Программа психолого педагогического изучения ребенка с речевой патологией методы изучения

Психолого-педагогическое обследование детей с недостатками речевого развития представляет собой единый комплекс, включающий три достаточно самостоятельных направления, каждое из которых имеет свои специальные задачи: клиническое, психологическое, педагогическое. Конечной целью обследования является определение педагогических условий и индивидуальных приемов и методов помощи, необходимой ребенку с тем или иным речевым расстройством.

Первым, как правило, осуществляется клиническое обследование, направленное на то, чтобы построить предварительную гипотезу о виде дизонтогенеза по данным клинически подтвержденного анамнеза. Детальный анамнез является важной прогостической частью клинического обследования, при сборе которого диагност получает множество значимых сведений о семье и врожденных аномалиях развития, о протекании беременности, болезнях и травмах первых лет жизни, об адаптации в детском саду(школе) и многое другое.

Обычное клиническое обследование включает:

    • обследование терапевта с целью получить сведения о соматическом здоровье ребенка и на основании этих данных определить возможности организации охранительного режима и лечебно-профилактических мероприятий;
    • обследование невропатолога, которое позволяет определить наличие нарушений центральной нервной системы и их характер. В случае выявления органических нарушений мозга помимо коррекционного педагогического воздействия проводится медикаментозная терапия, тогда как при функциональных расстройствах применяется только педагогическое вмешательство;
    • обследование невропатолога в случае органических нарушений дополняют объективные даные (ЭЭГ, доплерография, РЭГ), полученные при нейрофизиологическом обследовании;
    • при афазии необходимо проведение нейропсихологического обследования, которое позволяет получить сведения о состоянии высших психических функций.

    Педагогическое обследование проводит педагог с целью определить уровень овладения ребенком учебными навыками и степень освоения учебного материала в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором находится ребенок.

    Мастер-класс «Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста» для специалистов ПМПК

    Диагностика педагогического (коррекционного) процесса необходима:

      • для оценки динамики развития ребенка и прежде всего тех психических характеристик, на которые направлена коррекция, с тем чтобы достичь наилучшего результата;
      • для организации оптимальных межличностных взаимодействий в диаде «ребенок — педагог» на основе определения индивидуально-типологических особенностей учащегося и учителя и характера складывающихся между ними взаимоотношений на протяжении курса логокоррекции;
      • для анализа результатов педагогического воздействия, оказываемого всеми педагогами, в той или иной степени участвующими в коррекционном процессе; для консультативной работы с родителями ребенка и для планирования дальнейшей работы на основании этих данных.

      Педагогическое обследование включает задания, построенные как на учебном, так и на неучебном материале.

      Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития у детей с ограниченными возможностями здоровья

      Педагог оценивает общие впечатления о ребенке, его общую осведомленность и социально-бытовую ориентировку, знание сведений о себе и своей семье, знания и представления об окружающем, сформированность и общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы, характер ошибок), эмоционально-поведенческие особенности.

      Психологическое обследование — ведущий вид обследования, в задачи которого входит получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка. Результативность психологического обследования и степень обоснованности выводов в значительной мере зависят от адекватности выбранных психодиагностических методик решаемым психолого-педагогическим задачам.

      Диагностическая деятельность психолога осуществляется в рамках психологической модели, целью которой является оценка неречевой симптоматики в структуре речевого дефекта и определение коррекционной работы, направленной на обучение субъекта адаптивным формам поведения в условиях дефекта. Диагностическая деятельность логопеда направлена прежде всего на выявление и анализ проявлений нарушения речевого развития, определение путей преодоления этих расстройств.

      Читайте также:
      Прекращена работа программы utorrent helper

      Психологическое обследование заключается в изучении особенностей психического развития:

        1. Особенности внимания ребенка. Устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость. Отвлечение и колебания внимания. Рассеянность и ее причины. Внимание и работоспособность.
        2. Особенности восприятия и наблюдений. Запоминание (темп, объем), сохранение (прочность, длительность), узнавание (известного в новом). Воспроизведение: воспроизводящее, опознающее, облегчающее (полнота, точность, последовательность). Забывание (частичное, глубокое, ситуативное).
        3. Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Уровни памяти (механическая, смысловая, логическая). Нарушение памяти.
        4. Особенности мышления. Протекание мыслительного процесса. Состояние темпа, активности, последовательности, доказательности и критичности суждения. Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей. Затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации). Затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений. Особенности усвоения понятий (дифференцированность, подмена понятий, выделение существенных признаков, формирование определений). Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление. Творческое и репродуктивное мышление. Нарушение мышления.
        5. Обследование личностных особенностей. Особенности чувств, эмоций, воли. Протекание эмоционального процесса. Нарушения эмоций, склонность к эффектным вспышкам, депрессии, эмоциональной неадекватности. Нарушения высших чувств. Протекание волевого процесса. Соотношения эмоций и воли. Нарушения в развитии воли, упрямство, легкая внушаемость, податливость, капризы, негативизм, импульсивность, развязность. Личность и поведение. Интересы, потребности, идеалы, убеждения личности. Позиция личности. Характер в системе взаимоотношений личности. Нарушения в общении личности. Характер и темперамент. Нарушения в поведении и характере личности: замкнутость, аутизм, самолюбие, чрезмерная обидчивость, эгоизм. Завышенный уровень притязаний. Грубые нарушения в общении и поведении. Деятельность личности. Развитие потенциальных возможностей в деятельности. Сензитивность взрослых периодов и ведущий вид деятельности. Мотивы различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой. Развитие потенциальных возможностей личности в деятельности. Нарушение работоспособности, отношений к деятельности, утомляемость.

        В процессе психолого-педагогического обследования детей с недостатками речевого развития используется все многообразие диагностических методов: наблюдение за деятельностью детей и анализ продуктов деятельности; анкетирование, интервьюирование родителей и детей, опросники, тесты, проективные методики, социометрический метод и метод экспертной оценки.

        Источник: www.defectologiya.pro

        Содержание психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Анализ материалов обследования.

        С течением времени (восьмидесятые — девяностые годы прошлого столетия) в психологии рождается новая отрасль науки — психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями (ППДДРН), занимающаяся разработками методов и методик распознавания и измерения психолого-педагогических особенностей детей с нарушением речи. ППДДРН включает в себя следующие составляющие:

        Психолого-педагогическая диагностика особенно важна для логопедии, так как речь связана со всеми психическими функциями ребёнка, а своевременное распознавание имеющегося расстройства, правильное понимание его структуры и динамики развития, позволяет оказать качественную, своевременную помощь ребёнку с нарушением речи.Ранняя постановка диагноза способствует своевременной коррекционной работе по восстановлению речевых функций ребёнка. Для этого необходимо знать этиологию (причины), механизмы, симптомы, виды нарушений речи.

        Поэтому, прежде всего, необходимо системное, всестороннее, комплексное изучение, обследование ребёнка, каким на сегодняшний момент является психолого-педагогическое обследование.Сама процедура психолого-педагогического обследования начинается, в первую очередь, с плана, соответствующего озвученной проблеме, возрасту обследуемого и его актуальным возможностям. Обследование ребенка с нарушением речи осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка: предметно-практической, игровой, учебной.Конечной целью данного обследования является определение педагогических условий и индивидуальных приёмов и методов помощи, необходимых ребёнку с тем или иным речевым нарушением. психолого-педагогическое обследование детей представляет собой единый комплекс и включает в себя три вида обследования: клиническое, психологическое, педагогическое; каждое из них имеет своё направление, цели и задачи:- медицинское или клиническое (рассматривает картину онтогенеза и дизонтогенеза на основе клинических / медицинских данных анамнеза; обследование проводят: педиатр, терапевт, невропатолог, офтальмолог, отолоринголог и др.);- педагогическое (рассматривает сведения об уровне овладения ребёнком ЗУНП (знаний, умений, навыков, понимания) на определенном возрастном этапе);- психологическое (организовывается для психологического изучения ребенка с учетом его возраста, что позволяет выбрать форму и методику диагностической процедуры).Как правило, обследование начинается с предварительного изучения документации ребенка: характеристики, медицинских справок, записей других специалистов, письменных работ. Затем проводится беседа с родителями с целью выяснить условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профессию родителей и т.п. Рассмотрим подробнее аспекты психологического и педагогического обследования.

        Читайте также:
        Драйвер это устройство длительного хранения информации программа управляющая конкретным

        Психологическая модель диагностики включает оценку причин тех или иных проблем или неблагополучий, обусловленных психологическими особенностями индивидуума, страдающего речевым расстройством. В этом процессе исходные предпосылки в виде особенностей мотивации поведения ребенка, стереотипов сформированной системы отношений к людям и событиям, личностных черт и т.п. порождают систему эмоциональных связей, взаимоотношений, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат предпосылками внутриличностных конфликтов, предопределяют способы реагирования на ситуации, затрагивающие жизнь ребенка в социуме. Именно такую ситуацию представляет речевой дефект.

        Психологическое обследование является ведущим видом обследования, задачами которого является получение сведений о личности ребенка, уровне его умственного развития и поведении. Результативность психологического обследования, а также степень обоснованности выводов зависят от соответствия выбранных психодиагностических методов и методик решаемым психолого-педагогическим задачам.

        При психологическом обследовании используется только тот психологический инструментарий, который соответствует всем критериям, предъявляемым к диагностическому материалу, прошел адаптацию на большой выборке детей с подобными проблемами, причем имеются стандартизированные данные об особенностях их развития [3, с. 229]. Это могут быть следующие методы психологической диагностики: наблюдение, эксперимент, тестирование и другие. Также методы психологического обследования бывают устные и письменные (интервью, беседа), бланковые, предметные (доски Сегена, кубики Кооса); аппаратурные, компьютерные; вербальные (словесно-логические) и невербальные (матрицы Равена).

        Так, для детей дошкольного и младшего школьного возраста психологическая модель предполагает анализ психического развития ребенка в соответствии с возрастной нормой, поэтому в программу обследования включены в первую очередь оценки психомоторного развития, речи и интеллекта.

        Педагогическое обследование ребёнка с нарушением речи проводится в целях: — определения уровня педагогической запущенности, пограничных состояний и задержек психического развития; выявления индивидуальных типологических возможностей, что является крайне важным для дальнейшего обучения и развития ребёнка;

        — определения уровня овладения ребенком учебных навыков и степени освоения и усвоения учебного материала в соответствии с учебной программой образовательного учреждения, которое посещает ребенок;

        — оценки динамики развития ребёнка (прежде всего, тех психических характеристик, которым необходима коррекция для получения лучшего результата);

        Читайте также:
        Who calls kaspersky отзывы о программе

        — организации оптимальных межличностных взаимодействий в тандеме «ребёнок — педагог» на основе индивидуально-типологических особенностей обоих сторон, а также характера взаимоотношений между ними на протяжении всего курса логопедической коррекции;

        — анализа результатов коррекционного воздействия педагогов, принимавших участие в коррекционном процессе;

        — консультационной работы с родителями ребёнка;

        — планирования последующей работы на основании полученных данных [3, с. 227].

        Подготовка к обследованию предполагает подборку стимульного материала и конкретных, соответствующих поставленным целям, методов и методик. На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения деятельности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов диагностики зависит от коммуникативности ребенка, трудности адаптации в новых условиях, тревожности, сензитивности и других индивидуальных особенностей, а также от поставленных целей и задач каждого этапа обследования [2].

        Педагогическое обследование ребенка с нарушением речи, как правило, осуществляется логопедом с помощью различных нестандартизированных методик, тестовых заданий; методов исследования фонетической грани речи (предметные картинки, содержащие звук в начале, в середине или в конце слова; речевой материал — слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки); методов исследования фонематической грани речи (картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать противоположные звуки: звонкие — глухие, свистящие — шипящие, твердые — мягкие и т.д.); методов исследования лексики и грамматического строя речи (предметные и сюжетные картинки по лексическим темам; картинки с изображением действий; картинки с изображением разного количества предметов (мяч — мячи, ваза — вазы и пр.); картинки с изображением однородных предметов, различающихся по какому-либо признаку (высота, ширина, длина и пр.); методов исследования состояния связной речи (сюжетные картинки; серии сюжетных картинок (2, 3, 4, 5) для разных возрастных групп); методов исследования языкового анализа и синтеза (речевой материал — предложения, слова различной звуко-слоговой структуры; предметные и сюжетные картинки). К ним не предъявляются требования оценки по валидности, надёжности, репрезентативности (адекватное отражение характеристики обследуемых) и стандартизации.

        Основным методом педагогического обследования является обучающий эксперимент, который позволяет определить этап возникновения трудностей, компенсаторные возможности, степень и характер помощи, спроектировать коррекционное направление

        Источник: studfile.net

        Цель, задачи, принципы и методы психолого-педагогического изучения лиц с нарушениями речи

        1. Цель, задачи, принципы и методы психолого-педагогического изучения лиц с нарушениями речи. Психолого-педагогическое обследование представляет собой единый комплекс, включающий три достаточно самостоятельных направления, каждое их которых имеет свои специальные задачи: клиническое, психологическое, педагогическое. Конечной целью обследования является определение педагогических условий и индивидуальных приемов и методов помощи, необходимой ребенку с тем или иным речевым расстройством. Цель психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями речи — определение направления образования ребенка, его специфических образовательных потребностей на основе выявления структуры нарушения и уровня развития речи ребенка Задачи психолого-педагогического изучения детей с нарушениями речи: 1. Своевременное выявление детей с нарушениями речи; 2. Определение структуры, степени, этиопатогенеза нарушения для дальнейшего выбора образовательной траектории (тип учреждения, программа, орг. формы); 3. Оценка качества образования; 4. Определение и обоснование педагогического прогноза; 5. Определение условий воспитаний, специфики семейного взаимодействия;

        Источник: studizba.com

        Рейтинг
        ( Пока оценок нет )
        Загрузка ...
        EFT-Soft.ru