Основные особенности целевых программ как инструмента программно целевого планирования управления

Особо большое значение придается более широкому применению программно-целевого метода планирования, предусмотрено более широкое использование целевых комплексных программ как органических составных частей перспективных планов экономического и социального развития, повышение их обоснованности и направленности на конечные результаты. [c.75]

Внедрению программно-целевых методов планирования научно-технического прогресса способствует перевод научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организаций, опытных (экспериментальных) предприятий, объединений (предприятий) на хозрасчетную систему организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники на основе заказов-нарядов и хозяйственных договоров. Заказы-наряды обеспечивают единство всех стадий разработок, изготовления образцов, освоения серийного производства и использования новых изделий, значительно сокращают сроки научно-технических разработок. [c.43]

Особенностью программно-целевого метода планирования является построение двух графов — дерева целей и дерева ресурсов . Дерево целей изображается в виде уровней и ветвей более низких уровней. Решение задач, расположенных на более низких уровнях и ветвях, обеспечивает выполнение задач более высоких уровней.

Промо курса «Эффективное целеполагание и программно-целевое управление в государственном секторе»

При этом средства, необходимые для достижения целей верхнего уровня, сами являются целями для каждого последующего нижнего уровня. При наличии нескольких целей на основе экспертных оценок устанавливают их приоритетность. Ключевые проблемы выявляются также с помощью многовариантных расчетов на ЭВМ. На их разработку направляются наибольшие силы и средства. Для достижения важнейших целей эти силы и средства отражаются в программах развития отрасли, производственно-территориальных комплексов. [c.77]

В условиях хозрасчетной системы организации работ переход на заказы-наряды и договоры способствует развитию программно-целевого метода планирования в масштабах отраслей, объединений, предприятий, научных и проектно-конструкторских организаций. В заказах-нарядах устанавливаются конечные результаты планируемых работ, определяются сроки выполнения разработок, ответственные исполнители отдельных работ, материальные и финансовые ресурсы, а также размеры материального поощрения за успешное выполнение предусмотренных заданий. [c.374]

Программно-целевой метод планирования и управления подготовкой производства позволяет обеспечить взаимную увязку намеченных к выполнению работ, сбалансировать цели плана с ресурсами, решить задачи целевого управления комплексом работ по созданию конкретного вида техники. [c.211]

Наиболее рациональное решение проблемы создания нового района может быть получено при программно-целевом методе планирования с использованием экономико-математического моделирования развития региона в целом с учетом специфики участвующих отраслей и их инвестиционных программ. Решение этой задачи в значительной мере зависит от степени теоретических проработок и практических методов экономико-математического прогнозирования, применяемых в настоящее время. [c.61]

Программно-целевое планирование госпрограмм качественно повысит уровень их исполнения

Широкое применение программно-целевого метода планирования существенно заострило эту проблему. В чем же экономический смысл учета фактора времени при использовании хозяйственных ресурсов Необходимость корректировки затрат ресурсов и получения экономических результатов вызвана тем, что ценность экономических величин изменяется по временной шкале в такой последовательности убывание ценности по мере увеличения планового горизонта и увеличения по мере сокращения планового горизонта. Соизмерение разновременности затрат осуществляется путем введения коэффициента приведения по фактору времени, имеющего следующий вид [c.184]

Проблема построения ЦФП, будучи глубокой социальной проблемой, затрагивающей вопрос о целях человеческого общества, является дискуссионной и далека от решения. По мнению многих ученых, эта проблема принципиально неразрешима.

Мы не станем обсуждать ее здесь (она рассмотрена, например, в [29, 62J), заметим лишь, что проблему построения ЦФП удается обойти при применении к перспективному планированию народного хозяйства программно-целевого метода планирования. В программно-целевом подходе сразу от конечных целей общества осуществляется переход к программам, направленным на их достижение. Выбор между программами (и производимыми ими продуктами ц услугами) осуществляется на неформальном уровне, поэтому отсутствует необходимость соизмерять в математической форме разнородные материальные блага и услуги. Более подробно программно-целевой подход рассмотрен в гл. 5. [c.132]

Принятая партией и правительством экономическая политика на длительную перспективу по повышению эффективности общественного производства в целях наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей членов социалистического общества предопределяет программно-целевой метод планирования научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства. [c.11]

В соответствии с решениями XXV съезда КПСС в десятой пятилетке осуществляется переход на программно-целевой метод планирования по решению наиболее важных научно-технических, экономических и социальных проблем. Это создает возможность . в рамках единого народнохозяйственного плана концентрировать ресурсы на решении ключевых проблем и успешно решать межотраслевые вопросы . [c.12]

Программно-целевой метод планирования [c.154]

Основой формирования программы является применение программно-целевого метода планирования, который предполагает [c.155]

Программно-целевой метод планирования — процесс выработки и принятия не одного, а совокупности многообразных, разнохарактерных, принимаемых на разных уровнях, но тесно взаимосвязанных решений. Эти решения можно систематизировать по следующим группам. [c.155]

Программно-целевой метод планирования направлен на достижение общей эффективности функционирования программы в процессе достижения ее целей. Программа позволяет заранее определить цели, направления и порядок действия. [c.156]

Программно-целевой метод планирования — это процесс выработки и принятия совокупности разнообразных, но взаимосвязанных решений [c.197]

При управлении развитием сложных целенаправленных систем, как правило, устанавливается иерархия Ц. (см. Программно-целевой метод планирования и управления), причем достижение более конкретных из них подцелей) служит средством реализации более общих. Критерии подцелей показывают ту степень, в которой соответствующие действия способствуют достижению общих Ц. [c.387]

Программно-целевые методы планирования и управления 284 [c.484]

Программно-целевой метод планирования и управления подготовкой производства позволяет обеспечить взаимную увязку намеченных к выполнению работ по отношению к общей цели, сбалансировать цели плана [c.59]

Программно-целевые методы планирования работ по совершенствованию производства. Реализация мероприятий по улучшению организации может быть осуществлена на основе разработки целевой комплексной программы совершенствования организации производства. [c.202]

Совершенств ов ание программно-целевых методов планирования [c.203]

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА [c.100]

Практическая реализация комплексного, системного подхода к решению конкретных научно-технических проблем требует формирования особых систем взаимоувязанных и взаимообусловленных мероприятий, направленных на достижение конкретных социально-экономических целей. Такие системы мероприятий образуют целевые научно-технические программы. Метод планирования, предусматривающий их формирование, принято называть программно-целевым методом планирования. [c.101]

В последние годы на основе теоретического обобщения передовой практики советскими учеными и практическими работниками разработан ряд новых принципов и подходов, способствующих рационализации всею комплекса работ по подготовке производства. Успешно внедряются в практику методы организации комплексной подготовки производства, обеспечивающей реализацию процессов создания и внедрения новой техники По единому плану, во нзаим-ной связи и обусловленности.

Значительно расширен диапазон методов технико-экономического анализа технических и организационных решений при проектировании новой техники, технологии и организации производства. Создана методология функционально-стоимостного анализа и определены конкретные пути его реализации в условиях социалистической промышленности. Широкое применение находят программно-целевые методы планирования и организации работ по созданию новых видов продукции. Разработаны процедуры планирования, методические принципы формирования нормативной базы, методы математического и имитационного моделирования. Определены формы и способы организации подготовки производства в системах автоматизированного проектирования. [c.309]

Особое значение в современных условиях приобретает программно-целевой метод планирования, зародившийся еще в период становления теории и практики планового управления социалистической экономикой. Как известно, ленинский план ГОЭЛРО по своему содержанию, по форме и организации его разработки представлял крупнейшую комплексную целевую программу. В дальнейшем программный подход применялся для решения различных по характеру, но общих с точки зрения их значимости проблем, например освоение космоса или вовлечение в хозяйственный оборот природных ресурсов Западной Сибири. В последние годы были разработаны и последовательно реализуются такие важные долгосрочные программы, как программа развития Нечерноземья, строительства Байкало-Амурской магистрали и хозяйственного освоения ее зоны и др. Важнейшее место в плане на одиннадцатую пятилетку и основных направлениях экономического и социального развития СССР до 1990 г. занимают в соответствии с решениями XXVI съезда КПСС, продовольственная и топливно-энергетическая программы. [c.93]

Читайте также:
Хэш контрольной суммы не совпадает с оригинальным файлом пожалуйста проверьте версию вашей программы

Одним из направлений совершенствования управления народным хозяйством является дальнейшее развитие и ширское применение программно-целевого метода планирования. В настоящее время накоплен определенный методологический и практический пыт разработки программ и регионального уровней. [c.12]

Манцев А.А., Самсонов К.П. Программно-целевой метод планирования. «Экономика», 1977, М. [c.28]

Программно-целевой метод планирования и управления развитием различных производственно-экономических систем является выражением системного подхода к анализируемым проблемам и дает основу для построения паучно обоснованных процедур планирования деятельности и управления развитием этих систем. Далее рассмотрены возможности применения программно-целевого подхода к долгосрочному планированию народного хозяйства. В этой области программно-целевой подход является сейчас наиболее перспективным из разрабатываемых методов планирования экономики страны на 15—20 лет. [c.276]

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ [relevan e tree]—в программно-целевых методах планирования и управления граф — схема, показывающая членение общих (генеральных) целей плана [c.77]

ПРОГРАММА [program] — 1. Комплекс взаимосвязанных хозяйственных и иных мероприятий, основной инструмент программно-целевых методов планирования и управления. См. Комплексная народнохозяйственная программа. [c.284]

ПРОГРАММНАЯ МАТРИЦА [program resour e matrix] — в программно-целевых методах планирования и управления — методический прием, позволяющий оценить потребность в ресурсах на реализацию программы, ее подпрограмм и элементов. Это расчетная таблица, включающая детализированные данные о затратах на разные варианты одной программы и предназначенная для их сопоставления, оценки и выбора наибо- [c.284]

РАНЖИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ [ranking of goals] в программно-целевых методах планирования и управления — способ определения значимости отдельных целей и подцелей при анализе дерева целей. Состоит в том, что каждой цели приписывается порядковый номер, устанавливающий ее относительную [c.300]

РЕСУРСНО-ЦЕЛЕВАЯ МАТРИЦА [resour e-targets matrix] в программно-целевых методах планирования и управления — расчетная таблица, позволяющая сопоставить программные показатели с целями, с одной стороны, к ресурсами — с другой. Она может быть использована и как плановая форма проекта долгосрочного плана, который строится на основе комплексных программ. Таблица содержит информацию, поставляемую по каждой из программ соответствующей программной матрицей, а также другими предплановыми документами. В результате расчетов по ней получают данные об объеме необходимых ресурсов и их распределении по программным и ресурсным комплексам, а следовательно, исходные плановые задания [c.308]

Метауправление, Наука об управлении, Объект управления, Оптимальное управление, Программно-целевые методы планирования и управления, Процесс управления, Следящее управление, Субъект управления, Управляющие параметры в экономике. [c.371]

ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА (ЦКП) [goal-related program] — ключевое понятие программно-целевых методов планирования и управления, комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных конечных результатов и решение конкретных научно-технических, экономических, социальных проблем. Обычно представляет собой проектный и адресный документ, увязывающий действия разных организаций и лиц-соисполнителей независимо от их ведомственной подчиненности по срокам выполнения этапов работ и выделяемым ресурсам. [c.385]

Моисеев Никита Николаевич (1917—2000), специалист в области механики, прикладной математики и теории управления, академик АН СССР (1984). Окончил МГУ. Преподавал в МВТУ им. Н.Э. Баумана, Ростовском университете, МФТИ.

С 1961 г. — зам. директора, затем директор Вычислительного центра АН СССР (ныне РАН). Вел исследования по численным методам в теории оптимального управления, имитационному моделированию, программно-целевым методам планирования и управления, глобальному моделированию (в частности, под его руководством создана глобальная система моделей «Гея»). Награжден Государственной премией СССР (1980). [c.444]

Опыт СОФЭ и других разработок в области совершенствования методов планирования, внедрение общей методологии системного, комплексного подхода обусловили внесение в теорию и практику народнохозяйственного планирования многих новых моментов, основные из которых нашли свое выражение в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. В нем, в частности, говорится об ориентации на конечные результаты деятельности, о большем внимании к целевым аспектам планирования и, следовательно, усилении роли программно-целевого метода планирования, подчеркивается требование рационального сочетания перспективных и текущих планов, что очень актуально для предприятий, особенно в условиях скорейшего внедрения достижений научно-технического прогресса, а также другие требования к содержанию и качеству государственных планов. [c.114]

Смотреть страницы где упоминается термин Программно-целевой метод планирования

[c.297] [c.315] [c.110] [c.37] [c.117] [c.148] [c.284] [c.325] [c.336] [c.410] [c.447]

Смотреть главы в:

Экономика электротехнического производства (1989) — [ c.76 ]

Источник: economy-ru.info

Сущность и особенности программно-целевого управления

Одной из центральных задач государства является обеспечение равноценных условий жизни на всей территории страны. При этом должны учитываться не только экономические, но и социальные и политические аспекты.

Решение этих задач в российских условиях имеет свои особенности. Несмотря на постоянно совершенствуемый механизм финансовых отношений, в том числе помощи регионам, острота противоречий между центром и субъектами Федерации, как и между последними и органами местного самоуправления, в вопросах межбюджетных отношений не снижается. До сих пор не в полной мере реализован один из основных принципов бюджетного федерализма — формирование бюджетов, достаточных для эффективной реализации закрепленных за разными уровнями расходных полномочий.

В годы реформ на смену чисто административным, широко распространенным в плановой экономике механизмам пришли экономические методы управления. Однако поскольку в экономике постоянно возникают противоречия, трудности, проблемы, которые рыночный механизм сам по себе решить не может, то объективно нужна система мер по усилению государственного регулирования ряда сегментов рыночной экономики. В настоящий момент важнейшим инструментом прямого планового воздействия государства на экономику, на наш взгляд, является программно-целевой метод. Без использования программно-целевого подхода в государственном регулировании не решить масштабную задачу структурной перестройки экономики регионов и муниципальных образований, как и не создать эффективный механизм экономического саморазвития территорий с учетом их особенностей.

Программно-целевой подход предполагает определение приоритетных целей экономического и социального развития, разработку взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами.

Анализ зарубежной практики показывает достаточно активное использование программно-целевого подхода к управлению региональным развитием в странах с развитой рыночной экономикой. В США такой подход применяется практически повсеместно. В Европе, в частности во Франции, программный метод используется для развития экономического потенциала кризисных территорий.

В современных условиях России программно-целевой метод реализуется в виде федеральных целевых программ (ФЦП), выступает как важнейшее средство реализации экономической политики государства, активного воздействия на социальные, экономические, производственные и иные процессы. Анализ применения программно-целевого метода на федеральном и региональном уровнях показал его эффективность. В рамках комплексных программ социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Федерации определены приоритеты экономического и социального развития на среднесрочную перспективу, сформирован и законодательно закреплен механизм государственного стимулирования (поддержки) привлечения инвестиций в развитие территорий, созданы условия для обеспечения социальных стандартов, гарантированных Конституцией РФ.

Программно-целевое управление — управление, ориентирующееся на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы, развитии той или иной отрасли или региона и в заранее установленные сроки.

Читайте также:
Программа использование и охрана земель на территории муниципального

Основными принципами программно-целевого управления являются: ориентация на конечную цель, сквозное планирование объекта управления, принцип непрерывности. Программно-целевое управление предназначено для решения сложных проблем общественного производства, возникающих при реализации крупномасштабных народнохозяйственных, межотраслевых и межрегиональных целей с жесткими директивными сроками.

Основными этапами программно-целевого управления являются:

— формулировка цели программы;

— декомпозиция (расчленение) цели на отдельные задачи и мероприятия — формирование дерева целей и задач и оценка его элементов;

— обоснование альтернативных направлений (средств) достижения целей программы;

— оптимизация распределения ресурсов между отдельными ветвями дерева целей и темпов финансирования;

— изменение приоритетности отдельных целей программы или средств их достижения;

— адаптация целевой части программы к изменяющимся внешним условиям.

С усложнением задач развития и совершенствования производства роль программно-целевого управления возрастает. Принципы программно-целевого управления, разработка и осуществление комплексных целевых программ находят все большее распространение на всех уровнях управления — народном хозяйстве в целом, отраслях и муниципальных образованиях, объединениях и предприятиях.

Современный этап развития страны, реформирование местного самоуправления требуют нового осмысления и законодательного обеспечения программно-целевого управления на муниципальном уровне. Особенно это касается упорядочения государственной поддержки муниципальных образований, закрепления за территорией муниципального образования муниципального имущества и налоговых и неналоговых доходов, достаточных для решения задач местного значения.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ. определены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области реформирования местного самоуправления, закреплены вопросы местного значения сельского и городского поселений, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, одним из которых является принятие и организация выполнения программ комплексного социально-экономического развития.

На программно-целевом методе должно основываться планирование развития территории муниципального образования. С его помощью на среднесрочный период и долгосрочную перспективу, возможно, определить оптимальный набор объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур, необходимых для обеспечения гарантированного качества жизни населения, планировать зоны перспективного инвестиционного развития, определить реальный потенциал развития территории.

Применение программно-целевого метода на федеральном уровне в основном урегулировано Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 20.03.2003 г. № 165 «О внесении изменений и дополнений в порядок, разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».

В субъектах Федерации разработаны программно-целевые акты, носящие локальный характер — типовые макеты муниципальных программ, которые могут быть использованы для разработки программ экономического и социального развития муниципального образования первого вида — городского округа, муниципального района и муниципальных образований второго вида — городских и сельских поселений.

Разработка типового макета преследовала следующие цели:

— создание условий по внедрению программно-целевого управления на муниципальном уровне;

— обеспечение регламентации и унификации процесса разработки муниципальных программ;

— обеспечение методологического единства муниципальных программ с программами экономического и социального развития Российской Федерации и субъектов Федерации, взаимоувязанности направлений развития муниципальных образований с целями государственной стратегии в области реформирования местного самоуправления;

— упорядочение механизмов государственной поддержки муниципальных образований на федеральном и региональном уровнях.

Типовой макет программы включает три взаимосвязанных, но достаточно самостоятельных раздела, формирование которых осуществляется поэтапно:

— анализ социально-экономического положения, оценка сильных и слабых сторон муниципальных образований (городского округа, муниципального района и поселений, расположенных на его территории);

— разработка стратегического направления развития муниципального образования;

— формирование реестра конкретных некоммерческих (социальных) мероприятий и инвестиционных проектов, а также разработка механизмов их реализации.

Исходными информационными материалами для разработки программы могут служить: отраслевые и региональные прогнозы развития, разрабатываемые на федеральном, областном и муниципальном уровнях; статистическая отчетность; данные социологических и иных обследований; предложения и рекомендации работников муниципальных служб, руководителей и специалистов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, иных хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования.

Разработка программы должна базироваться на следующих принципах:

— ориентация на собственные ресурсы муниципального образования, с учетом которых разрабатываются конкретные проекты и мероприятия, обеспечивающие приток финансовых ресурсов, достаточных для решения социальных проблем;

— ориентация на непрерывное отслеживание качества жизни населения муниципального образования. Ключевым моментом анализа исходного состояния экономики муниципального образования является анализ показателей качества жизни населения, выявление динамики их изменения с тем, чтобы в ходе реализации программы своевременно выявить, насколько реализация конкретных мероприятий влияет на рост благосостояния граждан, оправдываются ли их выборные ожидания, для того, чтобы своевременно скорректировать управление муниципальным образованием, приняв соответствующие организационные и правовые решения.

До последнего времени оценка качества жизни граждан, если и производилась, то, главным образом, для того, чтобы показать глубину кризиса в стране. Улучшение качества жизни не рассматривалось как стратегическая задача органов государственной власти и местного самоуправления. На основе существующих статистических и аналитических данных нами предложена система показателей для оценки качества жизни с целью использования при разработке муниципальных программ:

— непрерывное выявление и формирование конкурентных преимуществ территории и расположенных на ней хозяйствующих субъектов, анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей с целью выявления стратегических направлений развития для поддержания конкурентоспособности территории и уточнения приоритетов государственной и муниципальной поддержки.

Первая и главная предпосылка успеха — это конкурентоспособность не только территории муниципальных образований, но и предприятий, организаций, расположенных на их территориях, выпускаемой ими продукции. Вторая предпосылка состоит в том, что необходимо постоянно поддерживать конкурентоспособность, создавать новые конкурентные преимущества. Применение программно-целевого метода предполагает, прежде всего, предвидение конкурентной ситуации и формирование видения будущего муниципального образования, планирование и расчетное обоснование путей создания конкурентных преимуществ, обеспечивающих эффективное развитие муниципального образования в долгосрочной перспективе, адаптацию его к изменяющимся условиям, в т.ч. реформированию местного самоуправления.

Разработка программы экономического и социального развития муниципального образования должна осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно. Программа должна состоять из ряда разделов. Задачей первого раздела является комплексная оценка социально-экономического положения муниципальных образований, установление основных тенденций в их развитии. Задача второго раздела — анализ сильных и слабых сторон, выявление угроз и возможностей развития муниципального образования. Другие разделы программы содержат конкретные проекты, мероприятия и механизмы их реализации.

Как следует из сказанного, в качестве инструмента стратегического анализа муниципальных образований используется матрица SWOT-анализа. Идеология SWOT-анализа позволяет дать ответ на вопрос о перспективных направлениях развития, позволяющих активизировать естественные преимущества, устранить недостатки, использовать открывающиеся возможности и избежать потенциальных опасностей. На первом этапе SWOT-анализа ситуация оценивается в статике, как сложившаяся на данный момент. На втором — рассматривается возможное развитие событий вне и внутри муниципального образования, и выявляются перспективные возможности и опасности. При этом принимаются во внимание демографические, экономические, инфраструктурные, экологические, международные, политические процессы.

Особое внимание необходимо уделить оценке хозяйственного климата, политика создания благоприятного хозяйственного климата является непременной частью экономической стратегии. Территория муниципального образования имеет свой набор факторов, благоприятствующих или препятствующих определенным отраслям производства. Полный набор этих факторов, определяющих привлекательность муниципального образования как места для ведения бизнеса, достаточно велик и может различным образом детализироваться и группироваться.

Читайте также:
Небольшая программа направленная на улучшение работы компьютера

Анализ потенциала и направлений развития муниципального образования, учет его конкурентных преимуществ, мнений и пожеланий населения позволяют определить миссию муниципального образования. Путями реализации миссии могут стать следующие стратегические направления:

— определение приоритетных сфер деятельности, товаров и услуг, обеспечивающих потенциальное конкурентное преимущество муниципального образования на внутриобластных и межрегиональных рынках и приток финансовых ресурсов в базовые отрасли экономики;

— реформирование местного самоуправления, становление и развитие гражданского самосознания и принципов построения гражданского общества. Расширение участия граждан в решении вопросов, связанных с местным самоуправлением, формирование в общественном сознании жителей принципов толерантности, патриотизма, нетерпимости к национализму и экстремизму.

Для реализации стратегических направлений развития муниципального образования должен быть оценен его потенциал:

— налоговый — с учетом политики Правительства РФ по реформированию местного самоуправления, изменений в Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации по закреплению за муниципальными образованиями определенных видов па-логов, таких как, налог на доходы и имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу;

— инвестиционный — с учетом выявления точек роста экономики, формирования интегрированных структур, содействия привлечению инвестиций и размещению эффективных производств;

— кадровый — содействие в подготовке и закреплении кадров по дефицитным специальностям (особенно в сельской местности), повышении уровня их доходов, решении жилищных проблем;

— природный — наличие полезных ископаемых, земель, лесов, водных и иных природных ресурсов.

Базовый принцип, определяющий построение механизма реализации программы, — принцип «баланса интересов», который подразумевает соблюдение интересов предприятий, организаций и иных хозяйствующих субъектов различных форм собственности, субъектов управления, населения. Выступая как субъект хозяйственных отношений, органы местного самоуправления обеспечивают свои интересы и одновременно создают условия для эффективного функционирования предприятий, улучшения инвестиционного климата муниципального образования.

Задача органов местного самоуправления в реализации программы заключается не в прямом участии в работе отдельных организаций (что нарушает принцип равных конкурентных условий), а в создании благоприятных условий для их деятельности: свобода и доступность экономической инициативы; добросовестная конкуренция; снижение барьеров входа на товарные рынки.

В рамках механизма реализации программы важно предусмотреть формирование зон инвестиционного развития, способствующих росту экономической активности муниципального образования. При инициировании инвестиционных проектов, ориентированных на развитие территорий и муниципального хозяйства, необходимо увязать потребности капитальных вложений в муниципальное хозяйство с возможностями окупить эти затраты, упорядочив их в рамках проектов развития отдельных территорий, и увеличить отдачу на единицу вложений бюджетных средств. Поэтому должны быть определены территории муниципального образования, бюджетные инвестиции, в развитие которых наиболее перспективны, — зоны инвестиционного развития.

Другой составляющей механизма реализации программы является формирование нормативно-правовой базы, необходимой для достижения поставленных целей, реализации задач программы, обеспечение софинансирования мероприятий программы за счет средств федерального и регионального бюджетов в рамках действующих федеральных и областных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы.

Ежегодно проводимый мониторинг и оценка эффективности реализации нормативных и экономических преобразований в муниципальном образовании позволят определить эффективность программно-целевого управления развитием территории.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Программно-целевой метод планирования бюджета в Российской Федерации: плюсы и минусы

Становихина, А. М. Программно-целевой метод планирования бюджета в Российской Федерации: плюсы и минусы / А. М. Становихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 37 (171). — С. 66-67. — URL: https://moluch.ru/archive/171/45656/ (дата обращения: 13.07.2023).

Планирование бюджета является одним из важных инструментов государственного регулирования экономики. Бюджетное планирование может осуществляться различными способами. В науке и практике существует несколько методов планирования:

1) нормативный метод;

2) программно-целевой метод;

3) индексный метод;

4) балансовый метод;

5) аналитический метод;

6) метод экспертных оценок;

7) метод математического моделирования [3]

В своей работе мне бы хотелось раскрыть программно-целевой метод бюджетного планирования, выделить основные преимущества и недостатки данного метода.

В 2013 году Государственная Дума Российской Федерации приняла поправки в Бюджетный кодекс РФ, которые были связаны с переходом на программный тип бюджетного планирования в Российской Федерации.

Программный тип бюджетного планирования заключается в определении и отборе основных целей экономического, социального, научно- технического развития, разработке мероприятий по их достижению в максимально короткие сроки. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов [1]

Впервые программные идеи в СССР были реализованы в плане ГОЭЛРО, разработанном в 1920 г. на основании проработок начала ХХ в.. При этом решались вопросы не просто сооружения 30 районных электростанций, а весь комплекс взаимосвязанных вопросов: увеличение добычи топлива, совершенствование или создание системы его переработки и транспортировки; развитие промышленности; обучение кадров; создание инфраструктуры городов и т. д. [6]

В настоящее время программно-целевой подход используется в Германии, Франции, Финляндии, России и других развитых странах.

Главным документом данного метода является целевая комплексная программа. Целевая комплексная программа — это документ, который отражает определенные цели и задачи, мероприятия и задания, направленные на решение проблем в определённой отрасли.

Актуальность данной темы заключается в широком использовании программно-целевого метода в настоящее время при финансировании отдельных государственных программ.

Главным преимуществом целевой программы является отражение направления и количества расходуемых денежных средств, что позволяет обеспечить прозрачность бюджета, и предотвратить их утечку. Не смотря на то, что программный метод является очень удобным и позволяет осуществлять управленческий процесс — от постановки целей и задач, до оценки эффективности расходов, есть ряд определенных недостатков.

1) Отсутствие четких правил составления целевой комплексной программы, что затрудняет её реализацию.

2) Низкая результативность. В настоящее время отсутствует методика оценки эффективности программ, что не позволяет обосновать необходимость создания той или иной программы.

3) Разработка программ направлена не на создание чего-то нового, а лишь имеет цель усовершенствовать существующее.

Можно сделать вывод, что программно-целевой метод имеет как преимущества, так и недостатки. На мой взгляд, все существующие недостатки связаны с тем, что данный метод является достаточно новым для нашей страны. Для успешного развития данного направления необходимо более детально заниматься дальнейшей его научной разработкой, создать единые правила и стандарты, которые помогут целевым программам не только совершенствовать существующие системы, но создать что- либо новое.

Литература:

  1. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. /Е. Ф. Борисов, — М.:Юрист, 2008. — с. 321.
  2. Вышегородцев, М. М. Управление бюджетом: учебник для вузов / М. М. Вышегородцев. — М.: Дис, 2008;
  3. Омирбаев, С. М. Государственный бюджет — Учебник / С. М. Омирбаев,- М.:2011;
  4. Поспелов, Г. С. Программно-целевое планирование и управление: Учебное пособие / Г. С. Поспелов, В. А. Ириков. — М: Экспо, — 2008;
  5. Райзберг Б. А. Современное состояние и проблемы программно-целевого планирования и бюджетирования в России // Известия МГТУ. 2012. № 2;
  6. Теплицкая, А. А. Обзор и анализ зарубежного опыта планирования // Молодой ученый. — 2013. — № 1. — С. 188–192;
  7. Удовенко А. Н. «Переход к программному бюджету: результаты, проблемы, перспективы»// «Бюджет», июнь 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): бюджетное планирование, программно-целевой метод, целевая комплексная программа, программный тип, Российская Федерация.

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru