Определение понятия индивидуальная программа развития детей с ограниченными возможностями здоровья

«Ребёнок-инвалид» и «ребёнок ОВЗ» — это два понятия, которые всё чаще приходится слышать в сфере образования. В чём разница и как организовать их обучение? Именно об этом пойдёт речь в статье. Первое с чего мне хотелось бы начать так это с перечисления тех нормативно-правовых документов в которых мы будем искать ответы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725 «О регулировании вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»

Понятие «ребёнок ОВЗ» и «ребенок-инвалид» в нормативно-законодательных актах РФ

В ст. 2, п. 16 Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий»

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных орган

Относительно инвалида определение дано в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Там в ст. 1 говориться:

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Определение понятия индивидуальная программа развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Ответы на основные вопросы

ВопросОтветВыдержка из нормативно-правового документа
Кто присваивает статус ОВЗ? ПМПК. «….статус обучающегося с ОВЗ — психолого-медико-педагогическая комиссия, деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
Кто присваивает статус ребёнка-инвалида? МСЭ «Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. ….» (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в РФ»)

На основе какой программы должен обучаться ребёнок, имеющий статус инвалид и/или ОВЗ?

Статус ребёнкаНаименование программыВыдержка из нормативно-правового документа
ОВЗ АОП или АООП «адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды в инклюзивном пространстве общеобразова

Что делать, если в детский сад пришёл ребёнок-инвалид без статуса ОВЗ?

  1. Специалисты ППк проводят комплексную психолого-педагогическую диагностику ребёнка.
  2. По результатам диагностики определяют необходимость направления ребёнка на ПМПК.
  3. В случае, если необходимости направлять ребёнка на ПМПК нет, то ребёнок обучается по ООП.
  4. Если специалисты ППк видят необходимость направить ребёнка на ПМПК, то выписывают направление и после прохождения ребёнком ПМПК его обучение осуществляется по программе, рекомендованной ПМПК.

Копирование текста с последующим размещение на других сайтах или группах в социальных сетях разрешено с указанием автора и ссылки на мой сайт.

Источник: koroleva-marina.ru

Индивидуальная образовательная программа для детей с ОВЗ

«Разработка индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ».

Ключевым принципом в ФГОС ДО является поддержка разнообразия

каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Для этого нужно особое внимание уделять важности подготовки специалистов для работы с такими

детьми. Педагоги дошкольной образовательной организации должны знать и

учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомить родителей с

Публикация «Индивидуальная образовательная программа для детей с ОВЗ» размещена в разделах

  • Программы образовательные, основные и дополнительные
  • Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
  • Темочки

особенностями взаимодействия их с особым ребенком, оказывать

психологическую поддержку семье при реализации образовательной

деятельности при освоении программы.

Индивидуальная образовательная программа — документ, описывающий специальныe образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определeнной ступени образования.

Цель программы — формирование системного подхода к обеспечению

условий для развития детей-инвалидов, детей с ограниченными

возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в

освоении дошкольной образовательной программы и социализации в

Задачи программы :

— выявлять особые воспитательные и образовательные потребности

детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и с

нарушениями речи, обусловленные особенностями их физического и (или)

— осуществлять индивидуально-ориентированную, психолого-медико —

педагогическую помощь детям-инвалидам, детям с ограниченными

возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития

и индивидуальных возможностей (в соответствии с психолого-медико —

— обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами, детьми с

Читайте также:
Программа чтобы сделать картинку прозрачной

ограниченными возможностями здоровья дошкольной образовательной

программы на доступном им уровне, их интеграцию в ДОУ и социализацию в обществе.

— создать условия, способствующие освоению детьми с особыми

образовательными потребностями основной общеобразовательной

программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном

— оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном

всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного

отношения ко всем воспитанникам;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно -образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста.

Система коррекционно-развивающей работы базируется на следующих

1. Принцип единства развития и коррекции, который означает, что

коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и

внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей

развития и характера нарушений;

2. Принцип единства диагностики и коррекции развития, который

определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического

3. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации показывает, что

система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в

развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с

4. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных

5. Принцип комплексности методов психолого-педагогического

воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;

6. Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов

в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение

материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и

потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для

7. Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе

предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее

положительный результат, поощрение его малейших достижений;

8. Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т. к.

ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений и

успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.

Целесообразность разработки ИОП в дошкольном учреждении имеет место по отношению к таким категориям детей, как:

1. Ребенок со сложным дефектом. Необходимость подготовки индивидуальной образовательной программы связана с тем, что примерные основные общеобразовательные программы для данной категории детей отсутствуют. В связи с этим, перед педагогами стоит задача разработки подобного рода программ на основе анализа структуры нарушения у ребенка в каждом конкретном случае.

2. Ребенок с ОВЗ, посещающий общеобразовательную группу ДОУ, или получающий образование в общеобразовательном учреждении наряду со сверстниками возрастной нормы.

3. Ребенок с ОВЗ дошкольного возраста, посещающий группу кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Ребенок с ОВЗ, показывающий высокие достижения в освоении основной общеобразовательной программы и нуждающийся в углубленном изучении отдельных учебных дисциплин (предметов).

Для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья, структура индивидуальной образовательной программы традиционно проектируется в зависимости от основных разделов программы дошкольного воспитания. Как правило, она направлена на развитие общей и тонкой моторики, понимания и развития речи, сенсорное воспитание, формирование игры, навыков самообслуживания, подготовку к школьному обучению.

Разделы структуры ИОП:

• титульный лист прoграммы, где указываются название учреждения, назначение программы, срок реализации, ее адресность: для кого предназначена (фамилия, имя обучающегося, год обучения, гриф утверждения руководителем, сoгласование с родителями и председателем ПМПк общеобразовательного учреждения, указанием специалиста, ответственного за реализацию индивидуальной образовательной программы;

• пoяснительная записка. Данная часть программы содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка с перечнем сформированных и несформированных умений и навыков, структура индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи;

• индивидуaльный учебный план;

— коррекционный компонент: указываются направления коррекционной работы специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, а также методы и формы, приемы и рекомендации вышеуказанных специалистов для педагогов и родителей.

— воспитательный компонент, который содержит раздел воспитателя с рекомендациями для родителей обучающегося;

• мониторинг достижений воспитанника, в котором формулируются результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического развития, сформированности базовых компетенций;

• заключение и рекомендации. Здесь формулируются обоснования внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и дается заключение по результатам реализации индивидуальной программы в целом.

Важным моментом реализации программы коррекционной работы

является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется

специалистами соответствующей квалификации, имеющими, специальное образование, и педагогами, прошедшими курсовую, профессиональной

подготовки в рамках обозначенной темы.

Для написания индивидуальной образовательной программы используют основные программы, реализуемые в конкретном дошкольном образовательном учреждении. Наиболее оптимальным вариантом разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника с ОВЗ является один год. Корректировка содержания при необходимости осуществляется по результатам промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года.

Читайте также:
Что будет выведено на экран после выполнения программы cats 2

Индивидуальная образовательная программа ДОУ является документом, подлежащим постоянному обновлению, и предполагает внесение дополнений и изменений с учетом обновляющегося контингента воспитанников, появляющихся новых разработок и технологий, изменений в нормативно­правовой базе.

Публикации по теме:

Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП) Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП). Содержание I.Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка индивидуальной.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе.

Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Основная образовательная программа №п/п Содержание основной образовательной Программы дошкольного образования СП ОДОД ГБОУ СОШ №2 № стр. I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 1.1. Пояснительная.

Источник: www.maam.ru

РАЗРАБОТКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ для детей с ОВЗ.

Заключение ПМПК: уровень социально – психологической зрелости не соответствует возрасту; тотальное недоразвитие гностических процессов; тотальное недоразвитие высших психически функций. Процессы памяти затруднены. Несформированность речевых и языковых средств, дизартрия. Универсальные учебные действия не сформированы.

1.Федеральные документы:

1. «Об образовании в Российской Федерации» — Закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года.

2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» — Закон Российской Федерации от 2.07.2013 № 185-ФЗ.

3. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями)

5. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.)

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президент Российской Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271)

7. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» — Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ

8. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» — Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599

9. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» — Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 9

1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» — Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р

2. «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» — Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р,

3. «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы» — Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р

4. «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы» — Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175

Ведомственные документы:

1. «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии» — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.

2. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» — Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015

3. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) — Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6)

4. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 10

Читайте также:
Программы стирки стиральной машины bosch maxx 5

5. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» — Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г.

6. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» — Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373

7. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

8. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

9. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 09.07.2015 № 308-Д Об утверждении стандартов качества предоставления государственных услуг (работ), предоставляемых государственными учреждениями Свердловской области в сфере образования на 2015 год

10. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Приказ 25.06.2015 № 283-Д Об утверждении порядка организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Свердловской области

11. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Приказ 23.01.2015 № 40-д Об утверждении плана мероприятий по организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Свердловской области на 2015 год

12. Комплексный план по организации инклюзивного образования от 10.04.2015 № 01-01-55/95 Принято на совещании руководителей государственных казенных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Свердловской области 26 июня 2013 года

13. Приказ Министерства образования от 12.05.2012 г. № 282-и об утверждении формы соглашения между Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и муниципальными образованиями в Свердловской области о предоставлении в 2012 году субсидии из бюджета Свердловской области бюджетам муниципальных образований в Свердловской области на проведение мероприятий по формированию в Свердловской области сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, за счет субсидии, полученной из федерального бюджета в 2012 году

2.Характеристика обучающегося на начало учебного года.

Алина посещает ОУ третий год.

Семья полная, состоит из 4-х человек, проживает в двухкомнатной квартире. Мама – домохозяйка, отец работает на заводе «БАЗ РИК», сестра-двойняшка Марина посещает школу, в которой учится в третьем классе. Родители заботливо относятся к девочке, заинтересованы в успешном развитии ребенка, внимательно слушают рекомендации специалистов, стараются их выполнять. Мама и папа много гуляют с Алиной, выполняют все ее желания, соблюдают все ритуалы дочери, соблюдают режим дня и схему приема медикаментов.

У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, спастический тетрапарез в сочетании с гиперкинезами), системным недоразвитием речи. Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, ребенок передвигается ползком, не ходит.

Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующих тонких точных дифференцированных движений: держание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно.

Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса, нуждается в уходе и присмотре. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия.

Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение внимания. Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная.

Затруднено формирование устной и письменной речи. Карина понимает название некоторых отдельны предметов, реагирует на свое имя, различает по голосу окружающих взрослых. Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала. Девочка не способна произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности.

Незнакомые ощущения или звуки вызывают страх, резкое повышение тонуса конечностей, двигательное беспокойство. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то носит непродолжительный характер. Карине сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия.

Указывает на источник звука взглядом, поворачивается к нему (с помощью взрослого). Показывает части тела: руку, ногу, голову. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой об пол. Характер действий с предметами хаотичный. Осуществляется захват средних и крупных предметов и разжимание пальцев левой руки.

Доступны кратковременные элементарные персептивные действия (ощупывания, надавливания, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого. Прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность, сопровождается вокализацией, рефлекторно закрывает глаза.

У девочки отсутствует контроль выделений, на занятиях и в течение дня находится в памперсе. Ест с помощью взрослого. Пытается самостоятельно пить.

Ребенок нуждается в полном уходе, полном контроле.

1. Речь и альтернативная коммуникация.

2. Предметно – практические действия.

3.Индивидуальный учебный план на 2019 — 2020 учебный год

Предметные области

Источник: www.art-talant.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru