Программно целевой метод в планировании это метод указывающий цели программы

Актуальность данной темы, таким образом, связана с необходимостью более детального изучения теории планирования в России и создания собственных разработок для оптимизации внутрифирменного и государственного управления.
1.Понятие программно – целевого планирования
1.1.Определение программно-целевого планирования
Изучение любого объекта, особенно такого сложного и неоднозначного, как планирование, следует начинать с его точного определения. Итак, дадим определение программно – целевого планирования, которому посвящена данная работа.

Введение…………………………………………………………………..3
1.Понятие программно – целевого планирования………………….4
1.1.Определение программно-целевого планирования……….4
1.2.Процедура программно-целевого планирования…………..5
1.3.Недостатки программно-целевого планирования………….7
2.Методология программно-целевого планирования……………. 9
3.Применение программно-целевого планирования на разных уровнях…………………………………………………………………………..11

Программно целевые методы управления общ финансами


3.1.Программно-целевое планирование в организациях…….12
3.2.Государственное программно-целевое планирование…..14
4.Программно-целевое планирование на примере целевой программы Московской области «Социальная гарантия»………………….18
4.1.Общие положения………………………………………………18
4.2.Анализ структуры финансирования целевой программы «Социальная гарантия»………………………………………………………22
4.3.Прогноз выполнения целевой программы «Социальная гарантия»………………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………..32

Файлы: 1 файл

Тема:»Программно-целевой метод планирования исследования систем управления».

1.Понятие программно – целевого планирования………………….4

1.1.Определение программно-целевого планирования……….4

1.2.Процедура программно-целевого планирования…………..5

1.3.Недостатки программно-целевого планирования………….7

2.Методология программно-целевого планирования……………. 9

3.Применение программно-целевого планирования на разных уровнях………………………………… ………………………………………..11

3.1.Программно-целевое планирование в организациях…….12

3.2.Государственное программно-целевое планирование…..14

4.Программно-целевое планирование на примере целевой программы Московской области «Социальная гарантия»…………………. 18

4.2.Анализ структуры финансирования целевой программы «Социальная гарантия»……………………………………………………… 22

4.3.Прогноз выполнения целевой программы «Социальная гарантия»……………………… ………………………………………………….30

Список использованной литературы………………………………..32

Планирование и прогнозирование как наука возникли давно, но их активное развитие на западе началось в середине XX века. Это было обусловлено повышением деловой активности, возникновением большого количества новых коммерческих предприятий и другими подобными факторами. Вместе с тем возникла и необходимость более существенного вмешательства государства в экономику с целью регулирования рынка. Таким образом появилось планирование на микро- и макроурованях.

Н.А. Бегчин: Новации в части разработки и реализации государственных программ

В течение нескольких десятилетий теория планирования и прогнозирования бурно развивалась, в результате чего возникли различные способы и методы планирования. Некоторые из них специфичны, другие универсальны. К последним относится и метод программно-целевого планирования, рассмотренный в данной работе.

Этот метод зарекомендовал себя в развитых странах как один из самых точных и надежных. Он широко применяется на Западе на всех уровнях планирования и управления.

Однако в России в связи с историческими обстоятельствами теория планирования и управления развивалась в иных направлениях, чем на Западе. В результате возникла ситуация почти полного отсутствия отечественных научных разработок в этой области при переходе к рыночной экономике. При планировании приходилось использовать западные модели, которые не всегда подходят к российским условиям.

Актуальность данной темы, таким образом, связана с необходимостью более детального изучения теории планирования в России и создания собственных разработок для оптимизации внутрифирменного и государственного управления.

1.Понятие программно – целевого планирования

1.1.Определение программно-целевого планирования

Изучение любого объекта, особенно такого сложного и неоднозначного, как планирование, следует начинать с его точного определения. Итак, дадим определение программно – целевого планирования, которому посвящена данная работа.

Программно – целевое планирование — это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели — пути – способы — средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Особенностью программного планирования является также способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

Из положений, рассмотренных выше, следует, что ключевым понятием программно-целевого планирования является программа. Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, — не что иное, как план. Таким образом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, а именно объединение планирования и фактического влияния на экономические показатели.

1.2.Процедура программно-целевого планирования

Как уже было сказано, первым этапом программно-целевого планирования является постановка целей; на последующих этапах разрабатываются пути и конкретные способы их достижения. Рассмотрим эту процедуру подробнее.

Читайте также:
Гейльброннская программа требования горожан

Таким образом, мы выделили еще один элемент программно-целевого планирования – систему управления. Ее построение – это, по сути, и есть основание, на котором базируется выполнение программы. Т. е. планирование решения какой-либо проблемы при программно-целевом методе во многом сводится к планированию системы управления. Рассмотрим его основные стадии.

Формирование общей структурной схемы системы и её главных характеристик (стадия композиции).

Разработка состава подразделений и основных связей между ними (стадия структуризации).

Разработка количественных характеристик аппарата управления, установление порядка его деятельности (стадия регламентации).

При этом первая стадия имеет принципиальное значение, поскольку она определяет структуру системы управления (организации). На ней определяются система целей и задач организации, её тип и правовой статус, степень самостоятельности, границы деятельности, состав функций. На второй и третьей стадиях устанавливаются более детальные параметры системы.

Теория планирования и построения систем управления для решения новых проблем должна основываться на анализе практики создания и функционирования существующих систем. Основная сложность состоит в том, чтобы среди множества единичных фактов и наблюдений различных специалистов выявить какие-то ключевые положения, закономерности, общие для планирования и построения всех систем управления. Среди них можно выделить следующие:

1. Формирование системы управления — это многоэтапный процесс.

2. Необходимым условием для начала планирования, а затем и

создания рассматриваемой системы является наличие определённой общественной потребности, т. е. проблемы, требующей решения. Однако одной потребности недостаточно, нужны ещё определённые условия и гарантии: экономические, юридические, социальные, технические и другие, чтобы обеспечить системе необходимую устойчивость.

3. Решение вновь возникающих проблем не обязательно требует создания новых систем управления. Многие проблемы могут успешно решаться в рамках существующих систем. Обычно для этого разрабатывается специальный комплекс мероприятий (программа) и готовятся постановления или приказы, обязывающие соответствующие системы выполнять предписанные им новые функции. Контроль за реализацией такой программы осуществляется организацией, назначаемой головной по данной проблеме.

Необходимость в планировании и построении новых систем управления возникает обычно, когда становится очевидным, что существующие организационные структуры не справляются с решением проблемы и требуется создать новые.

4. Для выбора способа решения проблем предварительно проводится их исследование. При решении рассматриваемых в данной работе проблем наибольшее распространение получили программно-целевые методы, наиболее естественно связывающие проблему со средствами её решения.

Решение сложной проблемы обычно начинают с построения «дерева целей «, которых требуется достичь путём организации и проведения определённого комплекса мероприятий. Задача заключается в том, чтобы найти этот комплекс, указать конкретных исполнителей и сроки выполнения мероприятий. Для этого «дерево» как бы «накладывается» на реальную среду, в результате чего находится необходимая информация и составляется конкретная программа работ.

1.3.Недостатки программно-целевого планирования

Программно-целевой метод планирования выглядит довольно привлекательным, т. к. позволяет в значительной степени влиять на исследуемую ситуацию. Однако у него есть ряд существенных недостатков, которые рассмотрены ниже.

К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана и целевой комплексной программы. В результате приходится адаптировать программные методы к уже существующим методам планирования и управления. Всё это существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода, который наиболее эффективен для решения хорошо изученных проблем, т. к. для них сравнительно нетрудно провести исследование по схеме «цель — система мероприятий – система управления».

Программно-целевое планирование используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем.

Эта ситуация также связана с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Руководители программ при создании новых систем управления предпочитают действовать старыми проверенными методами, чтобы уменьшить риск. Однако это не всегда является оптимальным подходом, что не идет на пользу создаваемой программе.

«Забывчивость» систем управления.

Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались. Специалисты связывают это с тем, что такая связь первоначально не была учтена в полной мере при создании системы, определении её границ, структуры, функций и т. д. Кроме того, часто наблюдается несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости проблемы, что не способствует ее успешному решению.

Отсутствие адекватных методик расчёта экономической эффективности программ.

В результате невозможно объективно обосновать необходимость создания программы и соответствующей системы управления для решения какой-либо конкретной проблемы.

Иногда с момента появления проблемы до момента реализации программы по ее решению проходят многие годы, в течение которых обществу наносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблемы. Например, десятилетиями замалчивалась проблема охраны окружающей среды, пока наконец не были созданы специальные программы. Рано или поздно проблемы всё равно «всплывают на поверхность», однако очевидно, что чем раньше та или иная проблема будет обнаружена и решена, тем больший ущерб удастся предотвратить.

Таким образом, все недостатки программно-целевого планирования связаны с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Следовательно, для оптимизации процесса программно-целевого планирования необходимы дальнейшие и более глубокие научные разработки в этой области.

2.Методология программно-целевого планирования

Во всех областях науки важную роль играет методология, т. е. совокупность методов, используемых при изучении и исследовании каких-либо объектов. В планировании и прогнозировании роль методологии еще больше, чем в других дисциплинах. Это связано с тем, что проблемы в данной области в последние годы стали особенно сложными вследствие быстрых изменений в экономике. Для их решения необходимо развивать научную базу планирования и прогнозирования и, в первую очередь, методологию.

Читайте также:
При печати программа вылетает

Применительно к планированию и прогнозированию методология – это наука о методах прогнозирования и планирования, общие научные основы этих методов. Существует множество различных методов планирования и прогнозирования. Рассмотрим те из них, которые применяются в процессе программно-целевого планирования.

Эвристические методы. Методы этой группы субъективны и неотделимы от лица, делающего прогноз. Это, прежде всего, методы социологических исследований и экспертные методы.

При программно-целевом планировании методы социологических исследований могут применяться для определения текущего положения в стране или на рынке определенных товаров, а экспертные методы – для более точного построения прогноза. Однако эвристические методы при программно-целевом планировании используются лишь как дополнение к другим методам, т. к. их точность относительно невысока.

Экономико-математические методы. При применении методов этой группы активно используются объективное наблюдение и измерение показателей. Затем с помощью расчетов и математического моделирования делается прогноз.

Источник: www.yaneuch.ru

Программно-целевые методы планирования развития территорий

Программно-целевой подход – это понятие, которым характеризуется применение отдельных элементов программно-целевого планирования в практике принятия плановых решений, касающихся экономического и социального развития объекта управления. В частности, данный подход может быть использован не только в процессе разработки комплексных целевых программ, а также в бизнес-планировании, долгосрочных и среднесрочных планах.

Определение 2

Программно-целевое планирование – это метод управления экономическим и социальным развитием государства посредством разработки и осуществления специфических плановых документов, или комплексных целевых программ.

Программно-целевое планирование характеризуется следующими чертами:

  • ориентировано на решение комплексных проблем;
  • планирование ресурсов, основанное на конкретных результатах, ожидаемых при реализации определенного спектра целей;
  • концентрация ресурсов на разрешении ряда ключевых вопросов социально-экономического развития систем, которое обеспечивает их продуктивную адаптацию к условиям внешней среды и развитию;
  • обязательная экономическая оценка эффектов управления.

Основным инструментом программно-целевого метода являются программы.

Определение 3

Программа – это совокупность намеченных, подлежащих последовательному выполнению действий, которые связанны общностью решаемых проблем.

Программы характеризуются высокой степенью интеграции видов деятельности и исполнителей, характеризуемыми:

  • временным организационным единством участников до реализации программы;
  • интеграцией видов деятельности и организаций на всех ступенях – начиная построением программы и заканчивая ее окончательной реализацией;
  • строгой субординацией целей и ясно выраженным служебным характером всех промежуточных целей;
  • моноцелевым характером программы, то есть выполнением единой цели;
  • наличием единого общего сценария для выполнения программы, высокой степенью концентрации мероприятий, альтернативных возможностей и пр.;
  • самостоятельным финансированием;
  • наличием специального органа управления программой со всеми правами и полномочиями.

«Программно-целевые методы планирования развития территорий»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Проблемы, решаемые программно-целевым планированием

Для программной проработки на уровне государства определяется круг проблем, оказывающих глобальное воздействие на динамику развития экономики государства и связанные с реализацией регионального разреза государственной экономической политики, включая:

  • освоение новых районов промышленного развития;
  • вовлечение крупных минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в хозяйственный оборот;
  • изменение специализации экономики регионов или отдельных зон в процессе структурной перестройки;
  • возникновение полюсов экономического роста, обладающих принципиальным значением в создании эффективной структуры экономики государства;
  • осуществление санации предприятий в необходимой степени, продукция которых должна удовлетворять государственные нужды;
  • становление и развитие объектов зональной и магистральной инфраструктуры;
  • создание и развитие объектов науки и научного обслуживания в регионах, которыми обеспечена реализация стратегических направлений в исследованиях и крупных комплексных научно-исследовательских межрегиональных программах;
  • сглаживание региональных диспропорций уровня жизни, оказания помощи населению в депрессивных регионах;
  • реализация государственной политики в области экологии в отношении проблем общегосударственного и межрегионального значения, а также сложные и требующие значительных ресурсов экологических проблем регионального характера.

На уровне регионов разработку и реализацию программ связывают с решениями таких проблем, как:

  • формирование новых, развитие и поддержание существующих прогрессивных производств, а также объектов производственной и социальной инфраструктуры, которые дают возможность реализации конкурентных преимуществ региона;
  • создание благоприятного общеэкономического фона функционирования и развития предприятий в регионе на основании развития законодательной и нормативной базы, а также создание благоприятного инвестиционного регионального климата;
  • развитие рыночной инфраструктуры общерегионального и зонального значения.

На уровне муниципалитета программно-целевой метод планирования связан с решением ряда проблем:

  • ликвидация диспропорций в развитии производств и инфраструктуры, которая реализует локальные циклы воспроизведения;
  • помощь в развитии малого бизнеса;
  • комплексное усовершенствование местной законодательной и нормативной базы с целью стимулировать предпринимательскую деятельность населения в направлениях, являющихся приоритетными для рассматриваемой территории, а также создание благоприятных условий для привлечения инвестиций на активное развитие производственных и инфраструктурных объектов;
  • развитие объектов местной рыночной инфраструктуры;
  • развитие объектов социального назначения: школ, больниц, детских учреждений и пр.;
  • помощь в занятости населения, в том числе в вопросах переподготовки кадров, преодолении структурной безработицы и пр.

Экономическое развитие регионов в современном мире делает актуальной постановку новых проблем, решение которых связано с программно-целевым методом. К таким проблемам относят:

  • кластеризацию социально-экономического пространства в регионах, обеспечивающую их инновационное развитие;
  • становление импортозамещающих производств;
  • диверсификация экспортных производств;
  • изучение новых отраслей мировых рынков товаров и услуг;
  • развитие международного инвестиционного сотрудничества;
  • снятие дисбаланса расходных обязательств органов регионального и местного самоуправления с доходными возможностями субфедеральными и местными бюджетами.
Читайте также:
Программа для учета водителей и автомобилей

Источник: spravochnick.ru

Еще раз к вопросу о понятиях программно-целевого метода

Калинина, Л. Е. Еще раз к вопросу о понятиях программно-целевого метода / Л. Е. Калинина. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1979/ (дата обращения: 13.07.2023).

Государственное управление обладает довольно широким набором правовых приемов и способов, используемых для достижения целей, которые специалисты называют методами государственного управления. Атаманчук Г.В. выделяет следующие группы методов, находящие применение в государственном управлении: методы научного познания (математическое программирование, вероятностно-статистические методы, системный и функциональный анализы; методы теории стратегических игр и статистической теории принятия решений; экономико-статистическое моделирование; методы прогнозирования, социального экспериментирования; графические; теории очередей или теории массового обслуживания); методы функционирования органов государственной власти (методы работы с информацией, методы правотворческой, оперативно-исполнительной и правоохранной Деятельности, методы подготовки и проведения организационных мероприятий, методы отбора и развития управленческих кадров, методы исполнения и контроля); методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления (морально-этические, социально-политические, экономические и административные) [1, с. 43].

Следует сказать, что методы государственного управления при переходе от одной экономической формации к другой отличаются от методов, используемых при стабильных экономических отношениях. Одним из актуальных методов переходного периода является программно-целевой метод.

Использование программно-целевого метода в государственном управлении зависит от правильно сформулированных понятий, закладываемых при нормативно-правовом регулировании и правильно понимаемых.

Рассмотрение необходимых для исследования вопроса понятий следует начать с «прогноза», «программы» и «плана». Экономисты под прогнозом понимают научно обоснованную гипотезу о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующие это состояние показатели [2, с. 248].

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. предлагают следующее определение «Программа экономическая, социальная – совокупность взаимоувязанных мер, план действий, направленных на достижение единой цели, решение одной проблемы» [2, с. 251].

Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития Российской Федерации» закрепляет, что программа социально-экономического развития Российской Федерации – комплексная система целевых ориентиров социально – экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. N 588 определяет, что государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

  • выстроенная система мероприятий
  • достижение сформулированных целей, проблем
  • отправная точка, с чем сравнивать (очень удобно с годами кризиса 90-х годов прошлого века или с предыдущим годом, и совсем неудобно с показателями советского времени);
  • критерии качества жизни;
  • критерии культурного уровня;
  • критерии уровня развития и конкурентоспособности сферы производства и услуг;
  • критерии эффективности управления жизнедеятельностью.
  • ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств (и тогда пересматривать механизмы контроля над использованием целевых средств);
  • ответственность за не достижение целей программы, неэффективность деятельности (то есть определять ответственность должностных лиц, государственных органов, политической партии и т.д.).
  1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления
  2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М: ИНФРА-М, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, социально-экономическое развитие, государственное управление, государственная политика, государственное стратегическое планирование, программно-целевой метод, национальная безопасность, программа, экономическое развитие, федеральный уровень.

Похожие статьи

Система государственного стратегического планирования

«Система государственного стратегического планирования — это совокупность: — взаимоувязанных документов стратегического планирования, характеризующих приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации

Программно-целевой метод планирования бюджета.

Российская Федерация, социально-экономическое развитие, государственное управление, государственная политика, государственное стратегическое планирование, программно-целевой метод, национальная.

О возможности применения системы стратегического.

Ключевые слова: государственное планирование, стратегическое планирование, прогнозирование, стратегия, план, программа социально-экономического развития.

Методы и инструменты стратегического планирования.

стратегическое планирование, стратегическое управление, стратегический анализ, стратегический план развития региона, стратегический план, стратегический менеджмент, региональный уровень, региональное.

Государственные программы: формирование и реализация

Российская Федерация, Крым, государственная программа, социально-экономическое развитие Республики, севастополь, программа, программно-целевой метод, устранение ограничений.

Федеральные целевые программы: объем, порядок, источники.

Российская Федерация, социально-экономическое развитие, государственное управление, государственная политика, государственное стратегическое планирование, программно-целевой метод.

Программно-целевой метод как фактор повышения.

Государственная программа — это новый инструмент государственного программно-целевого планирования и управления. 28 июня 2012 года Президент РФ озвучил послание о Бюджетной политике в 2013–2015 годах.

Совершенствование стратегического планирования.

Ключевые слова:муниципальное образование, социально-экономическое развитие, стратегическое планирование, территориальное управление, качество жизни населения. Современное управление на государственном уровне сопряжено с проведением.

Проблемы управления муниципальными финансами

Российская Федерация, Крым, государственная программа, социально-экономическое развитие Республики, севастополь, программа, программно-целевой метод, устранение ограничений.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru