Представлена программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью. В программе представлено теоретическоое обоснование, алгоритм логопедического мониторинга, бланки речевой карты, протокола обследования и индивидуальных речевых профилей.
Похожие материалы
разное | Программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью | Мокринская Марина Михайловна | 21 Мар 2015 |
документ | Программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся 5 — 6 классов с умеренной умственной отсталостью. | Тимохина Наталия Александровна | 6 Апр 2015 |
разное | Программа исправления устной и письменной речи младших школьников для формирования успешного обучения | Шуба Светлана Васильевна | 20 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по устной речи для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс. | Куруленко Ирина Николаевна | 22 Фев 2016 |
документ | программа логопедического пункта по коррекции и формированию грамотной устной и письменной речи для обучающихся 1-4 классов | Некрасова Кира Александровна | 11 Мая 2015 |
Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письменной и устной речи, обусловленные ФНР,ФФНР,ОНР. 3 класс | 27 Мар 2017 | ||
документ | Способы усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим | Вера Васильевна Герасимова | 21 Мар 2015 |
документ | Коррекционная программа по логопедии по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости | Попеляева Татьяна Леонидовна | 1 Апр 2015 |
документ | Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью. | Сыртланова Винера Фаруковна | 21 Мар 2015 |
презентация | Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью. | Сыртланова Винера Фаруковна | 21 Мар 2015 |
презентация | Нарушения устной и письменной речи у младших школьников | Ярайкина Светлана Геннадьевна | 29 Июл 2015 |
презентация, документ | Формирование устной и связной письменной речи у младших школьников. | Харинова Роза Арифовна | 2 Апр 2016 |
документ | Технологическая карта логопедического занятия Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи. В группе детей с диагнозом НВ ОНР (1 класс) | Ангилова Елена Николаевна | 20 Мар 2015 |
документ | Методические рекомендации по коррекции нарушений письменной речи у учащихся с умеренной умственной отсталостью. | Ходкова Наталья Николаевна | 20 Мар 2015 |
документ | Методика обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью | Жаркова Виктория Викторовна | 30 Мар 2015 |
презентация, документ | Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью. Диск | Русанова Валентина Васильевна | 1 Апр 2015 |
документ | упражнение по развитию устной речи. Тема «Овощи 2» для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс. | Русанова Валентина Васильевна | 20 Апр 2015 |
разное | Упражнения по развитие устной речи. Тема «Овощи 1» у детей с умеренной умственной отсталостью в 1 классе | Русанова Валентина Васильевна | 20 Апр 2015 |
документ | Нарушение чтения и пути их коррекции у школьников с умственной отсталостью. Нарушение чтения и пути их коррекции у школьников с умственной отсталостью. | Гребенчукова Светлана Алексеевна | 20 Мар 2015 |
Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий «Коррекция и развитие устной и письменной речи» (для тетей с ТНР 1 класс) | Ковалёва Елена Александровна | 12 Сен 2017 | |
Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий «Коррекция и развитие устной и письменной речи» (для тетей с ТНР 1 класс) | Ковалёва Елена Александровна | 12 Сен 2017 | |
документ | Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. | Жерело Любовь Валентиновна | 21 Мар 2015 |
презентация | Примерная программа по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС) | Карабецкая Лариса Ивановна | 20 Мар 2015 |
разное | Программа коррекционно-развивающих занятий по коррекции устной и письменной речи (2 класс). | Скворцова Татьяна Васильевна | 20 Мар 2015 |
разное | Особенности устной и письменной речи у детей с ЗПР | Макарова Анна Анатольевна | 2 Дек 2015 |
Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письменной и устной речи, обусловленные ФНР,ФФНР,ОНР. 3 класс | Назифуллина Хамдия Ахметхановна | 28 Мар 2017 | |
документ | Статья «Профилактика нарушения письменной и устной речи у школьников» | Прокопьева Ольга Федоровна | 6 Дек 2015 |
документ | Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи с учащимся с лёгкой умственной отсталостью с нарушением опорно-двигательного аппарата | Илона Валентиновна Высоцкая | 23 Сен 2015 |
документ | Формирование связной монологической речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью | Матиенко Елена Анатольевна | 5 Апр 2015 |
разное | Рабочая программа по развитию речи, предметным урокам и экскурсиям для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью по программе 6-9 класса | Прикс Елена Валерьевна | 20 Мар 2015 |
документ | Формирование ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи младших школьников | Иванова Татьяна Александровна | 7 Апр 2015 |
документ | Познавательная программа для младших школьников с лёгкой умственной отсталостью. Тема: «4 ноября — День народного единства». | Логинова Татьяна Федоровна | 21 Мар 2015 |
документ | Специфика развития устной связной речи у школьников с легкой степенью умственной отсталости | Терпугова Елена Николаевна | 20 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости | Малиновская Елена Юрьевна | 7 Апр 2015 |
документ | Нарушения лексической нормы в письменной и устной речи школьников | Бадардина Елена Петровна | 20 Мар 2015 |
документ | Игровые приёмы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников | Терентьева Анжелика Сергеевна | 30 Мар 2015 |
документ | Театрально-игровая деятельность младших школьников на занятиях по коррекции устной и письменной речи. | мотькина елена николаевна | 30 Мар 2015 |
документ | Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников. | Бакеева Валентина Михайловна | 30 Мар 2015 |
презентация | Групповое занятие по коррекции устной и письменной речи у младших школьников. | Большакова Наталья Сергеевна | 23 Сен 2015 |
документ | Содержание работы по развитию связной устной и письменной речи младших школьников | Химина Елена Кузьминична | 1 Янв 2016 |
Источник: pedportal.net
Развитие речи дома (видео курс для детей 2 — 3 лет) | Занятие 1
Адаптированная рабочая учебная программа по логопедии 5 класс (2 вариант)
Данная программа соответствует ФГОС и будет полезна для учителей — логопедов коррекционных школ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая учебная программа по логопедии 5 класс (2 вариант)»
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»
от «___» ______ 20__г.
с методическим советом,
«___» _______ 20___ г.
Адаптированная рабочая учебная программа
по логопедии
на 2019-2020 учебный год
Составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией
И. М. Бгажноковой «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». – М.: Просвещение, 2013.
Программу составила: учитель — логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Мотина
(Ф.И.О. учителя (учителей), составившего (их) рабочую программу)
г. Железноводск
I.Пояснительная записка
Сведения о программе.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ. С проектом Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей и проектом примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей (2014 года).
Основой для разработки послужили программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 0-4 классы / Под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013).
Данная программа разработана в соответствии с
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Постановлением от 10.07.2015 г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15
- Уставом ГКОУ » Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1″
- Учебным планом
- Уточнить артикуляцию имеющихся звуков. Исправить дефектное произношение звуков. При отсутствии звуков — вызывать их.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Работа над анализом и синтезом звукового состава речи:
- выделение звука из состава слова;
- членение слов на слоги, а слоги — на звуки;
- объединение звуков в слова;
- членение предложений на слова.
- Обогащать, расширять и уточнять словарный запас детей.
- Формировать связную грамматически правильную речь:
- работать над структурой фразы, ее оформлением и распространением до
- сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
- уточнить понимание простых и сложных предлогов, их практическое
усвоение; - учить диалогической речи.
- Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики через специальные игры, упражнения, занятия.
- Развивать психические процессы (внимание, память, воображение и т. д.).
- Воспитывать личностные качества ребенка: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, доброжелательность, самоконтроль.
- Обучать основам грамоты (либо глобальному чтению) .
Организация работы по программе Коррекция нарушений речи обучающихся воспитанников с ОВЗ требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий. Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 20-30 минут. Занятия с группой 4 класса проводятся 4 раза в неделю. Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта воспитанников. В структуру занятия входит: — упражнения для развития артикуляционной моторики; — упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; — дыхательная гимнастика; — коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; — формирование фонематических процессов; — работа со словами, звуко-слоговой анализ слов; — работа над предложением, текстом — обогащение и активизация словарного запаса. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
II. Содержание рабочей программы
Звуковая сторона речи -развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания; -постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структур;. — последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте); -развитие фонематических процессов; -понятия «звук» и «буква». Алфавит; -звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных; Лексика- грамматическая сторона речи. -название предметов и явлений; — расширение круга собственных имён; — сравнение предметов, их классификация; — слова, обозначающие действие предметов; -практическое усвоение согласование прилагательных с существительными; -обогащение словаря (согласно развитию детей); -употребление в речи простых предлогов; -простое распространённое предложение. Установление связи между словами в предложениях по вопросам; -составление и запись рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и подробному вопроснику, восстановление несложного дифференцированного текста по вопросам. Вся работа ведётся на лексическом материале: Времена года, сад, осень, овощи, фрукты, ягоды, село, поле, огород, инвентарь, комната, мебель, посуда, одежда, обувь, комнатные растения, деревья, дикие птицы, птицы перелётные, птицы зимующие, насекомые, домашние птицы, зима, зимние забавы, зимняя обувь, зимний лес, дикие животные, домашние животные, семья, профессии, орудия труда, транспорт, школа, класс, школьные мастерские, инструменты, весна, праздники. Виды и формы организации учебного процесса: Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии. Занятия: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала), нетрадиционные занятия (экскурсии, викторины, утренники и т.д.) Формы работы на занятии: групповая работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа, работа в парах. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д. Виды и формы контроля: При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, подгрупповой, групповой. Который в свою очередь делится на типы: внешний контроль логопеда за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый. Методы контроля: устный опрос. Коррекционная работа включает следующие направления:
развитие сенсорных и моторных функций; развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; развитие интеллектуальных функций – памяти, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве; формирования кинестетической основы артикуляторных движений; совершенствование произносительной стороны речи; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; развитие самостоятельной развернутой фразовой речи; подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Информация о количестве учебных часов.
Количество часов в неделю | 4 часа |
I четверть | 33 часа |
II четверть | 31 час |
III четверть | 40 часов |
IV четверть | 30 часов |
Количество часов на год | 134часа. |
IV. Календарно — тематический план логопедических занятий в 5 классе. 5 класс (134.) I четверть. (33ч.).
Источник: kopilkaurokov.ru
Рабочая программа. Вариант 2.
рабочая программа
Адаптированная коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения для детей с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Должность: учитель-логопед.
2. Ф.И.О. специалиста: Рязанова Ольга Ивановна
3. Разработка данной программы необходима для:
- обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4. Выберите вариант обучения:
5. Имеет ли обучающийся сочетанные нарушения?
Укажите характер сочетанных нарушений: ДЦП, Частые спазмы в виде судорог
6. Название учреждения (аббревиатура): МБОУ СОШ №4
7. Дата зачисления на логопункт: 16 сентября 2019 г.
8. Укажите класс, в котором обучается данный обучающийся?
9. Укажите литеру класса: Г
10. Укажите год обучения данного обучающегося на логопункте:
- 2-й год обучения ;
11. По итогам учебного года ребенок будет:
- оставлен на второй год обучения на логопедическом пункте;
12. Планируется ли использование компьютерных игр портала Мерсибо и загрузка описания интерактивного сопровождения проекта?
13. Форма обучения ребенка с ОВЗ в ОО:
- индивидуальное (надомное) обучение;
14. Данные согласно заключению ПМПК: в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП
15. Сопровождение других специалистов коррекционно-развивающего профиля данной целевой группе обучающихся с ОВЗ (согласно заключению ПМПК):
- педагог-психолог;
- учитель-дефектолог;
- тьютор;
Рабочая программа рассмотрена на заседании предметного объединения от «____»_________2019г.
( роспись курирующего заместителя директора)
директора МБОУ СОШ № 4
Адаптированная коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения для детей с ОВЗ
Учитель-логопед: Рязанова О. И.
Назначение программы: адаптированная коррекционно-развивающая
логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса
1. Целевой раздел программы
1.1. Цели и задачи
1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы
1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей
1.4. Психолого-педагогическая (индивидуальная) характеристика обучающегося
1.5. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
1.6. Этапы реализации коррекционной логопедической программы
1.7. Планируемые результаты освоения адаптированной программы
2. Содержательный раздел
2.1. Диагностическая работа
2.2. Перспективный (индивидуальный) план коррекционной работы учителя–логопеда с обучающимся
2.3. Тематическое планирование
2.4. Календарно-тематическое планирование
2.5. Использование в коррекционно-развивающей работе игр Мерсибо
3. Организационный раздел
3.1. Описание форм, методов и средств реализации рабочей логопедической программы
3.2. Общие и специальные методы и технологии организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда
3.3. Мониторинг речевого развития, обучающегося с ОВЗ (сводная таблица)
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями на фоне первичного дефекта в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
Работа логопедического пункта организуется на основании:
- Инструктивно-методическое письмо «О работе логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.
- Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015″Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Положение о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
В реализуемый комплекс программ коррекционной работы входят следующие блоки:
- программа коррекционной работы;
- план консультативной работы учителя-логопеда с родителями обучающихся с ОВЗ;
Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-логопеда.
1. Целевой раздел программы
1.1. Цель и задачи
Рабочая программа содержит цель, а также общие и специфические задачи.
Программа коррекционной работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель — реализация системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, а также на коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся и их социальную адаптацию. Программа обеспечивает сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте.
1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы
- Определение особенностей организации коррекционно-развивающего образовательного процесса для данной категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью выраженности дефекта.
- Создание условий, способствующих освоению детьми с системным недоразвитием речи при умственной отсталости адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, их интеграции в образовательном учреждении и дальнейшей социализации.
- Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии.
- Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по вопросам возрастных особенностей речевого развития данной категории обучающихся.
Специфические задачи коррекционно-развивающего логопедического сопровождения данной нозологической группы, осваивающей АООП образования для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) (вариант 2):
- Развитие сенсорной сферы.
- Развитие предметно-практических действий.
- Двигательное развитие.
- Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы.
- Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
- Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия.
- Развитие предметно-практической и познавательной деятельности.
- Освоение простых действий с предметами и материалами.
- Формирование в доступной форме базовых учебных действий.
1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен.
Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи.
Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз.
При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости.
Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.
Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно- потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
1.4. Психолого-педагогическая характеристика
Ф.И.О. ребенка: ХХХХХХХХХХХ
Дата рождения: ХХХХХХХХХХХХ
Школа: МБОУ СОШ № 4
Вариант обучения: АООП (вариант 2).
Посещал ли ребенок дошкольное учреждение?
Испытывал ли трудности нахождения в коллективе?
Ребёнок самостоятельно не передвигается.
Источник: nsportal.ru