Парциальные программы дошкольного образования
Парциальные программы дошкольного образования, используемые в воспитательно-образовательном процессе являются прекрасным дополнением к основной комплексной образовательной программе.
В нашем дошкольном образовательном учреждении в дополнение к основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой., используются парциальные программы, направленные на всестороннее развитие личности ребенка.
1. Программа «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова)
Цель программы — развитие у дошкольников речевых умений и навыков, формирование у них представлений о структуре связного высказывания, а так же о способах связи между отдельными фразами и его частями. В программе достаточно полно раскрыты теоретические основы, описаны направления работы по речевому развитию детей.
По данной программе ведется работа во второй младшей, средней и подготовительной группах.
Парциальная образовательная программа «НАУСТИМ — цифровая интерактивная среда»
2. Программа «Конструирование и художественный труд в детском саду» (Л.В. Куцакова)
Цель программы – развитие конструктивных умений, художественно – творческих способностей, художественного вкуса. Так же программа нацелена на развитие у дошкольников таких психических процессов как воображения и ассоциативного мышления, на воспитание у них трудолюбия, усидчивости, терпения. На занятиях педагоги знакомят детей с различными приемами конструирования и моделирования. Программа позволяет применять к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного развития дифференцированный подход.
По данной программе ведется работа в первой младшей, второй младшей, средней и подготовительной группах.
3. Программа «Приобщение детей к истории русской народной культуре» (О.Л. Князева)
Цель программы — нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через приобщение детей к русской народной культуре. Педагоги знакомят детей с жизнью и бытом людей, их характером. Знакомят с нравственными ценностями, традициями, присущими только русскому народу, особенностями их духовной и материальной среды.
По программе О.Л. Князевой «Приобщение детей к истории русской народной культуре» ведется работа во второй младшей, средней и подготовительной группах.
4. «Учусь жить среди людей» (Н.И. Заозерская, И.Ф. Мулько)
Программа нацелена на социально — нравственное, нравственно эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
По данной программе ведется работа во второй младшей, средней и подготовительной группах.
5. «Театр — творчество — дети» (Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович).
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В программе «Театр-творчество-дети» систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.
Парциальная адаптированная программа «Планета Здоровья»
Основные задачи программы «Театр-творчество-дети» : последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программа «Театр-творчество-дети» состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет); в ней выделено два типа задач: воспитательные, направленные на развитие эмоциональности, интеллекта, коммуникативных способностей ребенка средствами детского театра; образовательные, связанные непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Все вышеизложенные парциальные программы рекомендованы Министерством образования РФ.
Источник: sad-sosenka.ru
Парциальная программа как одно из средств реализации ФГОС дошкольного образования
Помимо основной воспитательно — образовательной работы, педагогическая деятельность включает в себя и дополнительные, парциальные программы. Парциальная программа — это часть дошкольного образования, неотъемлемая составляющая становления личности. Эти программы являются дополнением к основной программе развития детей.
Безусловно, деятельность детских садов регулируется федеральными стандартами. Парциальные программы по ФГОС предполагают, что дошкольное образование будет направлено на индивидуализацию занятий, поддержку инициативы и активности детей во всех сферах, сотрудничество с семьёй и помощь родителей, активную работу воспитателей и других сотрудников детского сада для обспечения комфортного нахождения в детском саду.
ДОУ самостоятельно выбирает образовательные программы, но они должны соответствовать федеральным стандартам. Принципы парциальных программ просты. Существует несколько направлений воспитания. Их используют либо по отдельности, либо комбинируют, добиваясь лучшего эффекта. Парциальные программы в ДОУ — это занятия и методики, направленные на развитие мелкой моторики, речи, ассоциативного мышления и т. д.
Но едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников является изобразительная деятельность. Она позволяет ребенку отразить в рисунках свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Именно поэтому в своей группе мы реализуем программу художественно-эстетического направления «Волшебные ручки», которая предполагает развитие у дошкольников творческих способностей в процессе ознакомления с различными видами рисования.
В системе работы нашей программы используются такие методы и способы развития творчества детей, как кляксография, монотипия, набрызг, граттаж, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природных материалов, зубной пастой, солью, манкой, техника по сырому, рисование листьями, ниткой, примакиванием, рисование по точкам и т. д. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. В ДОУ воспитание и обучение проводится через игру.
А каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию координации движений, что очень важно для наших детей с ОВЗ. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка.
При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.
Эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными. Нетрадиционные художественные техники только начинают свою историю, хотя известны много лет.
В способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный. Важно, что каждый ребёнок испытывает при этом ситуацию успеха вне зависимости от своих способностей в изобразительном искусстве.
Главное, чему мы учим при этом детей — это отсутствие страха ошибки. Ведь нет шаблона рисунка, его легко исправить, достаточно подрисовать что-то или стереть. Кроме того, нетрадиционные техники рисования дают детям уверенность в себе, в своих силах. Умение ими пользоваться позволяет детям получать удовольствие от своей работы.
Дети нашей группы участвуют во всех городских творческих конкурсах. И победы на них – результат эффективности данной программы.
Несколько техник, используемых при осуществлении нашей программы :
отпечатки листьев, рисование по мокрому, монотипия, рисование песком, солью, крупой, мыльными пузырями, набрызг, кляксография, граттаж, пуантилизм.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» (В. А. Сухомлинский)
Публикации по теме:
ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.
Парциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольников ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЮ МИР» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.
Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.
Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).
Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.
Использование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образования Игровые наборы Фрёбеля серии «Сказочный мир» — это специально подобранные комплекты из элементов «даров» Фрёбеля с современными авторскими.
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.
Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.
Парциальная программа «Маленькие художники» от 3 до 5 лет Утверждаю Директором МБОУ СОШ № 196 ___Третьяковой Е. Н. «___» ___2015г. Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное.
Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.
Источник: www.maam.ru
Обзор парциальных программ
методическая разработка на тему
Организация работы в ДОУ по выполнению задач каждой образовательной области обеспечивается применением парциальных программ и технологий.
Скачать:
![]() |
47 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Программа разработана в соответствии с действующими ФГОС ДО.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Организация работы по выполнению задач каждой образовательной области обеспечивается применением парциальных программ и технологий:
Обзор парциальных программ
- ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)
Программа имеет учебно-методический комплект: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.
- ПРОГРАММА «Я, ТЫ, МЫ» (О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)
Предлагаемая программа актуальна для всех видов дошкольных образовательных учреждений и может эффективно дополнять любую программу дошкольного образования. Обеспечивает базовый (федеральный) компонент государственного стандарта дошкольного образования.
Разработана в целях восполнения существенного пробела в традиционном отечественном образовании, связанном с социально-эмоциональным развитием ребенка дошкольного возраста. Направлена на решение таких важных задач, как формирование эмоциональной сферы, развитие социальной компетентности ребенка. Программа помогает также решить комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности. Рекомендована Министерством образования РФ.
В программу входят следующие разделы:
· «Уверенность в себе»;
· «Чувства, желания, взгляды»;
Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно – наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей.
Даны методические рекомендации педагогу и родителям. В комплект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные. », «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?»
- ПРОГРАММА «КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ» (Л. В. Куцакова)
Опирается на концепцию художественно-эстетического образования дошкольников. Основная цель — развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования. Строится на комплексном использовании всех видов конструирования и художественного труда в детском саду.
Рассчитана на весь дошкольный возраст — от трех до шести лет. Предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного раз вития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей.Рекомендована Министерством образования РФ.
- ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (С. Н. Николаева)
- ПРОГРАММА «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева)
- ПРОГРАММА «ТЕАТР — ТВОРЧЕСТВО — ДЕТИ» (Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович)
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. В ней научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения; системно представлены средства и методы театрально-игровой деятельности с учетом возраста детей; предусмотрено параллельное решение задач художественно-речевого, сценического и музыкального искусства. Ведущий принцип программы — вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценических образов, которые вызывают эмоциональные переживания. Программа является парциальной и может служить дополнением к комплексным и базисным программам. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.
- ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (О.С. Ушакова )
Цель программы — развитие у дошкольников речевых умений и навыков, формирование у них представлений о структуре связного высказывания, а так же о способах связи между отдельными фразами и его частями. В программе достаточно полно раскрыты теоретические основы, описаны направления работы по речевому развитию детей.
В программе решаются задачи, связанные с обучением родному языку, развитием речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Задания, игры, упражнения помогают решать одновременно разные задачи, которые тесно переплетаются между собой.
Источник: nsportal.ru
Общая характеристика основных и парциальных образовательных программ ДО.
— программы подразделяются на основные и парциальные.
— основная программа включает все основные направления развития ребенка.
— парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.
— целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается путем применения основной программы или набора парциальных программ.
2.Общие требования к программам.
— основные и парциальные программы для ДОУ должны соответствовать Закону РФ «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.
— в программах должен соблюдаться светский характер образования.
— программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
— программы должны быть нацелены на:
* развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;
* развитие способностей ребенка;
* формирование творческого воображения;
— программы должны обеспечить:
* охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
* эмоциональное благополучие каждого ребенка;
* интеллектуальное развитие ребенка;
* создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
* приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
* взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
— программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах.
* занятия как специально организованная форма обучения;
*нерегламентированные виды деятельности;
*свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течении дня.
— в программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности.
— программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работы с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.
— программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования.
— программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации
3. Требования к программам.
— парциальные программы, используемые в педагогическом процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса и дополнять друг друга.
— используемые в педагогическом процессе парциональные программы должны строиться на единых принципах.
— при использовании парциальной программы вместо соответствующего раздела комплексной программы не допускаются: дублирование содержания, противоречия в основных принципах данных программ.
— набор программ, используемых в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.
4.региональные требования к программам.
— региональные органы управления образованием могут устанавливать дополнительные региональные требования к программам.
— дополнительные региональные требования не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, способность их переутомлению и дезадаптации.
— с учетом социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий региональные требования могут определять:
* приоритетные направления образовательных программ на основе потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны,
* проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, экологической обстановки, здоровья населения
* отбор произведений национальных писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством
* обучение национальному языку, знакомство с национально-культурными традициями.
5. экспертиза программ дошкольного образования.
— экспертиза комплексных и парциальных программ осуществляется
Федеральным советом по общему образованию Министерства образования РФ. В случае положительной оценки программ рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями РФ.
— региональные органы управления образованием могут создавать экспертные советы по экспертизе программ дошкольного образования. При этом в случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных учреждениях региона.
— экспертиза набора парциальных программ осуществляется: советом педагогов этого учреждения; комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.
Для экспертизы набора парциональных программ дошкольное образовательное учреждение может обратиться в экспертный совет регионального органа управления образованиям, если в регионе осуществляется практика экспертизы программ дошкольного образования.
К комплексным программам относятся:
Программа «Детский сад — дом радости»
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Из детства в отрочество»
К парциальным программам относятся:
ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)
ПРОГРАММА «Я, ТЫ, МЫ»(О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)
ПРОГРАММА «ОТКРОЙ СЕБЯ»(Е. В. Рылеева)
В соответствии с п.5 ст.14 и п.2 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании», а также с п.19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г . № 000) дошкольное образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательных программ из комплекса вариативных программ, так и во внесении изменений и разработке собственных программ, не имеющих грифа, при условии их правильной реализации могут обеспечивать выполнение Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.
Выбор программ зависит от вида дошкольных образовательных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Выбранная программа должна отвечать поставленным задачам дошкольного образовательного учреждения. Не допускается использование в работе с детьми программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном или городском уровне. На Совете трудового коллектива или педагогическом Совете должно быть принято решение о внедрении той или иной программы в работу дошкольного учреждения. В Устав детского сада записывается выбранная детским садом программа.
Программа развития и (или) воспитания — необходимый стержень в работе дошкольного учреждения. Главные приоритеты образования: сохранение и укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности при реализации базисного содержания обучения и воспитания. Важными компонентами любой программы и педагогического процесса в соответствии с ней являются построение режима и место игры в детском саду, гигиенические условия организации жизни, занятий и всех детских видов деятельности, профилактика заболеваний.
По мнению специалистов и организаторов дошкольного образования, важен цивилизованный контроль за уровнем образования. Контроль, который может защитить ребенка от некомпетентных педагогических воздействий, от непрофессионализма. Такой контроль обеспечивался введением государственных образовательных стандартов. В 1996 г. приказом Министра образования Российской Федерации были установлены «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Эти требования относятся как к образовательным программам и педагогическим технологиям, так и к характеру взаимодействия персонала с детьми.
При создании новых программ неизбежны опора на теоретические работы исследователей и использование элементов традиционных технологий, обеспечивавших позитивные сдвиги в развитии ребенка. При этом важным является теоретическая компетентность авторов и уважительное отношение к предшественникам, их вкладу в теорию и практику дошкольного образования. Сочетание инновационных подходов и традиций не уменьшает достоинств новых программ, а указывает на дальнейшее развитие педагогической мысли.
Вопрос.
Источник: megaobuchalka.ru