Приоритет 2030. Новый взгляд на образование
Прошлый год в России был ознаменован как год науки и технологий. Цифровая трансформация неизбежно входит в нашу жизнь, в том числе и в образовательную сферу. Так в 2021 году стартовала программа “Приоритет-2030” в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 312 декабря 2020 г. № 3697-р. Целью программы является формирование «широкой группы университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу».
656 просмотров
В основе программы “Приоритет-2030” лежит трансформация существующих подходов к высшему образованию их апробация и тиражирование для успешной конкуренции на мировом рынке образования, науки и технологий. Трансформация высшего образования невозможна без интеграции образовательного процесса с научно-исследовательской, технологической и инновационной деятельностью университета. Для обеспечения этой интеграции и формирования человекоцентричной экосистемы образования, создающей благоприятные условия для развития и успешной реализации личностного потенциала уже недостаточно просто цифровизации, а необходима цифровая трансформация, которая состоит не столько в использовании современного оборудования и востребованных цифровых технологий, сколько затрагивает существующие подходы в методике преподавания, а также коммуникативные связи различных стейкхолдеров трудовых отношений.
Вебинар: Показатели в программе «Приоритет 2030»
В связи с этим, мы говорим уже не о создании цифровых образовательных ресурсов и внедрении информационных систем, а о формировании единой экосистемы цифровых сервисов, позволяющей объединить всех стейкхолдеров трудовых и образовательных отношений. При этом центральным ядром этой экосистемы остается человек (индивид), как следствие ключевым направлением цифровой трансформации образования должен стать персонализированный подход к обучению, направленный на создание благоприятных условий для самореализации и повышения качества жизни.
Среди атрибутов персонализации и индивидуализации обучения выделяется способность и возможность выбора обучающимся отдельных аспектов образовательного процесса, что обуславливает выход на построение индивидуальных образовательных траекторий, предъявляющих определенные требования к цифровым сервисам, входящим в состав электронной информационной образовательной среды, как с точки зрения накопления, отражения и учета данных составляющих цифровой след, так и функциональное присутствие сервисов оценки компетенций и регистрации фактов прохождения обучения (действий пользователя в онлайн-среде обучения) для реализации механизмов запуска рекомендаций построения индивидуальных траекторий развития.
Для накопления этих данных, электронная информационная образовательная среда, являющаяся основой цифровой экосистемы, имеет возможность использования электронных ресурсов, которые позволят обучающимся, преподавателям и сотрудникам университета получать доступ к образовательным ресурсам, а также обмениваться данными в режиме реального времени. В рамках данной экосистемы обучающиеся получают возможность обучаться онлайн, получать доступ к электронной библиотеке, пользоваться сервисами онлайн-тестирования и дистанционной аттестации, использовать симуляторы, принимать участие в воркшопах, коммуницировать как с преподавателями и наставниками, так и между собой. Более того, цифровая среда позволяет обучающимся формировать свое цифровое портфолио, индивидуальные траектории развития и возвращаться к ранее сохраненным рекомендациям траекторий, ну и конечно видеть актуальную информацию по успеваемости, расписанию, по финансовым аспектам (оплата обучения, стипендии, гранты).
Члены комиссии Минобрнауки РФ о программе «Приоритет 2030»
Электронная информационная образовательная среда позволяет преподавателям максимально эффективно использовать цифровые сервисы для апробации новых подходов в обучении. Это становится возможным благодаря тому, что помимо классических редакторов учебных материалов, преподаватели могут внедрять в образовательный процесс интерактивные упражнения, сервисы видеконференций, симуляторы и кейсы, организовывать проектную и групповую работу, использовать сервисы для автоматизированной проверки заданий.
Кроме того, вся коммуникация с обучающимися происходит в рамках этой же единой цифровой экосистемы. Помимо образовательной составляющей, для преподавателя становится возможным оформление необходимой отчётной документации, отправление запросов и получение различных справок. При этом электронная информационная образовательная среда содержит в себе инструменты анализа и раннего прогнозирования на основании данных цифрового следа для своевременной поддержки обучающихся и повышения их вовлеченности в образовательный процесс. Включенные в состав цифровой экосистемы интеграционные решения с учетными системами образовательного учреждения позволяют обеспечить безбумажный документооборот и единое коммуникационное пространство по взаимодействию, в том числе сотрудников различных отделов.
Расширение коммуникационной среды образовательного учреждения на других стейкхолдеров образовательных и трудовых отношений, за счет их подключения к цифровой экосистеме обеспечивают практико-ориентированное формирование компетенций, востребованных работодателями, а также отработку запросов на профессии будущего, новые специальности и новые знания или компетенции в предметном приложении. Последнее в свою очередь позволит решить проблемы трудовой непрофессиональной занятости человека и гарантировать его трудоустройство при выпуске из образовательного учреждения.
Таким образом, использование подобной модели электронной информационной образовательной среды отвечает ключевым запросам цифровой экономики.
Уникальность описанной цифровой экосистемы заключается в том, что, обеспечивая открытое и оперативное предоставление необходимой информации пользователям, ресурс защищён от несанкционированного доступа. Кроме того, внедрение подобной цифровой системы позволяет решить задачу со сбором, обработкой и хранения данных. Важно отметить, что благодаря автоматизации этих процессов повышается качество формируемой аналитики.
Интегрируемость электронной информационной образовательной среды университета предоставляет непрерывность совершенствования сервиса.
Эффективное использование новейших технологий в высшем образовании снижает временные затраты на поиск информации, что в итоге приводит к более рациональному использованию времени и повышению качества и доступности образования.
Отметив главные преимущества использования цифровой экосистемы, вывод напрашивается сам по себе – внедрение системы качественно влияет на весь образовательный процесс и формирует устойчивость университета в современных условиях в целом, позволяя по-новому организовать образовательный процесс и коммуникационные отношения со стейкхолдерами образовательных и трудовых отношений. Только при правильном подходе использования технологий и разработок, а именно структурированном и всестороннем, можно решить задачи цифровой трансформации. В частности, вследствие, построения единой электронной образовательной среды, обучения, работы, повседневной деятельности человека, возможно активное и конкурентоспособное функционирование в условиях цифровой экономики, а также повышение качества жизни и создание благоприятных условий для самореализации.
Программа “Приоритет-2030” только стартовала, а некоторые университеты уже сейчас могут поделиться своим успешным опытом создания цифровой экосистемы на базе электронной информационной образовательной среды, например, Московский государственный областной университет, Ульяновский государственный университет и др.
Источник: vc.ru
Вузам обозначили новый «Приоритет»
Появились подробности новой программы господдержки высшего образования
Правительство опубликовало критерии для участия в программе господдержки университетов «Приоритет-2030». В нее войдут более 100 вузов, каждый будет получать минимум 100 млн руб. ежегодно. Претендент на «Приоритет» должен обучать не менее 4 тыс. студентов-очников и уже сейчас иметь бюджет минимум 1 млрд руб.
Кроме того, не менее 5% доходов вуза должны быть обеспечены научными исследованиями и разработками. Впрочем, есть варианты и для тех вузов, которые проходят по двум критериям из трех. По оценке ассоциации «Глобальные университеты», на участие в программе может рассчитывать четверть университетов страны.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Алексей Романов, Коммерсантъ / купить фото
В субботу правительство опубликовало основные документы госпрограммы «Приоритет-2030» — порядок отбора участников и правила предоставления грантов из госбюджета. Как заявили в Минобрнауки, участниками программы по итогам конкурса станут не менее 100 российских университетов, причем не только ведущие, но и региональные, «отраслевые» (медицинские, транспортные, аграрные, педагогические и т. д.), а также университеты культуры и искусства. В правительстве подчеркивают, что это самый крупный проект по поддержке университетов в истории современной России.
«Приоритет-2030» — наследник проекта «5-100», который был запущен для выполнения одного из майских указов 2012 года. Тогда президент Владимир Путин потребовал, чтобы к 2020 году не менее пяти российских вузов вошли в первую сотню «ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов».
На реализацию программы было выделено в общей сложности 80 млрд руб., их получил 21 российский университет. Впрочем, как сообщал ранее “Ъ”, к концу 2020 года ни один участник проекта «5-100» так и не вошел в первую сотню трех мировых рейтингов. Несмотря на это, в Минобрнауки заявили о «перевыполнении» плана. Формального выполнения программы помогла добиться поправка, внесенная правительством в 2016 году. Она позволила считать целью указа не только три глобальных рейтинга, но также их многочисленные подвиды (см. “Ъ” от 9 апреля).
Отбором участников новой программы займется комиссия, созданная Минобрнауки. Претенденты должны будут представить свои программы развития на десять лет. Они должны быть направлены на «увеличение вклада университетов в достижение национальных целей развития РФ», «сбалансированное пространственное развитие страны» и на обеспечение доступности качества образования в регионах.
Чтобы попасть в программу, вузы должны соответствовать четырем группам критериев.
- Первая подразумевает не менее 4 тыс. студентов-очников и не менее 1 млрд руб. финансирования вуза из всех источников. Кроме того, не менее 5% доходов вуза должны быть обеспечены НИОКР.
- В другую группу попадут вузы, которые соответствуют двум любым критериям из трех, если обязуются за два года достичь недостающего параметра.
- Еще один вариант — для университетов, которые соответствуют двум критериям, но третьего самостоятельно не добьются. Они должны представить комиссии планы по реорганизации — например, объединение с другим вузом.
- Последняя группа зарезервирована для пяти вузов культуры и искусства, где минимум 60% первокурсников зачислены на творческие специальности.
Каждый университет в «Приоритете-2030» будет получать 100 млн руб. ежегодно на проекты по социально-экономическому развитию своего региона. Кроме того, вузы могут претендовать на два специальных гранта: на проведение «прорывных научных исследований и создание наукоемкой продукции, наращивание кадрового потенциала сектора исследований и разработок» или опять же на социально-экономическое развитие территорий.
Правительство установило показатели результативности: численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профпрограммам, а также количество выполненных проектов из программы развития. Также будут учитываться затраты вузов на НИОКР, объем привлеченного финансирования, результативность научной деятельности, «инновационный потенциал и экономическая отдача» от исследований, качество образования и влияние на развитие региона.
С помощью госпрограммы в Минобрнауки надеются поддержать региональные вузы: «Ожидается, что за счет реализации программы сократится разрыв между вузами и появятся возможности для их трансформации в университеты мирового уровня».
По оценке ведомства, программа затронет более половины всех российских студентов.
Исполнительный директор ассоциации «Глобальные университеты» Ирина Карелина обращает внимание, что в конкурсе смогут участвовать не только госвузы: «Критерии позволяют почти 200 вузам пройти формальный отбор, это примерно четверть всех вузов страны. Поэтому такой конкурс открывает более широкие возможности, чем прошлые». Она указывает, что в программе «5-100» участвовал 21 университет, а в «Приоритете-2030» зарезервировано 100 мест. По мнению Ирины Карелиной, такое расширение «неизбежно создаст условия для позитивного развития всей системы высшего образования».
Россия — в пятерке развивающихся университетских стран
Доцент кафедры политических и общественных коммуникаций Института общественных наук РАНХиГС Николай Кульбака считает, что требованиям по числу студентов и размеру финансирования соответствуют примерно 90% университетов РФ. «Правда, в 10% «неудачников» попадает некоторое число технических университетов и довольно много медицинских. Сознательно это сделано или нет, сказать сложно»,— говорит господин Кульбака. «Участвовать будет гораздо больше вузов, чем есть возможность поддержать,— говорит вице-президент РАН Алексей Хохлов.— Будет конкурс, как положено». Академия даст отзывы на все проекты вузов, а ее заключение будет учитываться при подведении итогов отбора в программу. По мнению господина Хохлова, те вузы, которые для участия в программе будут сливаться с научными институтами, «успеха не достигнут».
«Мы в РАН не поддерживаем, чтобы научные институты вливались в вузы с потерей юридического лица,— предупредил он.— Если вузы будут пытаться нарастить показатели за счет этого, то, скорее всего, мы будем давать отрицательное заключение и настаивать, что такие проекты поддерживать не надо. Консорциум с сохранением юридического лица — другое дело».
Сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Андроник Арутюнов обращает внимание на детализированные критерии: по его мнению, авторы программы уже знают итоговый список вузов. «Это все ориентировано на крупные университеты, например МФТИ, Уральский федеральный университет и так далее,— говорит он.— Скорее всего, небольшие провинциальные вузы не будут иметь возможности попасть в программу». При этом он называет «Приоритет-2030» «в целом неплохой» программой. «Но грантовое обеспечение вузов само по себе порочно,— говорит господин Арутюнов.— В условиях крайне низкого госзадания и хронического недофинансирования провинциальные вузы продолжают стагнировать и остаются фабриками по производству дипломов».
- Газета «Коммерсантъ» №86/П от 24.05.2021, стр. 5
- Анна Васильева подписаться отписаться
- Российское образование подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
В России стартовала крупнейшая в истории программа поддержки вузов. Как она изменит образование в стране?
В прошлом году в России по национальному проекту «Наука и университеты» стартовала программа развития вузов «Приоритет 2030», цель которой — сформировать прогрессивные учебные заведения по всей стране. О том, как продвигается реализация уникального проекта — в нашем материале.
«Приоритет 2030» — крупнейшая в современной истории страны программа поддержки вузов. Основная задача проекта — сформировать в России более сотни современных университетов, в частности, центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Программа позволяет повысить не только научно-образовательный потенциал учебных заведений и научных организаций страны, но и их значимость.
106 университетов
в 2021 году получили базовую часть гранта в размере не менее 100 миллионов рублей на развитие высшего образования. Из них 45 вузов дополнительно получают специальные гранты на проведение научных исследований и создание новых технологий
Прорывные исследования
Вузы-участники программы «Приоритет 2030» национального проекта «Наука и университеты» получают все условия для развития программ высшего образования, проведения исследований и создания изобретений в актуальных сферах. К примеру, сотрудники лаборатории «Бионические цифровые платформы» Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ) разрабатывают компактный и более дешевый аналог существующих томографов для исследования функционального состояния головного мозга, чтобы его можно было применять на дому, в каретах скорой помощи или в походных условиях. Еще одной особенностью создаваемого аппарата является тот факт, что исследования можно будет проводить при потере сознания, наркозе или во сне, что на существующих аппаратах в большинстве случаев сделать невозможно.
Изобретение поможет врачам диагностировать внутричерепные травмы или инсульт. Также при помощи компактного томографа будет возможно определить глубину наркоза пациентов — это поможет держать человека в оптимальном состоянии сна, при этом не перегружая его препаратами.
Другая любопытная разработка представляет собой станцию подводного мониторинга от инженеров центра проектной деятельности Дальневосточного федерального университета (ЦПД ДВФУ), участника программы «Приоритет 2030» национального проекта «Наука и университеты». Ее оборудование прогнозирует и контролирует экологическое состояние окружающей среды и сигнализирует о наступлении опасных явлений техногенного и природного характера. При этом станция подводного мониторинга непрерывно собирает данные, которые помогают ученым принимать своевременные меры для улучшения природно-экологической ситуации. В случае этой разработки — на территории Дальнего Востока и Сибири. Станция дистанционно передает данные о солнечной активности, температуре и высоте воды, а также о направлении, периоде, энергии, высоте волны.
Интересная идея также пришла в голову биотехнологам из Пермского национального исследовательского политехнического университета — они сделали полезнее корма для сельскохозяйственных животных, в качестве которых чаще всего используются зерновые отходы. Так, биотехнологи придумали особые добавки для корма, которые улучшают биосинтез необходимых ферментов, полезных для животных.
Мы предложили получать корма с помощью биоконверсии отходов зернового сырья и изучили, как состав питательной среды влияет на образование протеолитических ферментов, которые производят бактерии. Именно они позволяют превращать корма на основе отрубей в полезные продукты, которые будут легко усваиваться животными
Анна Портнова руководитель проекта, доцент кафедры «Химия и биотехнология» Пермского политеха, кандидат химических наук
Так, исследователи провели эксперимент, на основе которого составили технологическую схему получения кормовой добавки из отходов зернового производства и бактерий Bacillus subtilis. Они также подогнали расчеты для необходимого оборудования и оптимизировали параметры технологии.
«Мы определили, что при расщеплении белка происходит разрыв его пептидных связей и увеличение карбоксильных и аминных групп. Ферменты действуют на добавленные в питательные среды отруби и разлагают белки до аминокислот. Это позволяет преобразовать корма в легкоусвояемую форму. При добавлении в смесь глюкозы процесс происходит активнее», — пояснила одна из разработчиц, выпускница магистратуры кафедры «Химия и биотехнология» Пермского политеха Инесса Анашкина.
Как уверяют биотехнологи, новая кормовая добавка оказывает пробиотический эффект и помогает поддерживать здоровую микрофлору кишечника животных. Таким образом, благодаря национальному проекту «Наука и университеты», технология позволит отказаться от профилактического использования антибиотиков в животноводстве, тем самым повысив уровень биологической безопасности продукции.
Источник: lenta.ru
«Приоритет-2030»: как построить экономику знаний
Объявлены результаты программы «Приоритет-2030», направленной на формирование группы университетов-лидеров в создании новых знаний и технологий для внедрения в экономику. Они будут вырабатывать решения и для системы высшего образования, распространяя лучшие исследовательские и инновационные практики, сделают регионы привлекательными для жизни и работы.
Программа реализуется в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Общее финансирование программы «Приоритет-2030» до конца 2022 года составит свыше 47 млрд руб., и это настоящие инвестиции в построение экономики знаний. Цель — сформировать в стране не менее ста прогрессивных университетов к 2030 году. В этом году заявки подал 191 вуз. Отбор на получение базовой части гранта в размере 100 млн руб. в год прошли 106 вузов.
Хочу отметить, что из них 39 находятся в Москве и Санкт-Петербурге, а остальные в более чем 40 городах России. Региональные университеты включились в программу — надеюсь, это приведет к позитивным изменениям образовательного ландшафта страны. Кроме того, 46 университетов получили и специальную часть гранта — по направлениям «Исследовательское лидерство» и «Территориальное и/или отраслевое лидерство». Победителей этих категорий делили на три группы: те, кто вошел в первую, получат 994 млн руб., во вторую — 426 млн руб., в третью — 142 млн руб.
Решение о распределении по группам принимал совет, учрежденный в рамках программы, на основе таких критериев, как амбициозность целей и результатов, потенциал университета, степень проработанности проекта, взаимодействие с региональными властями и организациями, участие в консорциумах.
Для участия нужно было представить действующую программу развития университета или проект такой программы, в нее должны были входить целевая модель, стратегические проекты, мероприятия и показатели эффективности. Принципиально, что в критериях отбора делался акцент и на способность университетов привлекать финансирование, а это предполагает работу в кооперации с промпартнерами, понимание современных рынков и продуктов. Оценивать показатели эффективности планируется на основе таких параметров, как объем исследований и разработок, доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет, число студентов, получивших дополнительную квалификацию или обучающихся по программам, связанным с получением цифровых навыков, также будут учтены публикации и объем доходов от интеллектуальной деятельности.
Правительство и Минобрнауки впервые выстроили систему работы с заявками в онлайн: личный кабинет, вебинары — весь документооборот проходил в закрытой электронной системе и фиксировался через цифровую подпись. Все работало не в логике «черного ящика», куда сдаешь и не знаешь, что там дальше происходит; наоборот, была постоянная обратная связь, информирование. В общей сложности состоялось семь вебинаров, проводились индивидуальные онлайн-консультации, публиковались информационно-разъяснительные материалы.
Участие министра Валерия Фалькова и его заместителей в подготовительных мероприятиях «Приоритет-2030», в защите программ говорит о том, что на вузы делается реальная ставка. Это сигнал нам, университетам: страна ждет прорывов, ждет людей и команд, которые способны обеспечить развитие. Как отмечал вице-премьер Дмитрий Чернышенко, за счет широкого географического охвата программа будет способствовать сбалансированному развитию науки и университетов всех регионов.
Всем хотелось бы, конечно, чтобы было поддержано больше вузов, но ресурсы всегда ограничены. Прошли университеты, которые оказывают наибольшее влияние на регион, отрасль, на достижение целей национального развития. Так, мы замахиваемся на привлечение человеческого капитала и создание экосистемы, которые позволят сделать Томск системообразующим элементом «сибирской метрополии» и утвердить наши амбиции как глобального научно-технологического центра с лидерством в экспорте технологий и образования.
Для участия в программе «Приоритет-2030» отобрали четыре томских вуза: Томский государственный университет (ТГУ), Томский политехнический университет (ТПУ), Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) и Сибирский государственный медицинский университет (СибГМУ), пятый вуз — архитектурно-строительный — еще кандидат, а в регионе всего шесть вузов. Уже три года мы работаем над проектом «Большой университет Томска», определяем приоритеты, раскрываем друг другу карты, чтобы увидеть, кто на что делает ставки, и договориться. Мы сформировали сильную систему, которая позволяет нам вместе ответить на те вызовы, на которые по отдельности университеты ответить не могут. Наверное, поэтому томские программы высоко оценила комиссия.
Одним из стратегических проектов в программе ТГУ стала «Инженерная биология 2.0». Разработка направления позволяет решать разные задачи промышленности — от создания новых медицинских препаратов, например антибиотиков, к которым бактерии не смогут выработать резистентность, до получения новых видов экологичных продуктов и биотоплива. Это сложный дорогостоящий проект, в реализации которого будет участвовать как «Большой университет Томска», так и другие академические и промышленные партнеры. Так, ТУСУР выиграл грант Минобрнауки РФ в размере 320 млн руб. на создание генетического принтера. Партнерами ТУСУРа в проекте выступаем мы и СибГМУ, Курчатовский институт, Институт химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН и АО «НПФ «Микран».
Как ранее обращал внимание Валерий Фальков, при отборе оценивались программы развития вузов, а не предыдущие заслуги. Поэтому рассматривались программы, которые отвечают на современные вызовы, коррелируют со стратегией научно-технологического развития. Упор делался не только на существующие показатели, но и на готовность учреждения к трансформации и интеграции в экономическую и социальную повестку региона.
Отдельно отмечу важность того, что комиссия прослушивала презентации всех вузов-участников. Традиционно университеты ориентируются на учредителя как на верховную власть, а чтобы университет перестроился и принял ответственность за свою жизнь и развитие региона, и нужна была такая трудоемкая и публичная процедура.
Для усиления своих заявок вузы могли сообщать и о консорциумах с Академией наук. Томский консорциум объединяет шесть университетов и целый ряд академических институтов. Это первый в России альянс, участники которого не связаны на административной основе, но объединены на уровне стратегических приоритетов.
Так, в климатических исследованиях лидер ТГУ, но в проекте участвуют все научные институты по профилю. Если, например, политехнический берет ответственность за водородную тематику, у нас там есть свой блок, касающийся проектирования водородного двигателя, который мы усиливаем своими компетенциями. И так по всем ключевым проектам.
В томских вузах создают совместные программы, общую аспирантуру и открывают инфраструктуру друг для друга. В таких проектах участвуют не только вузы Томска — возникающие консорциумы включают и другие университеты страны, зарубежные учебные заведения и бизнес-партнеров, например в их числе «Мираторг», «Сибарго», «Газпром нефть», «Росатом», Стэнфордский и Лёвенский университеты, лондонский университет Goldsmiths.
Новый технологический уклад приходит в нашу жизнь — обеспечить благосостояние сможет тот, кто умеет получать знания и быстро переводить их в технологии и продукты для жизни. «Приоритет-2030» нацелен на формирование в России такого сетевого двигателя экономики знаний.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Источник: www.rbc.ru
Приоритет – 2030: государство снова протягивает ВУЗам руку помощи
Стратегия экономического развития государства и самого его существования напрямую зависит от подготовки кадров – специалистов разного уровня и направлений. А подготовкой высококвалифицированных профессионалов, как известно, занимаются преимущественно ВУЗы – которые, кстати, в различных СМИ так и называют: «кузница кадров». Поэтому не удивительно, что внимание правительства приковано к проблемам высшей школы и нацелено не только на улучшение системы подготовки кадров, но и на развитие науки.
Многие помнят, как в 2012 году стартовал проект «5 – 100», основной целью которого было поднятие престижа российского высшего образования на мировом уровне и привлечение иностранных студентов – как в качестве дополнительного источника финансирования отечественных ВУЗов, так и для расширения базы трудовых ресурсов. Новый проект «Приоритет-2030», подготовленный министерством науки и высшего образования РФ – это, по сути, усовершенствованная версия хорошо знакомого нам проекта «5 – 100».
Сегодня мы постараемся подробно рассказать, в чем отличие этих двух проектов, и на что могут рассчитывать ВУЗы в рамках «Приоритета — 2030». Но сначала, коротко расскажем об основных особенностях этой государственной программе.
Коротко о главном
Основная цель государственной программы поддержки российских университетов «Приоритет – 2030» — сформировать сотню современных ВУЗов, которые будут играть роль ведущих центров научно-технического и социально-экономического развития России.
Этот проект является самой масштабной программой господдержки ВУЗов за всю историю России. Его реализация позволит:
- увеличить долю отечественной науки на мировом рынке исследований и разработок
- привлечь на работу в Россию ведущих ученых и перспективных исследователей
- расширить межвузовское сетевое взаимодействие
- интегрировать университетские науки и научные организации в реальный сектор экономики
- повысить качество и востребованность образовательных и научно-технических услуг российских ВУЗов
Предполагается, что отбор участников программы будет проводится в два этапа:
- первый этап – будут отобраны ВУЗы, которые получат базовый грант (минимальный размер гранта – 100 млн. руб. в год)
- второй этап – из участников программы будут отобраны ВУЗы, которые получат специальные части гранта
Специальные гранты будут выдаваться в двух номинациях:
- отраслевое территориальное лидерство – на грант могут рассчитывать ВУЗы, которые принимают участие в значимых для региона технологических проектах
- исследовательское лидерство – грант предназначен для ВУЗов, реализующих большие научные проекты
Средства на выплату специальной части гранта будут выделены из федерального бюджета – эта статья расходов уже заложена в бюджет на 2021 год и на плановый период 2022-2023 гг.
Официально программа стартовала 24 июня этого года. Прием заявок на участие в программе будет закрыт 6 августа.
РАН против «фабрики дипломов»?
Проект «Приоритет – 2030» вызвал огромный интерес и неоднозначные мнения в академической среде. И это неудивительно. Долгое время российская наука и высшая школа находились в состоянии стагнации.
Поэтому перспектива ежегодного получения 100 млн. рублей на осуществление «прорывных исследований» и развитие экономического потенциала регионов, где специализированные ВУЗы рассматриваются, как «двигатель развития индустрии», оживили интерес к научной деятельности. Что вполне ожидаемо, поскольку наука и высшая школа всегда требуют серьезных финансовых вливаний. А в постсоциалистическом обществе, нацеленном на быстрое и мало затратное извлечение прибыли, вкладывать финансы в развитие науки, кроме государства, мало кто стремится.
Но вернемся к «Приоритету – 2030». Этот проект предусматривает два специальных государственных гранта – на наукоемкие проекты (то есть, на социально-экономическое развитие территорий) и увеличение кадрового научного потенциала (на перспективу!). Единственное требование к претендентам – качество образования и экономическая отдача в регионах, в виде внедренных в производство научных разработок.
Президент Российской Академии Наук А. Хохлов отметил, что скорее всего участвовать в отборе будет намного больше ВУЗов, чем выделено средств, и поэтому будет строгий конкурсный отбор. При этом он подчеркнул, что слияние ВУЗов и НИИ ради участия в программе «с потерей юридического лица» не приведет их к желанному успеху. «Если ВУЗы будут пытаться нарастить показатели за счет этого, то, скорее всего, мы будем давать отрицательное заключение и настаивать, что такие проекты поддерживать не надо».
Пока неясно, как такое заявление соотносится с подготовленными проектами приказов Минобрнауки, в которых шанс для участия в проекте предоставляется практически всем ВУЗам. В том числе, учреждениям, которые, в случае невозможности самостоятельно добиться соответствия всем трем критериям отбора, должны представить план реорганизации. Чем вызвана такая запланированная предубежденность: заботой о качестве высшего образования или существованием в структуре РАН многочисленных, но экономически нерентабельных НИИ? И почему мнение президента РАН отличается от стратегии государства в этом направлении?
Понятно, что «лихие 90-е» проехались гусеницами не только по Манежной площади, но и по советской науке и высшему образованию. Тогда, во спасение, учебные учреждения вынужденно дробились и объединялись, меняли юридический и финансовый статус и т.д. Как это отразится на развитии некоторых ВУЗов в современном мире – пока до конца не ясно. Но, поживем – увидим.
В свою очередь, А. Арутюнов, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» сетует на заранее спрогнозированный итог конкурс. Он отметил, что провинциальные ВУЗы, в условиях хронического дефицита государственных заказов и финансирования, так и останутся в тени, а гранты получат, как всегда, только крупные университеты. Хотя, проект «Приоритет-2030» Арутюнов считает «неплохой программой».
Сколько людей, столько и мнений. Радует только одно — хорошо, что равнодушных нет. Но, с другой стороны, плохо, что в позициях слышится разрозненность, будто речь идет не о будущем российской науки и мощи государства, а о банальном куске пирога.
Нормативная база проекта «Приоритет-2030» – стратегическое лидерство высшей школы
Принимая во внимание опыт предыдущих проектов в сфере образования и науки, государство четко обозначило цели проекта «Приоритет – 2030», сформулировав задачи академической школы в проектах приказов. Отбор участников проекта на этот раз будет проводиться не только среди государственных учреждений: на гранты смогут рассчитывать и коммерческие ВУЗы, выполнившие условия отборочного этапа. Всего будет отобрано 100 образовательных организаций из всех российских ВУЗов разной направленности. Для сравнения: в программе «5-100» участвовало более 20 университетов.
Основные критерии, которые нужно выполнить ВУЗам для участия в программе, на этот раз более расширены, и претенденты смогут рассчитывать на господдержку по одному из четырех сценариев:
- Наличие 4 000 студентов дневной (очной) форме обучения; 1 млрд. рублей финансирования из различных источников и не менее 5% должно быть направлено на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР);
- Попадают в программу поддержки от государства и те, кто выполнил два из трех основных условий получения помощи, при этом, образовательные организации обязуются, что в ближайшие 2 года они смогут выполнить недостающие требования;
- Третий вариант – 2 пункта и план реорганизации (или слияния с другими ВУЗами), если самостоятельно нет возможности достичь «проходного минимума»;
- В четвертую группу войдут учреждения культуры и искусства, в которых 60% — первокурсники творческих специальностей.
В газете «Коммерсантъ», со ссылкой на оценку ассоциации «Глобальные университеты», говорится, что на программу господдержки высшей школы теперь смогут рассчитывать 25% всех высших учебных заведений страны.
Судя по четырехступенчатой программе лояльности, расширение возможностей для подтягивания российской науки до мирового уровня выглядит заманчиво и многообещающе. Руководитель ассоциации «Глобальные университеты», Ирина Карелина считает, что «Приоритет-2030» формально позволяет принять участие в отборе не менее 200 учреждениям. А это неизбежно приведет к позитивному развитию всей высшей школы, что вполне соответствует государственной стратегии в области науки и образования.
Так что, «рука помощи» от государства – не благотворительная акция, а одно из приоритетных направлений развития и материальный стимул для плодотворной работы. В том числе, и для тех ВУЗов, которые, к сожалению, обделены вниманием государства. В числе таких «неудачников» до сих пор остаются технические университеты, медицинские ВУЗы и учебные заведения культуры и искусства. А это никак не соответствует интересам государства и общества!
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
- минобрнауки
- приоритет
- государственная программа
- государственная поддержка
Источник: fulledu.ru