Под ротацией персонала понимается направленное и планомерное передвижение работника с одной должности на равнозначную другую внутри подразделения предприятия или изменение его должностных обязанностей без изменения должности или перемещение сотрудника в другое подразделение на предприятии или на другое предприятие, что отличает ее от резерва, когда осуществляется подготовка для назначения на вышестоящую должность.
Ротация применяется ко всем категориям персонала: рабочим, руководителям, специалистам и служащим.
Ротация кадров (лат. rotatio – круговое движение) – регулярная сменяемость кадров в соответствии с принципом «найти нужному работнику нужное место». При ротации кадров характер работы может меняться коренным образом. В таких случаях формируется работник с квалификацией широкого профиля, необходимый в будущем как руководитель производства. Если работник в ходе ротации меняет несколько рабочих мест, относящихся к кругу родственных специальностей, то при этом формируется специалист с глубоким и всесторонним знанием какого-либо одного участка производства, способный эффективно участвовать в трудовой кооперации со своими коллегами.
Формирование кадрового резерва компании в 2021 году: создать нельзя откладывать
Перевод работника на новые рабочие места может происходить в течение всей его трудовой жизни, но со временем этот процесс ослабевает. Самый интенсивный период ротации – первый период его занятости, ограниченный моментом, когда работник перестает адаптироваться и эффективно обучаться, достигает максимального уровня компетентности и наконец, может найти настоящее место применения своих способностей.
Ротация персонала проводится в целях оценки потенциала работников и наиболее рационального применения их профессиональных, интеллектуальных и творческих возможностей (подбор работы под способности человека).
Цели и задачи ротации персонала:
— приобретение работниками новых компетенций и развитие мотиваций к максимально эффективному труду, а также поддержание их на высоком уровне;
— сокращение численности персонала за счёт расширения функциональных обязанностей и усложнения производственных задач в рамках занимаемой должности;
— приобретение сотрудниками организации четкого видения личных профессиональных перспектив;
— подбор мотивированных и лояльных работников, связывающих с организацией рост своей профессиональной карьеры.
Ротацию персонала рекомендуется проводить:
— один раз в 5-7 лет – для руководителей высшего звена управления;
— один раз в период от 3 до 5 дет – для всех остальных категорий персонала;
— по мере производственной необходимости, но не реже одного раза в год – для рабочих.
Длительность работы в другой равнозначной должности (освоение смежной операции, функции), определяется соответствующим руководителем и может колебаться от одной недели до одного года. Главный критерий – работник должен иметь время, чтобы научиться качественно выполнять новые обязанности.
Для каждой основной должностной категории в организации определен оптимальный и предельный норматив ротации. По окончании оптимального срока, пребывания на должности проводится индивидуальная оценка достижений сотрудника.
3.8. Кадровый резерв
Кадровый резерв – это часть персонала, обладающая способностью к управленческой деятельности, отвечающая требованиям, предъявляемым вышестоящей должностью, подвергшаяся отбору и прошедшая систематическую целевую подготовку для занятия рабочих мест более высокой квалификации в будущем.
Кадровый резерв формируется по принципам:
— актуальности резерва (следует учитывать реальную потребность в замещении должностей; резерв на должности должен формироваться исходя из расчета, что сотрудники, зачисленные в него, имеют реальную возможность продвинуться на вышестоящую должность);
— соответствия кандидата должности и типу резерва (при применении этого принципа следует учитывать требования к квалификации кандидата при выдвижении, на определенную должность);
— перспективности кандидата (при занесении сотрудника в резерв следует учитывать его ориентацию на профессиональный рост, имеющееся образование, возраст, стаж работы в организации и текущей должности, динамичность карьеры в целом, состояние здоровья);
— соответствия личности кандидата сложившейся ситуации (при отборе кандидатов в резерв для конкретных должностей следует рассматривать не только общие, но и профессиональные требования, которым должен отвечать руководитель того или иного отдела, службы, цеха, участка, а также специфику требований к личности кандидата, основанную на анализе ситуации в подразделении, тип организационной культуры и т.д.).
Различают следующие типы кадрового резерва:
F по виду деятельности:
— резерв развития – группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений;
— резерв функционирования – это группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование действующих подразделений организации;
F по времени назначения:
— текущий резерв кандидатов, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время;
— перспективный резерв кандидатов, выдвижение которых планируется в ближайшие 1-3 года.
Источниками кадрового резерва на руководящие должности обычно являются:
— молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку;
— специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности;
— руководящие работники других подразделений, и дочерних предприятий;
— главные и ведущие специалисты.
При замещении вышестоящих должностей приоритетом пользуются действующие руководители различных рангов, затем идут специалисты, являющиеся заместителями руководителей.
При формировании списков кандидатов в резерв учитываются следующие факторы:
— требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда;
— профессиональная характеристика специалиста, необходимого для успешной работы в соответствующей должности;
— перечень должностей, занимая которые работник может стать кандидатом на резервируемую должность;
— предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы и т.п.) подбора кандидатов на соответствующие должности;
— результаты оценки формальных требований и индивидуальных особенностей кандидатов на резервируемую должность;
— выводы и рекомендации последней аттестации;
— мнение руководителей и специалистов смежных подразделений, совета трудового коллектива;
— результаты оценки потенциала кандидата (возможный уровень руководства, способность к обучению, умение быстро овладевать теорией и практическими навыками);
— мотивация труда, профессионализм и компетентность, личностные качества и потенциальные возможности.
Методы работы с резервом можно разделить на две основные категории:
— методы формирования списка резерва;
— методы формирования резерва на конкретные должности.
Методы формирования списка резерва:
— анализ документальных данных – отчетов, автобиографий, характеристик, результатов аттестации работников и других документов;
— интервью (беседа) по специально составленному плану или вопроснику либо без определенного плана для выявления интересующих сведений (стремлений, потребностей, мотивов поведения и т.д.);
— наблюдения поведения работника в различных ситуациях (на производстве, в быту и т.д.);
— оценка результатов трудовой деятельности – производительности труда, качества выполняемой работы и т.д., показателей выполнения заданий руководимым подразделением за период, который наиболее характерен для оценки деятельности руководителя;
— метод заданной группировки работников – когда подбираются люди под заданные требования к должности или под заданную структуру рабочей группы. В этом, методе сравниваются качества претендентов с требованиями должности того или иного ранга. Использование метода предполагает формирование трех видов информационных массивов профессиограмм всей номенклатуры руководящих должностей, фактографических данных и критериев качеств специалистов.
Методы формирования списков резерва на конкретные должности:
— сопоставление совокупности качеств кандидата и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности;
— сравнение кандидатов на одну должность друг с другом и выбором того, кто более других подходит для работы в резервируемой должности.
Этапы работы с резервом:
— анализ потребности в резерве;
— формирование резерва как такового;
— оценка и сравнение кандидатов;
— корректировка предварительного списка пo результатам предшествующего этапа;
Анализ потребности в резерве включает в себя:
— прогноз изменения структуры аппарата;
— совершенствование продвижения работников по службе;
— определение степени обеспеченности резервом номенклатурных должностей;
— определение степени насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу);
— определение категории должностей, которые являются базовыми для создания резерва руководителя конкретного подразделения;
— определение персональной ответственности руководителей за рациональную расстановку определенной категории кадров.
Формирование и составление списка резерва включает в себя:
— формирование списка кандидатов в резерв на основе информации о том, кого можно и необходимо включить в списки,
— кандидатов в резерв, кого из включенных в списки кандидатов в резерв необходимо учить, какую форму подготовки применить к каждому кандидату с учетом его индивидуальных особенностей и перспективы использования на руководящей должности;
— оценку кандидатов в резерв;
— сравнение качеств кандидатов с требованиями должностей в зависимости от участков работы, на которые кандидаты в резерв предлагаются.
Оценка и сравнение кандидатов проводятся на основе:
— метода экспертных оценок.
Подготовка резерва осуществляется в следующих формах:
— индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;
— стажировка в должности на своем и другом предприятии;
— учеба на курсах и в институтах повышения квалификации в зависимости от планируемой должности.
Все методы подготовки резерва применяются в рамках разрабатываемых и утверждаемых администрацией обучающих программ. Эти программы могут быть общими, специальными, индивидуальными.
Поддержание резерва включает в себя:
перемещение – перевод работника в пределах организации с одной должности на другую того же уровня. Обычно перемещение не сопровождается увеличением заработной платы;
повышение в должности – перемещение работника на более оплачиваемый и вышестоящий пост в той же организации.
Общая программа подготовки резерва включает:
— обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам науки и практики управления производством;
— заполнение пробелов в образовании кандидатов, зачисленных в резерв, связанных с их прежней (базовой) подготовкой;
— обучение специальным дисциплинам, необходимым для повышения эффективности управления производством. Форма контроля – сдача экзамена (зачетов).
Специальная программа предусматривает разделение всего резерва по специальностям. Их подготовка сочетает теоретическую и практическую части и осуществляется по следующим направлениям:
— обучение в учебно-технических центрах, дифференцированное по группам специальностей;
— деловые игры по общетехническим и специальным проблемам;
— решение конкретных производственных задач по специальностям.
Индивидуальная программа включает конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого специалиста зачисленного в резерв, по следующим направлениям:
— обучение в межотраслевых институтах повышения квалификации;
— производственная практика на передовых отечественных и зарубежных предприятиях;
— стажировка на резервной должности.
Индивидуальные планы кандидатов разрабатываются непосредственными начальниками подразделений и утверждаются руководителями предприятия. Систематический контроль за выполнением индивидуальных планов осуществляется руководителями подразделений и работниками службы управления персоналом, ответственными за подготовку резерва.
Источник: studopedia.su
Порядок формирования кадрового резерва в организации
Формирование кадрового резерва организации — одна из процедур, позволяющая не только оперативно решить вопрос замещения руководителя или специалиста на время его отсутствия, но и вырастить собственного должным образом подготовленного сотрудника, подходящего для занятия ответственной должности на длительный срок. Рассмотрим, что представляет собой процедура формирования кадрового резерва.
- Что такое кадровый резерв
- Цели работы по созданию кадрового резерва
- Этапы формирования резерва и работа с ним
- Отбор специалистов для резерва и их подготовка
- Правила создания резерва в конкретной организации
- Итоги
Что такое кадровый резерв
Кадровый резерв — это перечень лиц, которые в силу своего образования, деловых качеств, опыта и перспектив развития способны к выполнению функций по должности более высокого уровня, чем та, с которой они включены в кадровый резерв. То есть в резерв попадают лица, имеющие все основания для успешного профессионального продвижения. Это продвижение, как правило, предполагает занятие руководящих должностей и требует соответствия кандидата определенным характеристикам.
Значимость кадрового резерва определена на федеральном уровне. Об этом свидетельствует, в частности, такой документ, как распоряжение Правительства РФ «Об утверждении федеральной программы “Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010–2024 годы)”» от 22.04.2010 № 636-р, в котором о необходимости подготовки высокопрофессиональных управленцев для всех сфер жизни государства говорится в связи с происходящими фундаментальными социально-экономическими переменами в стране. В развитие этого документа разрабатываются законопроекты, определяющие процесс создания кадровых резервов в госструктурах, издаются или дорабатываются приказы аналогичного содержания по федеральным органам власти (МВД, Минсельхоз, Минтранс, Роскомнадзор, ФМС, Росстандарт, Минэкономразвития, Минюст, Росстрой и др.).
Безусловно, велико значение кадрового резерва и для конкретных организаций, предполагающих работать в течение длительного времени, имеющих перспективы развития, заботящихся о снижении рисков, связанных с заменой кадров, особенно на ключевых должностях.
Кадровый резерв может формироваться в том числе и при решении управленческих задач в области муниципальной службы. Узнайте больше о специфике такого формирования из тематической публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.
Кадровый резерв может быть как внутренним (за счет собственных сотрудников), так и внешним (при котором кандидаты привлекаются со стороны). Отбор внешних кандидатов осуществляется, например, из числа:
- работников, оформленных по договору ГПХ;
- студентов, проходящих стажировку;
- кандидатов, рассматриваемых на вакантные должности.
Включаемые в резерв кандидатуры могут уже полностью отвечать требованиям, предъявляемым к должности, на которую их ставят в резерв. Однако также попадают в него и те, кто имеет высокий потенциал для профессионального продвижения, но не обладает достаточным опытом или необходимой подготовкой. Как правило, для каждой из должностей отбирают не меньше 2 кандидатов.
Список кандидатур, включенных в резерв, на усмотрение руководителя организации может быть либо открытым для ознакомления, либо доступным для ограниченного числа лиц. Ограничение доступа, как правило, снижает вероятность конфликтов в коллективе между занимающим должность сотрудником и его вероятным преемником. С другой стороны, информирование сотрудника о включении его в резерв служит для него одним из мотивов для более успешной трудовой деятельности.
Порядок формирования кадрового резерва госслужбы описан в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к системе и получите алгоритм формирования кадрового резерва, а также образцы необходимых для этого документов.
Цели работы по созданию кадрового резерва
Создание кадрового резерва преследует несколько целей:
- обеспечение преемственности управления с минимальными потерями времени и средств в процессе смены кадров, с сокращением срока адаптации специалиста к новой должности;
- создание системы обновления руководящих кадров, позволяющей обеспечивать эффективный уровень руководства, соответствующий не только реальным современным требованиям, но и рассчитанный на будущие прогрессивные перемены в деятельности;
- перевод процесса замены руководителей и специалистов на плановую основу;
- выявление перспективных сотрудников среди лиц, уже проявивших себя, знакомых со спецификой деятельности организации и адресное вложение средств в их направленную подготовку;
- проведение постоянного мониторинга профессиональных качеств сотрудников, позволяющего не только оптимизировать расстановку сил в существующем коллективе, но и без проблем формировать руководящий персонал для новых подразделений;
О том, с помощью каких средств можно осуществлять такой мониторинг, читайте в статье «Ведение управленческого учета в 1С — особенности».
- обозначение реальных возможностей профессионального роста для сотрудников и, как следствие, повышение их заинтересованности в работе;
- уменьшение числа ошибок, допускаемых при оценке деловых качеств вновь принимаемых на работу сотрудников.
Формирование кадрового резерва и работа с ним — процесс достаточно непростой, требующий привлечения к нему не только руководителя организации и кадровой службы, но и иных специалистов (например, руководителей направлений, юриста, психолога, представителя профсоюза). Поэтому большинство вопросов, относящихся к кадровому резерву, решается коллегиально. То есть для этой цели создается постоянно действующий орган (комиссия, комитет), вырабатывающий решения по конкретным моментам, связанным с кадровым резервом.
- Цели и задачи кадрового резерва.
- Общие принципы создания резерва.
- Перечень должностей, в отношении которых образуется резерв.
- Порядок формирования и обновления резерва.
- Критерии отбора кандидатов для резерва.
- Программы подготовки кадров, внесенных в резерв.
- Критерии и порядок исключения из резерва.
- Процедура анализа эффективности работы с резервом.
Положение о кадровом резерве может содержать приложения, подробно раскрывающие отдельные вопросы или содержащие образцы тех документов, которые оформляются в процессе работы с резервом.
Этапы формирования резерва и работа с ним
Образованный кадровый резерв требует периодического (не реже чем 1 раз в год) пересмотра перечня попавших в него лиц и обновления относящихся к этим лицам сведений. При этом и начальное формирование резерва, и дальнейшая работа с ним предполагают осуществление следующих действий:
- Анализ ситуации, предваряющий саму работу по созданию или корректировке резерва. Для этого:
- оценивается потребность организации и конкретных ее подразделений в новых управленцах или специалистах как на ближайшую (1–3 года), так и на долгосрочную перспективу;
- составляется конкретный перечень должностей нового (или обновленного) резерва;
- определяется наличие уже подготовленных для замены специалистов;
- корректируется действовавший ранее перечень за счет исключения из него как уже использованных для замены кадров лиц, так и по каким-либо причинам переставших соответствовать критериям включения в резерв;
- анализируется эффект от существования ранее созданного резерва.
- анализа анкетных данных, результатов аттестации, характеристик, отзывов руководителя о работе конкретного лица;
Функции сбора таких данных могут быть поручены специалисту отдела кадров с включением их в текст должностной инструкции этого специалиста. Образец такой инструкции смотрите в материале «Должностная инструкция специалиста по кадрам — 2022».
- собеседования с работником;
- проведения тестирования;
- наблюдений за поведением работника и взаимоотношениями его с другими сотрудниками;
- оценки показателей, характеризующих текущую трудовую деятельность намеченного к отбору в резерв лица, и результатов выполнения им конкретных заданий;
- проведения аттестации работника;
- рассмотрения соответствия выявленных качеств тем требованиям, которые предъявляются к замещаемой должности;
- сравнений результатов, полученных по нескольким кандидатурам.
- Формирование списка нового резерва с перечнем конкретных кандидатур на соответствующие должности. Этот список отличают такие особенности:
- один человек может одновременно присутствовать в нескольких частях этого документа: на ближайшую, реально обозримую и на отдаленную перспективу с вариантами, соответственно, должностей, на которые он рассматривается;
- в него заносится максимум сведений о каждом человеке, попавшем в резерв, в т. ч. анкетные данные, результаты аттестации и наблюдений за кандидатом, оценка его потенциала, дата внесения в резерв;
- включение в него рекомендаций по программам перспективной подготовки каждого из специалистов и отметок об их прохождении.
Сформированный (обновленный) список кадрового резерва утверждается руководителем организации и вышестоящей инстанцией (при наличии таковой).
Персональные данные граждан, включаемых в кадровый резерв, должны быть защищены в соответствии с законодательством. Подробнее читайте в экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.
Дальнейшая работа с кадровым резервом заключается:
- в периодическом пересмотре реестра;
- в пополнении его новыми данными о кандидатах;
- в исключении из перечня лиц, выбывших из организации или переставших удовлетворять необходимым требованиям к кандидату на замещение должности;
- в корректировке программ подготовки специалистов;
- в анализе эффективности использования реестра, прогнозировании изменений в нем и проработке вариантов неожиданных для существующего положения ситуаций с кадрами.
Отбор специалистов для резерва и их подготовка
В качестве кандидатов на включение в резерв могут рассматриваться лица:
- самостоятельно предложившие свою кандидатуру;
- выдвинутые непосредственным руководителем;
- выявленные по результатам проведения процедур оценки (например, аттестации).
О нюансах проведения аттестации читайте здесь.
Но в любом случае они должны быть дополнительно подвергнуты процессу всестороннего рассмотрения их моральных, деловых, коммуникационных качеств на предмет выявления соответствия этих качеств необходимым для включения в кадровый резерв с перспективой занятия определенной должности. Критерии отбора могут быть разными, но обычно в их число входят:
- наличие определенного образования, стажа и квалификации;
Требования к этим критериям для определенной профессии содержат такие документы, как профстандарты. Подробнее о них — в статье «Какие организации обязаны применять профстандарты».
- соответствие определенному возрастному интервалу;
- хорошее состояние здоровья, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе;
- наличие опыта работы в организации, включающей кандидата в резерв;
- демонстрация профессионализма, ответственности, целеустремленности, устойчивых трудовых достижений в отношении выполняемых обязанностей;
- умение прогнозировать ситуации, планировать работу, в т. ч. делать ее в сжатые сроки;
- наличие интереса к выполняемой работе, творческий подход к ней, готовность к самостоятельности и риску;
- активная жизненная позиция, стремление к совершенствованию и развитию, применение полученных при обучении знаний на практике;
- умение работать в коллективе, наличие опыта руководящей работы, организаторских способностей, авторитета среди коллег;
- умение аргументировать свою точку зрения и вести переговоры;
- задатки лидера, коммуникабельность, гибкость в общении;
- наличие желания расти в профессиональном плане и согласие на включение в резерв по определенной должности;
- наличие необходимости в дополнительном обучении, наставничестве, тренингах, приобретении определенного опыта и навыков.
Практическое применение профстандарта для кадровика имеет ряд важных нюансов. Подробнее — здесь.
Большая часть этих критериев важна для любой руководящей должности, но в зависимости от конкретной позиции акценты на них могут смещаться. С ориентиром на тот или иной критерий могут выбираться индивидуальные программы обучения и подготовки кандидатов, направленные на развитие их профессиональных или личностных качеств. С другой стороны, включение человека в кадровый резерв само по себе уже является основанием для направления его на дополнительное обучение, переподготовку, тренинги или стажировку, а у организации появляется необходимость в составлении программ обучения. Обучение может быть организовано как силами организации, так и с привлечением сторонних организаций или специалистов.
Дополнительный практический опыт работы непосредственно в намеченной для кандидата должности он получает, замещая временно отсутствующего на работе руководителя, занимающего эту должность. И такое замещение обычно является правилом для организаций, формирующих кадровый резерв.
Узнайте больше о нюансах подбора персонала из экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.
Особое значение в процессе подготовки кандидата на должность приобретает взаимодействие его с лицами, способными оценить состояние процесса формирования нужного специалиста и дать ему нужные консультации и практические рекомендации по обучению и поведению.
В любом случае за время нахождения в кадровом резерве человек получает дополнительные возможности для расширения собственного кругозора, получения новых знаний, нового опыта как в плане профессиональном, так и в отношении руководства коллективом. А значит, и для применения полученных знаний и опыта на практике, т. е. для проявления себя как специалиста более высокого уровня, соответствующего намеченной для него в кадровом резерве должности, а может быть, достойного и рассмотрения на более значимую должность.
Читайте в специальном материале об особенностях проведения работодателем проверки кандидата на работу.
Правила создания резерва в конкретной организации
Каждую конкретную организацию характеризуют свои особенности организационной структуры и наличие собственного подхода к созданию кадрового резерва. Поэтому данный процесс всегда сугубо индивидуален. Организация должна самостоятельно:
- сформировать орган, который будет заниматься вопросами кадрового резерва;
- разработать внутренний документ, посвященный процедурам создания и обновления резерва, детально проработав все ключевые моменты, относящиеся к этим процедурам;
- создать действующие механизмы реализации правил работы с кадровым резервом.
При серьезном подходе к этим вопросам создание кадрового резерва будет служить основой оптимизации численного состава персонала и разумного кадрового планирования.
Итоги
Создание кадрового резерва в организации преследует цель обновления состава руководителей и специалистов за счет собственных (реже — привлеченных) сотрудников. Включение в этот резерв требует наличия у кандидата на должность определенных качеств и предполагает возможность его специальной подготовки к этой должности путем дополнительного обучения и тренингов. Перечень замещаемых должностей, требования к кандидатам и процедуру работы с резервом организация разрабатывает самостоятельно.
Источник: nalog-nalog.ru
Внутренний и внешний кадровый резерв: лучшие практики российских компаний
Что такое кадровый резерв? Как он формируется, есть ли стандартный план формирования кадрового резерва? Есть. Рассмотрим его, остановимся на лучших отечественных практиках и узнаем, как поменялся подход к формированию кадрового резерва за последний год. Только актуальная информация!
Формирование кадрового резерва – обязательная составляющая управления карьерой. Напомню: кадровый резерв – это специалисты и руководители, способные выполнять определенные обязанности, предусмотренные должностью определенного ранга, и прошедшие отбор и подготовку к работе на этой должности.
Принципы формирования кадрового резерва
Кадровый резерв имеет смысл, если базируется на твердых принципах:
- Актуальность.
- Соответствие.
- Перспективность.
Источники кадрового резерва руководящих должностей
Каковы источники резерва кадров на замещение руководителей:
- Сотрудники на руководящих должностях.
- Ведущие специалисты.
- Специалисты с достаточным образованием для руководящей должности.
- Сотрудники, которые хорошо зарекомендовали себя в ходе выполнения своих функциональных обязанностей.
- Молодые специалисты, которые успешно прошли стажировку.
По желанию руководства может формироваться также внешний кадровый резерв, из соискателей извне.
Этапы формирования кадрового резерва
Как формируется кадровый резерв:
- Анализируется потребность в резерве.
- Составляется список резерва.
- Ведется подготовка кадрового резерва.
Как это происходит в России
Что обычно происходит в компаниях после того, как определена потребность в резерве? Стандартная практика российских компаний выглядит так:
- Составляются списки кандидатов.
- Определяется необходимость в обучении всех или некоторых кандидатов из составленного списка.
- Определяется, в какой форме целесообразнее всего обучать каждого кандидата, учитывая его индивидуальные особенности.
Как мы формируем списки резерва? Есть ряд методов:
- Анализируем отчеты, характеристики, результаты аттестаций, автобиографии и прочие документы.
- Проводим интервью.
- Наблюдаем за поведением сотрудника в различных ситуациях.
- Оцениваем результаты труда сотрудника и качество выполняемой работы.
- Сравниваем ключевые качества претендентов, формируем группы с высоким уровнем определенных качеств, важных для той или иной должности.
Как готовим кандидатов? Методы:
- Куратор (обычно непосредственный руководитель) готовит индивидуально.
- Проводится стажировка на своем или другом предприятии, в том числе и за рубежом.
- Проводится обучение – курсы, тренинги.
- Общая программа. Дает теоретическую подготовку.
- Специальная программа. Делит кандидатов по специальностям и предусматривает специальное обучение.
- Индивидуальная программа. Предполагает умения, навыки, знания, необходимые каждому конкретному специалисту.
- Принцип гласности. Важно, чтобы информация о замещаемых должностях и формировании кадрового резерва была открыта и доступна для всех сотрудников компании.
- Принцип конкуренции. За каждую руководящую должность должно бороться как минимум два кандидата.
- Принцип активности. Все заинтересованные в будущих вакансиях должны проявлять инициативу и активность.
Практики российских компаний
Что нового привносят разные компании в эту стандартную структуру формирования кадрового резерва?
Существует подход к формированию кадрового резерва, в основу которого закладывается модель компетенций. Это критерии, по которым оценивают и развивают резервистов. Эта модель не только вполне прижилась, но и поддается цифровизации, что стало особенно критичным с вынужденным переходом на удаленку.
Современный подход к модели компетенций – это:
- «Живые» компетенции, составленные на основе реальных потребностей руководителей предприятий.
- Универсальная модель, учитывающая не только вертикальную, но и горизонтальную карьеру.
- Оцифрованная модель.
Более упрощенная модель – интервью не всех руководителей, а отдельных управленцев, фокус-группы, на которые приглашаются от нескольких человек до нескольких десятков руководителей.
Универсальные компетенции – это компетенции, позволяющие сотруднику не просто подняться на ступень выше, но и занять любую должность более высокого уровня в пределах всей компании. Уровень мастера, среднего менеджера, руководителя отдела и т.д. для всей компании предполагает наличие определенных компетенций вне зависимости от специализации.
Для освоения компетенций сотрудникам предлагаются цифровое обучение и очные мероприятия, индивидуальные программы для самостоятельного обучения, групповые форматы, стажировки и обучение в топовых вузах страны.
Таким образом, свежие тенденции в модели компетенций российских компаний – универсализация компетенций и оцифровка модели.
За последний год появились новые компетенции, которые были включены в модель компетенций компаний.
Новые универсальные компетенции, которые российские компании включают в модель компетенций:
- Коммуникации. Для повышения уровня от сотрудников требуется быть хорошими коммуникаторами.
- Управление собой и своим временем. Стало актуальным при переходе на удаленку. Стало понятно, что в наступившие времена сотрудник должен быть более самостоятельным.
- Системное мышление. Сегодня крайне важно видеть не только свой отрезок или звено в общей цепи, а весь процесс целиком.
- Управление проектами и процессами. Проектный подход потихоньку внедряется в реальность каждой компании.
- Способность работать в условиях неопределенности. Кстати, у представителей поколении Y и Z этот навык уже сформирован. Остальные должны учиться встречаться с «черными лебедями», если планируют продвигаться по карьере.
- Мультикультурность. Diversity – в тренде международного бизнеса уже несколько лет, сегодня компетенция становится еще более востребованной. Если уметь смотреть на проблему с разных позиций, то вероятность найти нетривиальные решения повышается. А сегодня нужны альтернативные идеи, гибкость, поэтому важно выходить за рамки своей культуры и уметь слышать идеи из разных уголков мира.
- Осознанность. Руководитель проекта «Атлас новых профессий» Павел Лукша назвал осознанность ключевой компетенцией 21-го века. Она помогает сконцентрироваться на настоящем, не выпуская будущее из поля зрения.
- Межотраслевая коммуникация. Важно умение работать с проектами на стыке нескольких дисциплин.
Компании серьезно подходят не только к подготовке, но и к отбору кандидатов в резервисты.
Популярности набирает многоступенчатый отбор кандидатов. В компании готовится многомодульная программа подготовки кадрового резерва, которая предполагает предварительный конкурс.
К примеру, первый этап – формальный: наличие соответствующего образования и опыта. Далее, второй этап, – определение наличия перечня компетенций путем тестирования. Если компетенции недостаточны, формируется группа обучения. Если кандидат проходит отбор, его ждет следующий этап – дистанционный тур, в котором будут определены необходимые качества и управленческий потенциал.
И так далее. По результатам каждого уровня формируется потребность в обучении, рейтинг претендентов и обратная связь между участниками.
Претенденты проходят программу обучения, которая включает развитие необходимых управленческих навыков в соответствии с бизнес-потребностями компании. В обучение современные компании включают тренинги, деловые игры, групповые задания.
Горизонтальные связи в ходе формирования кадрового резерва
Тренд на коучинг затронул и процесс формирования кадрового резерва. Сегодня этот процесс ставит перед собой широкие цели: помимо основной, среди целей процесса – формирование корпоративной культуры, а также выстраивание горизонтальных связей. Это формирует культуру взаимопомощи между руководителями и развивает культуру коучинга в компании. В Kimberly-Clark благодаря таким горизонтальным связям в ходе тренингов обучаемым назначаются наставники – руководители смежных подразделений. В результате активного взаимодействия – генерация идей, моделирование ситуаций, поиск решений – формируется сплоченная команда всей компании.
Этому способствуют игровые ситуации в ходе обучения кадрового резерва, выход из зоны комфорта, разного рода активность. Популярные форматы:
- Бизнес-игры.
- Конкурсы, турниры.
- Марафоны.
- Интерактивные тренинги.
- Групповое решение реальных проблем компании в формате соревнования.
- Мозговые штурмы.
- Фасилитации.
Источник: gershanovich.ru