определяется по одинаковой для всех групп вероятности выбора случайного. Для определения этой вероятности существует формула: P(A)=d/(N-1). Здесь Р является вероятностью случайного события, (А) — социометрический выбор, а N — число участников группы.
Обычно Р(А) выбирают примерно 0,20-0,30, и если подставить эти значения в вышеприведённую формулу, чтобы определить d (а величина N нам известна), то получится искомое число, показывающее социометрическое ограничение в данной группе. Недостатки у этой процедуры тоже имеются: невозможно увидеть всё многообразие взаимоотношений в коллективе, выявляются только субъективно важные связи, отражаются только избранные, типичные коммуникации, а вся структура в этой группе до конца не раскрывается. Социометрическое ограничение не показывает экспансивную эмоциональность членов коллектива.
Социометрическая карточка
Анкета или карточка для социометрического исследования составляется уже на последнем этапе разработки данной программы. Заполняя карточку, каждый участник опроса должен указывать собственное отношение к остальным членам группы по определённым критериям — решение деловых задач, совместная работа, проведение досуга и так далее. Критерии более всего зависят от цели исследования и следования программе, то есть от того, что является предметом: отношения в группе досуга или в производственной группе, стабилен коллектив или он временный и так далее.
№ | Тип | Критерий | Выборы |
1 | Производство | Кого вы хотели бы видеть в роли старосты группы? | |
2 | Досуг | Кто по вашему мнению с обязанностями старосты группы не справится? |
Подсчёт результатов
После того, как будут собраны карточки, начнётся математическая обработка данных, а потому необходимо хотя бы вкратце рассказать, как посчитать социометрический статус. Это можно сделать тремя способами — индексологическим, графическим и табличным. Последний характерен тем, что результаты заполняются отдельно по личным и деловым отношениям.
По вертикали располагается список фамилий в первой графе, а по горизонтали напротив каждой — цифры: +1,+2,+3 и т.д. Обозначаются те, кто был выбран в первую, вторую и так далее очередь, а -1,-2,-3 и т.д. – те, кто не был избран в первую, вторую и следующую очередь. Взаимность положительного и отрицательного выбора в таблице обводится кружочком (очередность не учитывается).
После окончания этой работы по вертикали подсчитывается алгебраическая сумма всех полученных выборов каждым участником. Затем для каждого подсчитывается сумма баллов. При этом надо учитывать, что первая очередь выбора +3 или -3, вторая +2 или -2 и так далее. И осталось последнее — подсчитать общую алгебраическую сумму, определяющую социометрический статус субъекта в данной группе.
Социометрические индексы
Здесь нужно различать персональный и групповой индекс социометрического статуса. Пример расчета покажет, что первый характеризует индивидуальные социальные и психологические свойства субъекта в роли члена коллектива, а вторые проясняют числовые характеристики всей социометрической конфигурации выбора в группе, описывая свойства структур общения. Например, если школьник Иванов получил первый выбор от одноклассника Петрова, а Сидоров получил от него второй выбор, то в соответственных строках карточки и в соответственных столбцах ставятся соответствующие цифры. Если Иванову тоже Петров нравится больше всех остальных, то есть выбор был взаимен, то цифры эти нужно обвести кружком.
Внизу матрицы подсчитывается то количество выборов, которое получил Иванов, а также Петров и Сидоров. Далее — чистая алгебра, вычисляется социометрический статус каждого ученика. Формула одна на всех: C=M:(N-1). Здесь С — это социометрический статус, М — общее число выборов, где положительные плюсуются, а отрицательные минусуются, N — число испытуемых. Например, Иванов получил 4_9=0,44.
Это неплохо. Но даже если результат неутешительный, школа и родители имеют огромные педагогические возможности изменения социометрического статуса ученика. Главное — произвести измерения и понять, в чём проблема.
Наиболее часто выделяют следующие категории статусов: социометрические звёзды, предпочитаемые, пренебрегаемые, отверженные и изолированные. Они отличаются числом положительных и отрицательных выборов и их сочетанием. Очень важно понимание, сознаёт ли человек свой статус и насколько ему комфортно в данной роли.
Источник: fb.ru