Степанян Максим Папинович – студент кафедры Математических методов в экономике (образовательная программа «Управление проектами») Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.
Аннотация: В статье рассматриваются основные принципы в управлении проектами, которые влияют на все области жизнедеятельности человека, начиная от бизнеса, культуры, а также политики и различных исследованиях, которые призваны помочь и разобраться в разнице между различными объектами и субъектами в управлении проектами.
Ключевые слова: Управление проектами, объекты, субъекты, проект, стратегия, тактика, структура, сущность управления, сущность контроля, система управления, портфели проектов.
Управление проектами в целом является общей и необходимой составляющей любого бизнеса, так способы по инвестированию в различные виды деятельности невозможны без понимания сути и управления различными проектами.
Проектом является конкретное по времени и срокам цель, достижения которого приводит к реализации ранее запланированных планов и идей. Проект имеет специальные требования, которые устанавливаются еще перед реализацией самого проекта, с целью уменьшения рисков при реализации плана. На данный момент проект — это целенаправленная задача, которую устанавливает инвестор, результатом которого будет являться выполнение в срок всех поставленных задач, с наименьшими ресурсами [1].
Что такое проект и проектное управление? Определение границ проекта
Для управления проектом необходимо разработать систему, которая будет представлять собой четко сформированный и разделенный по пунктам план действий, начиная от определения и постановки задач, заканчивая реализацией поставленных задач и выводов, которые были достигнуты.
Далеко не всегда проекты, которые были изначально запланированы и сформированы успешно реализуются. Это может зависеть от многих факторов, которые по тем или иным причинам повлияли на реализацию проекта. Очень часто это зависит от успешности управления проектом и умении правильно оценивать все задачи и риски, которые перед ним стоят. Поэтому для успешной реализации проекта необходимо знать, что является объектами управления и на что оказывается непосредственное влияние при решении задач [2].
Объектами управления являются все задачи, проекты, различные программы, организации и предприятия, когда как субъектами управления является инвестор, генподрядчик, генеральный директор, исполнители, а также все те, кто устанавливают цели достижения и реализуют задачи при выполнении проектов.
Стратегией является план выполнения поставленных задач. Для этого необходимо уметь оценивать успешные планы, от заранее провальных и на основе выбора реализовывать нужную стратегию выбора компании. Именно стратегия является основным инструментом и фактором, при котором управление проектом будет являться успешной задачей, выполнение, которого может привести к получению прибыли для инвестора. Также одним из важнейших принципов в управлении является тактика, при постановке задач. Задачей тактики является анализ и выбор наиболее успешных стратегий при реализации управления проектами [3].
Классификация проектов
Любой проект, который реализуется компанией должен учитывать ту внешнюю среду, в которой он находится. Без оценки внешней среды, и включение их в проект, нельзя будет достичь долгосрочных целей при реализации проекта. Внешняя среда может зависеть от различных факторов, которые могут меняться в разных странах и разных регионах (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Основные факторы влияния внешней среды.
Любой проект непосредственно связан с экономическими социальными факторами внешней среды, которые всегда оказывают влияние на реализацию проекта. В зависимости от региона и страны данные факторы, могут иметь основное значение при реализации проекта. Также речь может идти о мировых экономических кризисах, которые происходят во всех странах мира.
Поэтому при реализации любого плана необходимо закладывать эти риски, как одни из основных рисков при управления проектами. Также немаловажным фактором является политическая среда, которая во многих странах может препятствовать реализации проекта. В частности, речь может идти о различных санкциях и ограничениях, которые государства могут накладывать на различные сектора экономики и бизнеса.
При оценке научно-технических факторов, то успешное коммуникация и использование бизнесом при реализации проектов достижений научно-технологического прогресса может сэкономить огромное количество финансовых ресурсов, а также сократить время необходимое для реализации проекта. Любой проект для достижения своих целей должен учитывать все риски, которые на него могут повлиять, а также пользоваться всеми возможностями, которые есть для уменьшения издержек при управления проектами [4].
Сегодня, чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо оценивать все возможные факторы, и риски, которые могут повлиять на выполнение поставленных задач, а также использование всех возможных современных ресурсов для успешной реализации всех поставленных перед бизнесом задач.
- Большаков А.С. Менеджмент / Учебное пособие. — СПб.: «Издательство «Питер», 2000. (Серия «Краткий курс»).Ансофф И. Новая корпоративная стра-тегия. —СПб.: Издательство «Питер», 1999
- Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. — М.: СИНТЕГ-ГЕО., 2000
- Резниченко В.Ю. Управление проектом. Учебное пособие. М.: МЭСИ. — 2004.
- Основы менеджмента: учеб. Пособие / Н.И. Кабушкин. — 7-е изд., сте-реотип. — М.: Новое издание, 2004.
Источник: na-journal.ru
Субъекты и объекты проектной деятельности реферат
С точки зрения методологов, основанием реализации проектной деятельности в образовании служат целе-ценностные установки субъектов проектирования, которые согласуются и проходят экспертизу в ходе межличностной коммуникации. В различных видах учебного проектирования субъектами становятся как взрослые, так и дети. В зависимости от вида и цели проектной деятельности это могут быть индивидуальные и совокупные субъекты (учебные и творческие группы, класс, коллектив образовательного учреждения, профессиональные и сетевые сообщества). В образовательном и социально-педагогическом проектировании могут участвовать менеджеры образования и специалисты — педагоги разного уровня, а также представители педагогической общественности. Специфика позиции участника проектирования заключается в том, что он всегда выступает как осознающий (сознательный) преобразователь действительности.
Педагогическая инструментовка формирования проектного замысла выбирается в соответствии с уровнем развития совокупного сознания субъекта и его предыдущим опытом участия в проектах. Одно дело, если в рамках учебного проектирования в совместную деятельность вступают младшие школьники, другое, если этим занимаются опытные специалисты, знакомые с технологией осуществления основных проектных процедур (диагностики, целеполагания, рефлексии). В любом случае необходимо четкое определение меры активности и компетентности каждого участника проектирования, а также понимание того, почему данная категория лиц привлекается к проектной деятельности в определенной роли.
Проектные роли.В рамках проектировочной деятельности ее субъекты могут выступать в роли заказчиков, разработчиков, лидеров, координаторов (менеджеров), руководителей, исполнителей проекта, экспертов. Каждая из этих ролей сопряжена с выполнением особых функций и по-своему необходима для прохождения всех этапов проекта.
Так, пока нет заказчика на продукт, образовательное проектирование никому не нужно, кроме тех, кто им занимается и привлекает ресурсы. Без менеджера возникают трудности в привлечении ресурсов и координации действий. Без экспертов трудно судить о новизне и социальной значимости проектного результата. Дифференциация проектных ролей осуществляется в зависимости от практических потребностей непосредственных участников проектирования или в соответствии с наличием социального заказа. Целесообразно разрабатывать и закреплять ролевые функции и регламент деятельности участников проекта в каком-то специальном рабочем документе.
Функции тьютора:
1.На подготовительном этапе программы.
-Организация предпроектной деятельности.
-Комплектование групп участников.
-Участие в разработке программы семинара, учебного плана занятий, расписания и др.
-Обеспечение обратной связи со слушателями.
4. На завершающем этапе программы.
— Составление аналитического отчета по итогам программы.
— Маркетинг индивидуальных педагогических проектов.
-Выдача сертификата, рекомендации к аттестации учителей
Тьютор имеет право:
-представлять проект в рамках предметной области в пределах своих функциональных обязанностей по отношению к третьим лицам;
-решающего голоса при зачислении в группу, определении индивидуального режима работы слушателей, определении руководителей индивидуальных проектов, определении поощрения и их форм, отчисления из группы;
-корректировать учебный процесс и состав учебной группы;
-представлять интересы слушателей;
-решать вопросы дифференцированной оплаты труда экспертов.
В педагогических проектах могут участвовать и совокупные субъекты. Примером служат так называемые поисковые, пилотные группы или команды. В качестве субъектов, участников проекта также могут выступать ситуативные объединения (например, пользователи компьютерных сетей).
Выбор и формирование субъекта соответствующего типа и масштаба — необходимый этап проектной деятельности. Особенно это важно в случае учебного проектирования, где от персонального состава и масштаба проектных групп, от точности распределения функций между участниками во многом зависит предметный и педагогический результат. В качестве примера рассмотрим особенности некоторых специфических для сферы проектирования совокупных субъектов.
В итоге совместными усилиями проектируется модель продуктивного поведения в типовой ситуации устройства на работу молодого специалиста (Аналогичный прием использовался на курсах повышения квалификации администраторов школ).
Проектная команда.Под проектной командой обычно подразумевается основной круг людей (специалистов), непосредственно участвующих в социально-педагогическом или образовательном проекте. Внутри этого круга происходит выделение и распределение сфер ответственности (функций), которые позволяют комплексно обеспечить реализацию проекта. К ним относятся: исследование, обучение, экспертиза, подготовка документации, координация деятельности, техническая или социальная разработка, консалтинг, методическое сопровождение, администрирование.
Так, для сетевого обучения характерно командное обеспечение проекта в силу значительного усложнения характера деятельности по его сопровождению. Примерный состав такой команды: руководитель проекта (преподаватель, ученый); методисты-координаторы, лидеры, возглавляющие учебные (целевые, тематические) группы, тьюторы, программист, отвечающий за разработку конфигурации сайта и создание необходимых программных продуктов; техник, обеспечивающий устойчивость связи.
Группа тьюторов (тренеров) — эта группа участников проекта проходит опережающее по отношению к остальным обучение, с тем чтобы впоследствии передать свои знания и опыт другим. Иногда параллельно они выполняют методические функции по отношению к своим коллегам.
В уже упоминавшемся проекте по разработке нового формата выпускного экзамена по английскому языку тщательно отобранная группа наиболее опытных учителей английского языка была направлена в Великобританию для ознакомления со специальной литературой, нормативными документами и реальным опытом, связанным с организацией процедуры языкового тестирования. Впоследствии они провели серию обучающих семинаров для учителей города по данной проблематике. Следующий этап проекта потребовал от группы освоения методологии создания тестовых материалов и методических пособий в помощь российским учителям английского языка. После этого они смогли обучать коллег работе с этими пособиями.
В ходе проектирования формируются также разнообразные учебные и рабочие группы,выполняющие в зависимости от целей проектной деятельности и этапа ее реализации различные функции.
В международной практике сложилось понятие учебный кружок.Это разновидность неформальной группы — участников системы дополнительного образования. Учебный кружок в ряде случаев также выступает в качестве группового субъекта проектной деятельности.
Создание любой группы и педагогическое сопровождение ее деятельности обычно осуществляются с учетом закономерностей развития групповой динамики и специфики той или иной выполняемой совместно проектной процедуры. Речь идет о групповом целеполагании, групповой коммуникации, групповой рефлексии, многообразные способы организации которых подробно описаны в соответствующей литературе. В зависимости от функционального назначения группы выбираются различные подходы к ее формированию. Очень важно правильно подобрать состав.
Так, при проведении проекта, связанного с совершенствованием системы профессионального образования, специалистами из г. Нижний Новгород было установлено, что в рабочую группу необходимо включать учителей-практиков, которые непосредственно ведут новый курс; представителей работодателей и экспертов по данному направлению. Желательно, чтобы состав группы оставался постоянным, поскольку процесс проектного обучения построен по принципу постоянного совершенствования на основе рефлексии и группового обсуждения. Предыдущий материал постоянно подвергается изменениям и коррекции, поэтому новым людям практически невозможно полноценно участвовать в работе, если они пропустили ряд проектных шагов. Если проект международный, в группе должен быть компетентный переводчик, свободно владеющий профессиональной лексикой. Это поможет избежать смысловых искажений при толковании материалов и экспертных суждений.
Специфическим субъектом проектной деятельности могут быть тренинг-группы, которые ситуативно формируются для пропедевтики или преодоления тех или иных трудностей, связанных с освоением режима и отдельных процедур проектной деятельности. Работа тренинг-групп может быть нацелена на:
— диагностику и коррекцию тех или иных личностных проявлений;
— снятие внутренних барьеров, мешающих продуктивным действиям в рамках проекта;
-создание благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы внутри группы;
— изменение характера групповой динамики по ходу проекта;
— формирование дополнительных умений, навыков, опыта, необходимых для успешного продолжения проекта;
— активизацию позиции участников и др.
К совокупным субъектам проектирования относят также различные виды внешних по отношению к проектам объединений, таких как наблюдательный или консультативный советы, экспертные, редакционные и другие группы. Целесообразно включать в их состав представителей различных учреждений, организаций, категорий специалистов, чтобы обеспечить комплексный характер экспертизы и исключить момент лоббирования интересов какой-то одной группы (социальной, профессиональной, возрастной). Причем поэтапный характер осуществления проектной деятельности предполагает подвижность структуры субъектов, смену акцентов в деятельности специалистов, их ротацию.
Изучение объектов и субъектов в управлении проектов, а также их взаимодействия в процессе реализации проекта. Методы руководства и руководящие меры по обеспечению выполнения проекта. Жизненный цикл проекта и его фазы. Основные участники проекта.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.02.2017 |
Размер файла | 24,5 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кафедра Управление Проектами
Источник: obrazovanie-gid.ru
Презентация на тему Объекты и субъекты управления проектами
Жизненный цикл проекта. Понятие «жизненный цикл проекта» получило распространение в международной практике после того, как в 1959 году комитет Андерсона (NASA) сформулировал системный подход к управлению проектом — по стадиям его жизненного цикла. Жизненный цикл проекта используется: · · Для определения
- Главная
- Менеджмент
- Объекты и субъекты управления проектами
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1 Раздел 3. Объекты и субъекты управления проектами.
Слайд 2 Жизненный цикл проекта.
Понятие «жизненный цикл проекта» получило распространение
в международной практике после того, как в 1959 году
комитет Андерсона (NASA) сформулировал системный подход к управлению проектом —
по стадиям его жизненного цикла.
Жизненный цикл проекта используется:
· · Для определения начала и конца проекта;
· · Для исследования целесообразности проекта;
· · Для выявления связующих видов деятельности, которые необходимы завершения проекта для использования полученных результатов;
· · Для определения того, что должно быть сделано на каждой фазе проекта (цели –продукты).
Слайд 3 На практике количество фаз проекта, как правило, варьируется
от 4 до 9 (но может быть и больше).
Каждая
фаза может характеризоваться по таким параметрам, как:
· Стоимость;
· Продолжительность;
· Степень
Слайд 4 Основные фазы жизненного цикла проекта
Типичный жизненный цикл проекта,
как видно на рис., состоит из четырех фаз:
1. Начальная
фаза (концепция).
2. Фаза разработки.
3. Фаза реализации.
4. Фаза завершения.
Слайд 5 1. Фаза концепции посвящена разработке концепции проекта и
включает в себя:
Сбор исходных данных и
анализ существующего состояния (предварительноеобследование).
· Выявление потребности в изменениях (в проекте).
·
Определение проекта:
— цели, задачи, результаты;
-основные требования, ограничительные условия, критерии;
-уровень риска;
-окружение проекта, потенциальные участники;
-требуемое время, ресурсы, средства и др.
· Определение и сравнительная оценка альтернатив.
· Представление предложений, их апробация и экспертиза.
· Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.
Слайд 6 2. В фазе разработки разрабатываются основные компоненты проекта,
и осуществляется подготовка к его реализации.
Основные работы этой
фазы:
· Назначение руководителя проекта и формирование команды проекта, в первую
очередь ключевых членов команды.
· Установление деловых контактов и изучение целей, мотивации и требований заказчика и владельца проекта, других ключевых участников.
· Развитие концепции и разработка основного содержания проекта:
-конечный результат (ы) и продукт (ы), стандарты качества ,структура проекта, основные работы, требуемые ресурсы.
· ·Структурное планирование, в т.ч.:
-декомпозиция проекта, в т.ч. WBS,-календарные планы и укрупненные графики работ и обеспечения, смета и бюджет проекта, потребность в ресурсах,
процедуры УП и техника контроля, определение и распределение рисков.
· Организация и проведение торгов, заключение субконтрактов с основными
исполнителями.
· Организация выполнения базовых проектных и опытно-конструкторских работ по проекту.
· Представление проектной разработки.
· Получение одобрения на продолжение работ по проекту
Слайд 7 3. В фазе реализации выполняются основные работы, необходимые
для достижения проекта.
Данная фаза включает в себя:
· Организацию
и проведение торгов, заключение контрактов.
· Полный
ввод в действие разработанной системы УП.
· Организацию выполнения работ.
· Ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта.
· Ввод в действие системы стимулирования (участников) проекта.
· Детальное проектирование и технические спецификации.
· Оперативное планирование работ.
· Установление системы информационного контроля за ходом работ.
· Организацию и управление материально-техническим обеспечением работ, в т.ч.запасами, закупками.
· Выполнение работ, предусмотренных проектом (в т.ч. производство строительно-монтажных и пуско-наладочных работ).
· Руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг прогресса, прогноз состояния, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта: ход работ, их темпы, качество работ и проекта, продолжительность и сроки, стоимость и другие показатели.
· Решение возникающих проблем и задач.
Слайд 8 4. В завершающей фазе (или фазе окончания) проекта
достигаются конечные цели проекта, подводятся итоги, разрешаются конфликты и
проводится закрытие проекта.
Основные работы этой фазы:
· Планирование процесса завершения.
· Эксплутационные
испытания окончательного продукта(ов) проекта.
· Подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта.
· Подготовка документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию.
· Оценка результатов проекта и подведение итогов.
· Подготовка итоговых документов.
· Закрытие работ и проекта.
· Разрешение конфликтных ситуаций.
· Реализация оставшихся ресурсов.
· Накопление фактических и опытных данных для последующих проектов.
· Расформирование команды проекта.
Слайд 9 Жизненный цикл проекта
Входы
Фазы
Выходы управления проектом
Результат поставки проекта
Начальная
Финальная
Промежуточные фазы
Общая
идея
Команда управления проектом
Устав
Описание содержания
Продукт
План
Базовый план
Прогресс
Приемка
Одобрение
Источник: PMBOK, ред.3
Слайд 10
Дополнительные комментарии
Для большинства проектов в отношении их жизненного
цикла верны следующие
утверждения:
· Финансовые и трудовые затраты сравнительно невелики
на начальной стадии
проекта, резко возрастают на фазе выполнения и плавно
понижаются по мере приближения к завершению проекта.
.
· Проектные риски максимальны в момент начала проекта и уменьшаются по мере его продвижения. Соответственно вероятность успешного завершения проекта минимальна в начальный момент и растет, по мере того как выполняются отдельные работы, и снижается влияние различных факторов риска.
· Возможность влияния ключевых участников проекта на окончательные
характеристики результатов проекта, сроки и фактические затраты максимальна на
начальных стадиях проекта и уменьшается по мере его выполнения.
Слайд 11
Слайд 12 Жизненный цикл и вехи проекта
Окончание каждой фазы знаменуется
вехой. Веха — это опорная точка, отмечающая важное событие
в проекте. Информация, доступная в начале проекта, зачастую недостаточна для
детального планирования, но ее вполне достаточно для составления плана по вехам.
Слайд 13
В плане по вехам представлены основные, ключевые события
проекта:
— концепция утверждена,
— планы проекта утверждены,
— разработка завершена,
-готовность решения
утверждена,
-внедрение завершено.
Слайд 14
Часто руководители высшего уровня не вникают в детали
и используют план по вехам для контроля хода проекта.
Каждая веха предоставляет возможность осмыслить результаты и извлечь уроки из
завершившейся фазы. Анализ пройденных вех помогает повысить отдачу от такого осмысления. Такие проводимые в конце каждой фазы анализы часто называют завершением фазы, межфазовыми шлюзами
Источник: mypreza.com