Что такое методика Монтессори и стоит ли её пробовать
Первая в Италии женщина‑врач и педагог Мария Монтессори создала методику обучения имени себя ещё в начале XX века. В основу легли наблюдения за детьми с задержками развития. Они же были главной целевой аудиторией Монтессори. Чуть позже систему адаптировали для обычных детей, и в таком виде она популярна до сих пор.
В чём суть методики Монтессори
Обучение по Монтессори проходит под девизом: «Помоги мне сделать это самому!» Считается, что, если поместить ребёнка в развивающую среду и предоставить ему свободу действий, он будет с удовольствием познавать мир самостоятельно.
Мария Монтессори, педагог
Мария Монтессори
Ребёнок может раскрыться нам только сам, свободно претворяя свой естественный план построения.
Дети сами выбирают, чем и когда им заниматься. Задача взрослого — не мешать, не критиковать, не хвалить и не сравнивать ребёнка с другими. А только показывать, как пользоваться материалами, наблюдать и помогать в случае необходимости.
Детский сад – монтессори или классический. Что выбрать?
Что такое сензитивные периоды
Мария Монтессори считала возраст от 0 до 6 лет наиболее важным в жизни человека. Она выделяла шесть сензитивных периодов, благоприятных для формирования определённых навыков. Если начать обучение раньше или позже, то ребёнку будет скучно или тяжело.
От 0 до 3 лет: период восприятия порядка
Обучить ребёнка соблюдать чистоту и убирать за собой проще всего до 3 лет. В системе Монтессори порядок имеет ключевое значение. Детей с раннего возраста привлекают к уборке, показывают им, как раскладывать вещи, вытирать пыль, мыть посуду. Для работы детям предоставляют специальный инвентарь: удобные щёточки и совочки, маленькую швабру и веник.
От 0 до 5,5 лет: период сенсорного развития
Ребёнок изучает окружающий мир через ощущения, звуки и запахи. У него формируется представления о форме, цвете, размере.
От 0 до 6 лет: период речевого развития
Речь каждого ребёнка развивается индивидуально, и если кроха не умеет разговаривать в 2 года — ничего страшного. У него ещё есть запас времени. А помочь могут специальные карточки, книжки и наглядные материалы.
От 1 года до 4 лет: период развития движений и действий
Ребёнок изучает возможности своего тела, развивает координацию и укрепляет мышцы. Для этого ему нужна хорошо оборудованная детская площадка с горками, качелями и шведскими стенками.
От 1,5 до 5,5 года: период восприятия мелких предметов
Для развития мелкой моторики в системе Монтессори предлагается выполнять самые простые действия: нанизывать бусины на шнурки, перекладывать фасоль или горох, собирать пазлы.
От 2,5 до 6 лет: период развития социальных навыков
Ребёнок постепенно учится жить в обществе: здороваться, быть вежливым, внимательно относиться к потребностям других людей, помогать.
Как организована развивающая среда по методике Монтессори
В системе Монтессори дети условно делятся на возрастные категории: от 0 до 3, от 3 до 6, от 6 до 9 и от 9 до 12 лет. Как правило, к занятиям привлекают детей от 2 лет. А в группе одновременно обучаются разновозрастные дети из одной категории — например, трёхлетки постигают мир бок о бок с пятилетками и шестилетками. Самые младшие тянутся за старшими, а «взрослые», помогая другим, развивают лидерские навыки и учатся заботиться о слабых.
Комнаты в детсадах и школах Монтессори поделены на несколько зон, заполненных обучающими игрушками, материалами и пособиями.
Зона сенсорного воспитания
Тут собраны материалы для развития зрения, обоняния, слуха, вкуса и тактильных ощущений. Дети играют с шумовыми инструментами, складывают фигурки, пробуют на ощупь всевозможные поверхности, знакомятся с запахами, угадывают, какой фрукт они только что съели.
Зона практической жизни
Дети обучаются основным бытовым и социальным навыкам: уходу за собой и окружающей средой, этикету, правилам общения. Они чистят одежду и обувь, готовят еду, поливают цветы и убирают, пользуясь настоящими инструментами.
Математическая зона
Знакомство с цифрами и математическими операциями происходит с помощью игрушек, развивающих логику, навыки счёта, умение сравнивать, измерять и упорядочивать. Постепенно ребёнок проходит путь от элементарных действий к решению довольно сложных задач.
Зона речевого развития
Ребёнок расширяет словарный запас, развивает фонематических слух, постепенно учится читать, осваивает письмо.
Зона космоса (естествознания)
Здесь ребёнок получает представление об окружающем мире: географии, истории, ботанике, зоологии, естественных науках.
Зачем пробовать методику Монтессори
Главный плюс системы Монтессори в том, что дети обучаются всему в своём темпе, без принуждения и давления оценочных суждений. Они не скучают, поскольку сами выбирают себе занятие по вкусу, и не боятся совершить ошибку.
Кроме того, дети, обучающиеся по этой методике, уважают потребности других людей, рано становятся самостоятельными и легко справляются с бытовыми задачами: одеваются, убирают за собой, готовят несложные блюда.
В чём недостатки системы Монтессори
Критика методики Монтессори сводится к следующим пунктам.
- В группах Монтессори дети мало общаются. Хотя и предполагается, что старшие помогают младшим, на этом взаимодействие практически заканчивается. Дети выполняют индивидуальные задачи, не играют вместе в ролевые и подвижные игры. В дальнейшем им может быть сложно работать в команде.
- Недостаточно внимания уделяется творчеству. Система Монтессори была изначально направлена на обучение практическим навыкам. Поэтому творчество, наравне с играми, воспринималось как нечто отвлекающее от основных задач.
- Ребёнку сложно адаптироваться к обычной системе обучения. В группах Монтессори детям не выставляют стандартные оценки. Педагог отмечает только выполнение задания: сделал или нет. При переходе в обычную школу с отметками, поощрительными наклейками и соревновательными моментами ребёнок может испытать стресс. Да и сидеть за партой, выполняя неинтересные задания, бывает очень непросто.
- Переходить в обычную школу всё равно придётся. В мире существует всего несколько школ Монтессори с полным циклом обучения, до 18 лет. В большинстве случаев всё ограничивается садиком и элементарной ступенью образования — для детей 6–12 лет.
- Стоит ли платить за альтернативные системы дошкольного образования
- Как избавить своего ребёнка от недостатков современной школы
- Что такое домашнее обучение и как на него перейти
- Как воспитать самостоятельного ребёнка: метод ленивой мамы
- Каким должен быть настоящий детский сад
Источник: lifehacker.ru
Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы
Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.
1. Кто такая Монтессори и что это за система?
Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».
Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.
После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.
Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.
Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.
2. Что такое сенситивные периоды? Их много?
Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:
1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.
2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать координацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.
3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.
4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.
5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки.
И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.
6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.
3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?
По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.
Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.
Макаренко, Ньюфелд и ещё 5 людей, которые навсегда изменили наше отношение к детям
Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре.
Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.
4. Что такое обучение даёт детям?
Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.
В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.
5. Где этому учат?
Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.
Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет
Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.
В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.
Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.
6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?
Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.
Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.
Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы
Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись
7. В чём минусы такой системы?
Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.
С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.
8. Кому это не подходит?
Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.
Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.
9. Где узнать про систему Монтессори больше?
Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.
Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.
Источник: mel.fm
Особенности программы развития Монтессори для дошкольников
Давайте разберёмся, чем план занятий по Монтессори отличается от занятий в детском саду обычного типа.
Многие родители, прочитав уже достаточно про принципы Монтессори, всё равно не могут понять, как конкретно проходят занятия в садике. Сегодня мы разберёмся, как будет устроена жизнь малыша, если вы решитесь выбрать для него Монтессори садик. Помните, распорядок дня в каждом центре нашей сети может незначительно отличаться, но общие принципы остаются всегда одинаковыми.
Как меняется программа М. Монтессори в зависимости от возраста?
Монтессори группы намеренно создаются разновозрастными, так как это позволяет детям учиться друг у друга, тем не менее, дошкольные группы разделяются на две основные категории: от нуля до трёх и от трёх до шести.
Дело в том, что в возрасте до трёх лет малыш ещё находится в стадии «психического эмбриона»: он не осознаёт себя, поэтому, несмотря на зарождающийся характер, личность ещё находится в стадии формирования. К трём годам же ребенок открывает себя и свой внутренний мир, личность окончательно формируется и осуществляется переход на совершенно новый этап функционирования. Этот переход хорошо проиллюстрировала сама Мария Монтессори, которая называла возраст от 0 до 3 стадией «Бессознательного творца», а детей от 3 до 6 лет «Сознательными тружениками».
Материал для Монтессори занятий в группах также различается: если в программе Монтессори 0-3 всё направлено на сенсорное развитие и обретение самостоятельности, то в группе 3-6 дети уже начитают получать свои самые первые научные знания о мире, хотя этот переход происходит далеко не за один раз.
Что касается расширенной программы детских Монтессори центров «Созвездие» — на некоторых программах дети делятся также на группы более однородные по возрасту, что обусловлено включением в классические Монтессори активности творческих занятий и встреч с психологами и педагогами.
Организация среды по программе Марии Монтессори
Помещение по программе развития Монтессори вне зависимости от возраста представляют собой большой зал, оформленный в сдержанных тонах, разделённый на зоны различной направленности. Разные клубы по-разному комплектуют свои зоны, но, как правило, они придерживаются стандартного набора для двух возрастных групп.
Для детей от 0 до 3 лет:
- Зона развития крупной моторики
- Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей
- Зона сенсорного развития
- Зона упражнений с сыпучими материалами
- Зона упражнений с водой
- Зона продуктивной и изодеятельности
- Зона развития речи
Для детей от 3 до 6 лет:
- Зона упражнений в практической жизни
- Зона сенсорного развития
- Зона математики
- Зона русского языка
- Зона космоса (изучение окружающего мира)
- Зона продуктивной изо-деятельности
Как организована программа занятий Монтессори для каждой зоны
Материалы из любой зоны сперва презентуются педагогами, а затем предлагаются детям для использования во время, отведённое на самостоятельную работу в Монтессори пространстве. Это значит, что большую часть времени дети сами выбирают себе занятия, а педагоги приходят на помощь лишь при возникновении сложностей.
Оборудование клуба обычно сильно зависит от размера помещения, предпочтений педагогов и родителей и требований местных контролирующих инстанций, но мы постарались подобрать усредненные списки материалов.
Зона упражнений крупной моторики
В зоне развития крупной моторики ребенку предлагается множество упражнений на развитие координации и ловкости, ощущения границ тела и развитие мышечного корсета. В «Созвездии» мы также выделяем отдельно в распорядке дня время для игровой гимнастики и подвижных игр. Вот примерный список оборудования, которое используется для развития крупной моторики в Монтессори центрах:
- Напольное покрытие с низким ворсом
- Сухой бассейн с мягким наполнителем и мягкими бортами, мягкие модули разных форм,
- Сенсорные дорожки для ходьбы по контурам
- Лазательный комплекс с горкой, лесенкой, подвижными лесенками-ступеньками, арками
- Спортивный комплекс: кольца, турник, канат, веревочная лестница, шведская стенка,
- Силуэты ладошек и ножек для игр на подобие Твистера,
- Мячи разного размера,
- Баскетбольное кольцо
Зона упраждений для установления причинно-следственных связей
В этой зоне программа Монтессори уделяет особое внимание развитию мышления детей и освоение целых последовательностей действий, объединенных общей целью и ожидаемым результатом. Здесь мы включаем и первые упражнения из зоны развития практических навыков.
- Игрушка — юла
- Скаты для шариков
- Сенсорные книжки
- Поднимающиеся жалюзи с веревочкой и кольцом
- Коробочка постоянства
- Деревянная Монтессори монетница
- Диски и кубики на вертикальном штырьке
- Модуль для развития запястья (движение по проволоке)
- Мягкие развивающие игрушки
- Модуль для движения по прорезям треугольник, круг, квадрат
- Модуль с дверцами с разными замками
- Прищепки и крючки
- Модуль со шнуровкой, пуговицами, кнопками и молниями
- Баночки с крышечками, шкатулки с разными механизмами отпирания
Зона упраждений для сенсорного развития по методике Монтессори
В этой зоне ребенок знакомится с характеристиками предметов: размер, цвет, форма, текстура, запах, высота звука и так далее.
- Сенсорный модуль для развития тактильных ощущений
- Сенсорный модуль с геометрическими телами
- Блоки цилиндров
- Розовая башня
- Коричневая лестница
- Вкладывающиеся коробочки
- Матрешка
- Набор вкладышей круг, квадрат, треугольник
- Модуль для подбора цветов.
- Набор цветных предметов
- Пирамидка
- Набор цилиндров разного цвета и размера
- Колокольчики разных тонов на подставке-лесенке
- Шумовые цилиндры
- Простая мозаика с образцами
- Лото
- Мешочки с предметами для ощупывания и набор таких же предметов в коробке
- Парные предметы, отличающиеся по величине
- Мелкие предметы для сортировки по форме, цвету
- Помпоны и пинцет для сортировки
Зона упраждений с сыпучими продуктами и водой по программе методики Монтессори
Эти зоны оказывают воздействия буквально на все сферы развития ребенка: мелкая моторика, острота зрения и чёткость восприятия, мышление и речь, произвольное внимание.
- Природный материал для сортировки
- Бобы разного размера и цвета
- Кувшинчики, банки и вазы с разной шириной горлышка
- Ложки разного объема
- Сито
- Ящик с песком или крупами для поиска зарытых в них игрушек и рисования пальцами,
- Механическая кофемолка
- Мелкая мозаика
- Миски разного размера
- Водяная мельница
- Тряпочки, ведра, швабры, губки
- Пипетки
- Венчик и жидкое мыло для взбивания пены
- Соломинки для выдувания мыльных пузырей
Зона продуктивной деятельности
Эти зоны знакомят малыша с творчеством, ребенок учится оставлять отпечатки различных предметов, лепить из пластилина и осваивать разные краски. В этой зоне преимущественно используются безопасные детские краски, природный материал, цветная бумага, гофрированная бумага, клей, пластилин и другие средства для детского творчества.
Зона развития речи
Здесь используются средства для расширения словарного запаса ребенка и первых знакомств с понятиями звука и буквы. В этой зоне располагаются картинки с изображение различных предметов, последовательные картинки-истории, фигурки животных, людей и других предметов, книжки, набор для кукольного театра, наборы для сопоставления предмета и его изображения на карточке.
Зоны по Монтессори методике для детей от 3 до 6 лет
Программа для старших уже начинает знакомить детей с научными знаниями о мире.
Зона по математике знакомит ребенка с понятием числа, показывает начертания цифр, знакомит с десятичной системой счисления и показывает первые операции с числами. Так, например, для знакомства с понятием единиц, десятков и сотен используются стержни, на которых умещается ровно 10 бусин. А очертания цифр предъявляются ребенку в виде шершавых силуэтов букв и задачек, где эти очертания нужно нарисовать на разных поверхностях.
Зона языкового развития соотносится с программой Монтессори занятий по русскому языку: дети знакомятся с буквами (например, с помощью сенсорных карточек), развивают фонематический слух (здесь часто используются коробочки, в которых объединены предметы на одну букву), выкладывают слова с помощью подвижного алфавита, учатся писать буквы своего имени. Сама программа Монтессори обучения русскому языку состоит из нескольких наборов материалов идущих от простого к сложному.
Зона Космоса – это упражнения, объединяющие в себе естествознание и науки об обществе. Включают в себя исследовательскую деятельность, изучение закономерностей жизни, чтение книг об окружающем мире.
Также не стоит забывать о развитии бытовых навыков. В Монтессори обстановке дети учатся самостоятельности: по окончанию полной Монтессори программы они сами справляются со своей одеждой и обувью, умеют ухаживать за собой, пользоваться расческой и носовым платком, знают, как привести в порядок комнату.
Типичный день в детском центре по развивающей программе Монтессори
Разумеется, дети не предоставлены сами себе в течение всего дня. Самостоятельные занятия перемежаются с групповыми активностями, а в некоторых программах подразумевают также приглашение специалистов, работающих по другим подходящим по идеологии методикам.
Монтессори группы могут быть распланированы на целый день, на половину дня или на несколько часов один-два раза в неделю или каждый день. Всё это сильно влияет на распорядок дня группы. Тем не менее, мы предлагаем вам ознакомиться со средним планом Монтессори развивающей программы.
Утром мы выделяем 15 минутный интервал для того, чтобы дети могли без спешки зайти в помещение, снять верхнюю одежду попрощаться с родителями. В это время педагоги и ассистенты приветствуют детей и дают им время поздороваться и пообщаться друг с другом.
Когда большинство детей расположились, мы начинаем утренний круг. Обычно мы считаем количество ребят в группе, поём любимые песенки, используем пальчиковые игры, обсуждаем предстоящий день, вспоминаем названия дней недели и месяцев. Иногда на кругу мы также представляем новые активности, которые малыши cмогут найти на полках.
По окончании обсуждений педагог просит детей подумать, чем бы они хотели заняться, закрыть глаза и представить, как они занимаются желаемым делом. Это учит их концентрироваться и снимает чрезмерное возбуждение.
Затем примерно в течение примерно часа-двух дети работают самостоятельно в Монтессори среде, а педагоги помогают им и при необходимости устраивают индивидуальные и групповые демонстрации.
После работы с Монтессори материалами в некоторых группах мы устраиваем игровую гимнастику, занятие музыкой, тренинги с педагогами-психологами и логопедами (занятия распределяются по дням недели).
Завершается день обычно чтением и обсуждением книжек вслух в общем кругу. Малыши слушают истории педагогов, отвечают на вопросы и стараются пересказать услышанное. В это время как раз подходят родители.
В группах, где малыши проводят в клубе продолжительное время предусмотрен также перекус, а в группах полного дня четырёхразовое питание и время дневного сна.
Выводы
Сегодня мы рассмотрели, как организована программа развивающих занятий по Монтессори. Преимущество Монтессори заключено в разнообразии активности и свободе, которая предлагается ребенку. У малыша большую часть времени есть возможность выбирать то, что ему по душе, но при этом и про режим и дисциплину на занятиях не забывают. Дети учатся слушать друг друга и выражать свои мысли, договариваться с ребятами и вместе выполнять общие задачи.
Заключение
Детский Монтессори центр «Созвездие» предлагает широкий выбор занятий для детей от 9 месяцев до 7 лет. Мы предлагаем занятия разной продолжительности и регулярности: можно подобрать программы исключительно по системе Монтессори, группы, где Монтессори занятия удачно дополняются творческими занятиями и подготовкой к школе, а также кружки по интересам. Расписание наших клубов создано так, чтобы каждая семья могла создать малышу индивидуальную программу.
Запишитесь на бесплатное пробное занятие прямо сейчас, чтобы познакомиться с нами поближе и самостоятельно оценить все возможности для развития вашего малыша!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Источник: www.center-sozvezdie.ru
Развитие детей по методике Монтессори – тонкости и преимущества
Методика Монтессори — это популярная программа раннего развития, в которой ведущая роль отводится малышу. Ребенок сам выбирает ту сферу деятельности, которая ему интересна, сам учится взаимодействовать со сверстниками и обслуживать себя. Роль взрослого при такой методике сводится к обеспечению всех условий и предоставление необходимых предметов.
Родители всегда озабочены развитием своих малышей. Их может тревожить плохая речь либо трудности в усваивании информации, неусидчивость и многое другое. Порой родители сталкиваются с неврологическими недугами крохи, которые затрудняют его развитие. В этом случае стоит познакомиться с различными методиками развития малыша, в частности, с методикой Монтессори.
Подробная информация об этой методике развития детей изложена в книгах Марии Монтессори – талантливейшего итальянского педагога и психолога, нашедшего новый подход к воспитанию и обучению детей. Создателю техники удалось доказать, что ребенок может легко усваивать важную информацию в игровой форме. Главное для этого создать специальную среду, в пределах которой каждый предмет выступает учебным пособием.
Этот способ развития существует уже много десятков лет, и его эффективность доказана, но иногда родители не видят ожидаемого эффекта. Очень важно знать, в чем причина того, что малыш не получает необходимые навыки и знания. Далеко не всегда причина в педагоге или неправильном проведении занятий, возможно, данный способ не подходит конкретно вашему малышу.
Суть системы обучения Монтессори
Система базируется на основном тезисе, выдвинутом Монтессори: ребенок с рождения тянется к знаниям. Кроме того, существует разделение на периоды, когда усвоение определенных знаний происходит особенно легко:
- 0-3 года — в этом возрасте у ребенка формируется принятие порядка
- 1-4 года — формируются основные действия и движения
- 0-5 лет — период для сенсорного развития
- 1,5-5,5 лет — закладываются основы для восприятия мелких предметов
- 0-6 — самый продуктивный период для развития речи
Ребенок, обучающийся по методу Монтессори, учится всему сам, но в условиях, специально подготовленных. Здесь участие родителей дистанционное, оно важно при подготовке среды.
Для развития же используются специальные развивающие материалы, выполняя действия с которыми, ребенок усваивает соотношение форм и размеров, развивает логическое мышление и мелкую моторику.
Игрушки в классической системе обучения по методике Монтессори исключены, так как считается, что игрушки дети берут от невозможности найти что-то более интересное.
Достичь результата позволит соблюдение важных положений методики:
- Ребенок занимает активную позицию в происходящем, а взрослый играет роль помощника.
- Малыш сам себя учит методом проб и ошибок, поскольку ему предоставляется полная свобода действий.
- Ребенку помогают учиться другие дети. Для этого собирают в одну группу детей разных возрастов, и они в условиях абсолютной свободы делятся своими знаниями и навыками.
- Нужно ребенку объяснить, что нет запретов и ограничений. Он может делать всё, что ему захочется.
- Малыш успешно проводит занятие в случаях, когда он действует согласно природе, а не против нее.
- За ошибки малыша никто не должен наказывать, в правильной среде он сам поймет, что поступил неправильно.
Всё это позволяет малышу получать новые знания без особых усилий и мучений, и он не просто насыщает мозг теорией, он постигает всё на практике. Основная задача методики в том, чтобы раскрыть внутренний потенциал ребенка, а не научить его что-то конкретное делать так, как делают все остальные. Именно по этой причине данная методика считается эффективным методом воспитания самодостаточных детей с четкой позицией.
Как создается среда для занятий по методике Монтессори
Среда для занятия является основным обучающим инструментом, поэтому к данному вопросу необходимо подходить очень внимательно. Каждому возрасту соответствует определенная обстановка, которая обеспечивает комфортное и здоровое развитие малыша. По мнению самой создательницы методики, не стоит слишком ускорять развитие, но очень важно не пропускать удачный момент для нового толчка.
Для этого разработана техника подготовки среды для развития малышей. В ней выделяют пять основных зон:
- Для упражнений и получения бытовых навыков. В этой зоне размещаются предметы, которые помогают малышу постигать навыки самостоятельного обеспечения своих бытовых потребностей: умываться, убирать за собой, чистить зубы и т.д.
- Для сенсорного восприятия. В этой части находится то, что учит ребенка различать формы, величины и т.д.
- Для получения математических навыков. Здесь всё призвано учить ребенка счету, сложению, вычитанию, умножению и прочим арифметическим навыкам.
- Для изучения русского языка. Здесь малыш знакомится с буквами, составом слов, фонетикой, расширяет свой лексический запас и учится писать.
- Зона космоса, где всё призвано познакомить малыша с окружающим миром. Здесь присутствуют основы ботаники, астрономии, физики, географии и др.
Всего этого вполне достаточно для того, чтобы получать разносторонние знания в пределах одного занятия. Для подготовки подобных классов не используются учебные парты. Есть только небольшие мобильные стулья и столы и полки с обучающими предметами. Ребенок может легко перемещать стул и стол в пространстве, чтобы попасть в интересующую его зону.
Роль дидактического материала
В занятиях по данной методике большую роль играют дидактические материалы, которые подбираются для конкретной зоны и малышей определённой возрастной категории. Существуют четкие правила использования этих материалов:
- Ребенок может приступать к их использованию только после того, как ему подробно объяснили, как ими пользоваться.
- Пользоваться материалами нужно аккуратно, они не предназначены для игры, их нужно раскладывать по определенным правилам.
- Запрещается передавать материалы от одного ребенка другому.
- Работа с материалами проводится только по тому принципу, который показал преподаватель.
- Усложнение уровня заданий происходит постепенно.
Работа с раздаточными материалами позволяет ребенку стать более дисциплинированным, научиться концентрироваться и выполнять определённую задачу. При этом реализуется познавательный компонент.
Что нужно делать взрослым
Взрослые в этой системе играют роль серого кардинала, который дистанционно готовит всё для успешного обучения детей. Также важно уметь закрепить знания, для этого в домашних условиях нужно ненавязчиво выяснить, что нового узнал малыш на последнем занятии.
Ну и, конечно же, взрослые подготавливают среду для обучения, подбирая все необходимые элементы и предметы. Занятия, безусловно, проходят под наблюдением педагога, но он не принимает активного участия в них, а только показывает, как пользоваться материалами и предметами, а потом вновь дает возможность детям самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Поскольку цель метода заключается в том, чтобы научить кроху самостоятельности, участие взрослых сведено к минимуму. И не стоит менять эти принципы, поскольку в таком случае теряется суть. Очень важно, чтобы взрослые не подсказывали, не направляли и не критиковали, иначе ребенок сразу откажется от таких занятий.
Педагоги для занятий по этой методике подбираются очень внимательно, поскольку эти люди должны уметь рассмотреть индивидуальные склонности каждого ребенка и помочь ему развить свои природные способности. Для обучения педагогов организуются курсы и группы практических занятий.
Порой родители стараются в домашних условиях провести подобные занятия, но подготовить все необходимые материалы, всё оборудование и разобраться в тонкостях проведения обучающих процедур достаточно сложно, а грамотное проведение занятия требует специальных навыков. Осознав это, зачастую родители отказываются от подобной затеи.
Когда пора вести малыша в класс Монтессори
Уже доказано научно, что в первые четыре года жизни человек получает 50 % знаний и навыков, а до восьми лет еще 30 %, потому очень важно именно в это время вложить в кроху максимум. И метод, разработанный М. Монтессори, позволяет это сделать максимально эффективно. Часто родители задумываются о том, когда пора начинать посещать занятия. Здесь нет четких границ, поскольку группы предполагают набор детей различных возрастов, но есть некоторые рекомендации.
По мнению создателя методики, первые месяцы жизни малыш должен быть с близкими, поэтому не стоит торопиться его развивать, а вот когда кроха немного подрос и начал активно двигаться, можно посещать короткие развивающие занятия, которые учат ребенка самостоятельности и развивают стремление познавать новое. После 2,5–3 лет можно проводить полноценные занятия по данной методике и уже не переживать, что малыш забеспокоится об отсутствии родителей, поскольку занятия захватывают всё внимание крохи.
Преимущества метода
Этот способ развития интеллекта детей очень популярен в разных странах мира. Есть несколько важных достоинств подобных занятий:
- Можно без труда за короткий промежуток времени помочь ребенку получить важные знания и навыки.
- Метод позволяет раскрывать естественные склонности малыша, поскольку ребенок сам выбирает, чем ему заниматься, показывая тем самым свои интересы.
- Дети учатся самостоятельности.
- Малыши получают навыки поведения в коллективе, состоящем не только из сверстников.
Такой спектр влияния на интеллект малыша имеет далеко не каждая техника обучения, потому метод Монтессори стал таким популярным и распространённым.
Недостатки занятий по методике Монтессори
В таком прекрасном, на первый взгляд, способе развивать малыша всё же есть недостатки. Именно поэтому далеко не все обращаются к нему. Основным недостатком является высокая стоимость занятий. В домашних условиях создать необходимую среду достаточно трудно и дорого, поэтому сейчас активно открывают частные группы или детские сады, где внедряется эта методика, но обучение в подобных учреждениях также обходится в круглую сумму.
Помимо этого, в данной методике есть несколько педагогических минусов:
- Основное развитие направлено на обучение математике и интеллектуальный рост.
- Детям трудно привыкать после демократичных условий проведения таких занятий к правилам поведения и дисциплине в школе и обычном детском саду.
- Метод не подразумевает активных развлечений.
- Нет ролевых игр.
С учетом этих недостатков рекомендуют сочетать метод Монтессори с другими развивающими методиками, чтобы ребенок был развит всесторонне и смог выбирать то, что ему интересно, среди большого перечня предложений. Всё-таки указанный метод направлен на подготовку математиков, физиков и людей, предпочитающих точные науки, а вот гуманитарии и дети творческого склада здесь не получат полноценного развития своих способностей.
Для того чтобы обеспечить своему малышу гармоничное и полноценное развитие, родителям стоит обращать внимание на его предпочтения и интересы, и тогда, изучив разные методы, можно найти идеальное сочетание развивающих занятий. Опытные специалисты помогают качественно воплотить методику на практике.
Существует много возможностей развить способности каждого ребенка, но нужно ко всему подходить с умом. Не стоит слишком активно нагружать мозг ребенка, поскольку малышу важно расслабляться, играть и развлекаться. Также следует понимать, что для каждого возраста предназначены определённые занятия и есть нормы развития, от которых не стоит далеко отклоняться. Эти нормы позволяют ребенку развиваться постепенно, последовательно и не перетруждаться.
Источник: www.baby.ru