В зависимости от количества охватываемых процессом воспитания детей выделяют такие формы воспитания, как ….
Варианты ответа:
- групповая
- парная
- бригадная
- коллективная
- индивидуальная
Способ разрешения конфликтов, заставляющий детей и подростков принять точку зрения руководителя, называется …
Варианты ответа:
- компромиссом
- сглаживанием
- принуждением
- уклонением
Процесс устранения отрицательных свойств личности и замещениях их положительными – это …
Варианты ответа:
- реабилитация
- коррекция
- перевоспитание
Теоретическая концепция, лежащая в основе педагогической системы школы, реализуется в таких процессах, как …
Варианты ответа:
- формирование
- воспитание
- социализация
- общение
- обучение
Заключительный этап создания плана воспитательной работы классного руководителя характеризуется …
Варианты ответа:
ПРАКТИКА ЗАГОВОРА. Большой документальный фильм
- закреплением ответственных за организацию мероприятий
- подведением итогов работы
- распределением поручений активу и отдельным воспитанникам
- обсуждением на классном собрании
- проведением коллективного творческого дела
Классный руководитель в работе с родителями выполняет такие функции, как …
Варианты ответа:
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность
- коррекция условий функционирования семьи
- оказание помощи родителям в решении социальных проблем
- психолого-педагогическое просвещение родителей
- ознакомление родителей с учебно-воспитательным процессом школы
На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод воспитания как…
Варианты ответа:
- приучение
- пример
- упражнение
- убеждение
Стимулирование положительных проявлений личности в ходе воспитания с помощью высокой оценки называется …
Варианты ответа:
- авансированием
- поощрением
- убеждением
- общественным мнением
К методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся …
Варианты ответа:
- поручение
- создание воспитывающих ситуаций
- поощрение
- педагогическое требование
- беседа
Признание личности в качестве абсолютной ценности – это …
Варианты ответа:
- приоритетности общечеловеческих ценностей
- демократизма
- гуманизма
- ретроспективности
Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически жизненных целей, называется …
Варианты ответа:
- идеалами
- убеждениями
- ценностными ориентациями
- направленностью
Требования к деятельности, являющиеся руководством в практике воспитания, составляют ______ воспитания
Разработка ООП НОО на основе федеральной образовательной программы начального общего образования
Варианты ответа:
- принципы
- направления
- нормы
- идеи
Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются ____воспитания
Варианты ответа:
- закономерностями
- ценностями
- движущими силами
- условиями
Гуманистическая воспитательная система характеризуется такими признаками, как
Варианты ответа:
- социальная защищенность педагога
- главный субъект системы – педагог
- проявление отношений доверия и доброжелательности
- обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка
- ориентация на личность ребенка
Ведущую роль в воспитании играет религия, поэтому образование должно развивать у детей чувства, веру, — сущность педагогики ….
Варианты ответа:
- неопозитивизма
- прагматизма
- экзистенциализма
- неотомизма
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив требует …
Варианты ответа:
- совместных усилий общественности в воспитании
- поддерживать силу общественного мнения
- обеспечивать единство и сплоченность актива
- воздействовать на воспитанника посредством коллектива
- создания ситуаций успеха
Готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны называется…
Варианты ответа:
- интернационализм
- патриотизм
- национализм
- менталитетом нации
Классный руководитель ведет такую документацию, как ..
Варианты ответа:
- классный журнал
- протоколы заседаний педагогического совета
- книгу регистрации учащихся
- дневники учащихся
- личные дела учащихся
Совокупность разных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащим к разным этническим культурам. – это .
Варианты ответа:
- культура этнического общения
- культура межнационального общения
- поликультурное воспитание
- интернациональное воспитание
Видами педагогического требования являются.
Варианты ответа:
- намек
- совет
- ограничение в правах в коллективе
- изменение отношения к ученику
- просьба
Воспитание – это .
Варианты ответа:
- воздействие на личность общества в целом
- развитие представлений человека о мире
- результат усвоения профессиональных знаний, умений и навыков
- целенаправленная деятельность по формированию у детей качеств личности
- процесс и результат воспитательной работы
Создание среды развития личности, способствующий обеспечению единства народной культуры и достижений мировой цивилизации. – это принцип.
Варианты ответа:
- культуросообразности
- вариативности
- природосообразности
- открытости
В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова выделяют такие этапы развития воспитательной системы как .
Варианты ответа:
- обновление и перестройка
- становление
- коррекция
- стабильное развитие и его завершение
- подготовка
К методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся…
Варианты ответа:
- поручение
- создание воспитывающих ситуаций
- поощрение
- педагогическое требование
- беседа
Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах…
Варианты ответа:
- классный руководитель
- педагог-организатор
- классный воспитатель
- социальный педагог
- классный куратор
Авторской педагогической системой можно назвать опыт педагогической работы…
Варианты ответа:
- Руссо
- К.Бабанского
- К.Крупской
- С.Макаренко
Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей, называется…
Варианты ответа:
- идеалами
- убеждениями
- ценностными ориентациями
- направленностью
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив требует…
Варианты ответа:
- совместных усилий общественности в воспитании
- поддерживать силу общественного мнения
- обеспечивать единство и сплоченность актива
- воздействовать на воспитанника посредством коллектива
- создания ситуации успеха
Готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны называется…
Варианты ответа:
- интернационализм
- патриотизм
- национализм
- менталитет нации
Взаимосвязь субъектов и объектов, построенная по принципу «господин-раб», является особенностью _______воспитания
Варианты ответа:
- религиозного
- коррекционного
- диссоциального
- семейного
К коллективным формам воспитательной работы относятся…
Варианты ответа:
- литературно-музыкальные вечера
- классные часы
- праздники искусства
- составление программ самовоспитания
- конкурс эрудитов
К авторским можно отнести воспитательные системы
Варианты ответа:
- Давыдова
- И.Новиковой
- Н.Тубельского
- Л.Селивановой
- С.Библера
По содержанию деятельности выделяют коллективы
Варианты ответа:
- спортивные
- трудовые
- постоянные
- учебные
- формальные
К основным направлениям воспитания не относят ________ воспитание
Варианты ответа:
- семейное
- эстетическое
- нравственное
- умственное
По уровню развития различают группы…
Варианты ответа:
- группы членства
- корпорации
- ассоциации
- референтные
- диффузные
Источник: kursar.plus
Презентация на тему Программа «Гармония»
Цель: создать (обеспечить) образовательное пространство, в котором реализуются:1.системно-деятельностная парадигма образования, которая предполагает наличие у учащихся учебно-познавательной мотивации, умения определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать её, а также оперировать логическими приёмами
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Гармония
Слайд 2Цель: создать (обеспечить) образовательное пространство, в котором реализуются:
1.системно-деятельностная парадигма образования,
которая предполагает наличие у учащихся учебно-познавательной мотивации, умения определять (ставить)
цель предстоящей деятельности и планировать её, а также оперировать логическими приёмами мышления, владеть приёмами самоконтроля и самооценки как важнейшими учебными действиями;
Слайд 32)концепция развития универсальных учебных действий
младших школьников (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).
В соответствии с этой концепцией универсальные
учебные действия, их свойства и
качества определяют эффективность
образовательного процесса, в частности усвоение знаний,
формирование умений, образа мира и основных компетенций
учащегося, в том числе социальной и личностной.
Слайд 43. Требования ФГОС к планируемым результатам программы:
личностные результаты
метапредметные результаты
предметные
результаты
Слайд 5Программа ориентирована на развитие личности
обучающегося на основе усвоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира и на комплексное
решение следующих задач:
у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, формирование на основе этих знаний предметных умений;
Слайд 6развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и
познавательных интересов;
развитие мышления детей, готовности выполнять различные умственные действия
(анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т. д.;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;
Слайд 7становление информационной грамотности, умения находить
нужную информацию, работать
с ней и использовать
для решения различных
задач;
гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок, формирование эстетического чувства, вкуса;
воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;
укрепление физического и духовного здоровья учащихся
Слайд 8Принципы организации образовательного процесса:
развития учащихся, который в рамках каждого учебного
предмета за счёт особой организации деятельности детей предполагает целенаправленное совершенствование
различных сторон личности;
культуросообразности, согласно которому освоение предметного содержания осуществляется на более широком фоне знакомства учащихся с миром
культуры, с элементами социально-исторического опыта людей;
Слайд 9целостности содержания, в соответствии с которым обеспечивается органичное слияние изученного
и вновь изучаемого материала, постепенное расширение уже имеющегося у учащихся
личного опыта, установление в сознании детей связей между различными курсами;
спиралевидности, в соответствии с которым формирование у учащихся предметных и метапредметных умений происходит последовательно, постепенно, но при этом не строго линейно.
Источник: theslide.ru
Урок 2. Основные принципы дидактики
В прошлом уроке мы с вами познакомились с педагогическими воззрениями человека, сыгравшего в истории педагогики огромную роль – педагога-философа Яна Коменского. Также мы смогли сделать вывод, что именно его идеи стали основополагающими в становлении той системы образования, которую можем наблюдать и сегодня – в XXI веке.
Как вы помните, мы вкратце упоминали дидактические принципы Коменского, отражающие его подход к образованию. Но если тогда мы сказали о них лишь в целях ознакомления, желая сформировать у вас целостную картину «Великой дидактики», то сейчас мы займёмся углублённым изучением этих принципов.
Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.
Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей.
Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.
Основные принципы дидактики
Итак, к основным дидактическим принципам относятся:
- Принцип научности
- Принцип доступности
- Принцип целенаправленности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип наглядности
- Принцип связи обучения с жизнью
- Принцип прочности
- Принцип сознательности и активности
- Принцип воспитания и развития
Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.
Принцип научности
Требования принципа научности:
- Наличие системы теоретических знаний у учащихся
- Достоверность изучаемых фактов, закономерностей и явлений
- Аргументированность действий и практических выводов наукой
Принцип доступности
Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опыт учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.
Требования принципа доступности:
- Должен учитываться образовательный уровень учащихся
- Должны учитываться познавательные возможности учащихся
- Должна учитываться профессиональная подготовка, характер и опыт учащихся
- Должны учитываться возрастные особенности учащихся
- Должны учитываться потребности и интересы учащихся
Принцип целенаправленности
Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.
Требования принципа целенаправленности:
- Содержание образовательного процесса должно соответствовать содержанию воспитания, а методы их организации должны соответствовать формам
- Средние специальные заведения должны соответствовать основным образовательным целям
- Обучение должно соответствовать учебному плану и включать в себя обязательные программы по специальности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.
Требования принципа систематичности и последовательности:
- Материал в учебной программе должен располагаться в строгой и логической последовательности, которая должна соблюдаться также и в методах передачи информации учащимся
- Учащиеся должны овладевать знаниями, навыками и умениями последовательно, одновременно применяя их на практике
Принцип наглядности
Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств.
Требования принципа наглядности:
- Применение наглядности должно иметь чёткую дидактическую цель
- Демонстрирование чего-либо должно иметь свой порядок и осуществляться методически
- Объём наглядности должен определяться целенаправленно
- Отдельные виды наглядности должны сочетаться друг с другом
- Учащиеся должны проводить собственный анализ наблюдаемого
- Демонстрирование чего-либо должно соответствовать культурным требованиям
- К оформлению наглядности должны применяться психологические требования
- Педагог должен уметь делать вывод из процесса своих демонстраций
Принцип связи обучения с жизнью
Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.
Требования принципа связи обучения с жизнью:
- Весь учебно-воспитательный процесс должен иметь профессиональную направленность
- В процессе обучения должен быть дан ответ на вопрос, когда, где и каким образом в жизни можно применять полученные знания
Требования принципа сознательности и активности:
- Учебный процесс должен быть двусторонним
- Педагог обязан вызывать у учащихся желание к самостоятельной и творческой работе
- В учебный процесс должны включаться активные формы обучения
- Учащиеся должны быть включены в процесс самостоятельного получения информации
- Педагог должен развивать у учащихся научное мышление и профессиональный творческий подход к получению знаний, а также навык свободного и самостоятельного применения этих знаний для решения конкретных практических задач
Принцип прочности
Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.
Требования принципа прочности:
- Все требования к вышеперечисленным принципам должны быть эффективно реализованы
- Знания должны повторяться и закрепляться, а умения и навыки должны быть применены на практике
- Должен проводиться систематический контроль приобретённых знаний, навыков и умений
- В процессе учебно-воспитательного процесса должен осуществляться индивидуальный подход к каждому учащемуся
Принцип сознательности и активности
Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом.
Принцип воспитания и развития
Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».
Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:
- Должны быть правильно определены ведущие цели обучения: развивающая, воспитывающая и познавательная
- В процессе занятий у учащихся должно формироваться научное мировоззрение
- В учащихся должны воспитываться дисциплинированность, навыки культурного поведения, интеллигентность, гуманность, гражданская ответственность и патриотизм
- В учащихся должны формироваться творческое мышление, инициативность и самостоятельность
- В учащихся должно развиваться умение самостоятельно делать выводы, сопоставлять, сравнивать, выделять основное, обобщать, анализировать и т.д.
Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.
В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика».