По каким программам работать?
После опубликования осенью 2013 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО или Стандарт) самым обсуждаемым вопросом среди специалистов был, наверное, вопрос о примерных программах дошкольного образования, с учетом которых каждая дошкольная образовательная организация (далее ДОО) должна разработать и написать свою образовательную программу дошкольного образования (далее Программа).
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования написано:
«1.7. Стандарт является основой для:
1) разработки Программы;
2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – примерные программы).
2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ. »
При этом в пункте 2.2 Стандарта читаем:
«2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее – Группы) могут реализовывать разные Программы».
Навигатор программ дошкольного образования
Хотя в Стандарте однозначно говорится о вариативных примерных программах (см. п. 1.7, подпункт 2) и при этом словосочетание «Примерные программы» употребляется во множественном числе, тем не менее, в профессиональном сообществе постоянно шли дискуссии о том, как будет реализована вариативность примерных программ. Постоянно поднимался вопрос о том, что Примерная программа будет всего одна. Все ждали создания экспертного совета и формирования реестра примерных программ.
За это время большинство авторских коллективов переработали свои программы в соответствии с ФГОС ДО, кроме того, было разработано много новых проектов примерных программ. Некоторые из этих программ были рассмотрены в различных УМО (учебно-методических объединениях) и получили подтверждения того, что они соответствуют ФГОС ДО и могут использоваться как примерные программы.
Тем не менее, до включения в реестр ни один из проектов не имел официального статуса Примерной программы дошкольного образования.
Наконец, 20 мая 2015 года (более чем через полтора года после опубликования ФГОС ДО) в официальном Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации была опубликована Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (далее – ПООП). Эта Программа была рассмотрена и одобрена в Российской академии образования на заседании Федерального учебно-методического объединения УМО по общему образованию, после чего была опубликована в Реестре. Ни одна другая программа дошкольного образования там не рассматривалась и к рассмотрению не принималась.
Сразу возникают вопросы: как соотносится включенная в Реестр Примерная программа с остальными программами, и как поступать в данной ситуации руководителям ДОО? Надеемся, что в ближайшее время поступят официальные разъяснения по этому вопросу Министерства образования и науки Российской Федерации. Однако некоторые выводы можно сделать и до официальных разъяснений, опираясь на текст Примерной программы и ФГОС ДО.
Навигатор дополнительного образования: что это такое и как он работает?
Во-первых, обратим внимание на то, что ПООП, как написано во введении к ней, является «рамочной», в ней нет детальной проработки многих вопросов, необходимых Организации для самостоятельной разработки и утверждения своей основной общеобразовательной программы. Поэтому разработчики ПООП рекомендуют дошкольным организациям при формировании своей Программы опираться на широкий спектр существующих программ. Во введении к Примерной программе читаем следующее:
«Программа является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее – Организации), самостоятельно разрабатывают и утверждают основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.
Далее, в Пояснительной записке к ПООП в разделе 1.1.1 «Цели и задачи Программы» читаем:
«Решая одну из важных задач по разработке своей основной образовательной программы, Организации смогут выбрать и использовать в своей работе образовательные программы (см. п. 24 «Перечень литературных источников»), а также подобрать необходимые для ее конструирования и реализации методические и научно-практические материалы, соответствующие Стандарту».
Это хороший способ сохранить вариативность дошкольного образования в условиях одной ПООП. При таком подходе отпадает необходимость включать множество примерных программ дошкольного образования в реестр, так как педагоги могут продолжать работать по своим, соответствующим ФГОС ДО программам.
Итак, опубликованная в Реестре Примерная программа дошкольного образования является рамочной и поддерживает принцип вариативности. Это позволяет дошкольным образовательным учреждениям самостоятельно разрабатывать основную образовательную программу дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, с учетом ПООП и на основе существующих комплексных и парциальных программ дошкольного образования. С существующими программами дошкольного образования можно ознакомиться на сайте ФИРО, на электронном ресурсе http://Navigator.firo.ru («Навигатор образовательных программ дошкольного образования»).
Список программ, опубликованных в «Навигаторе образовательных программ дошкольного образования»
- Березка / Авторы С.А. Трубицына, В.К. Загвоздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В. Фишер, Т.А. Иконникова, К.И. Бабич.
- Вдохновение / Под редакцией И.Е. Федосовой.
- Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Автор Н.В. Нищева.
- Детский сад – дом радости / Автор Н.М. Крылова.
- Детский сад по системе Монтессори / Под редакцией Е.А. Хилтунен.
- Детство / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.
- Диалог / Под редакцией О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько.
- Дошколка.ру / Автор С.П. Циновская.
- Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под редакцией Л.В. Лопатиной.
- Золотой ключик / Под редакцией Г.Г. Кравцова.
- Истоки / Под редакцией Л.А. Парамоновой.
- Мир открытий / Под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.
- Мозаика / Авторы В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева.
- На крыльях детства / Под редакцией Н.В. Микля евой.
- Открытия / Под редакцией Е.Г. Юдиной.
- От рождения до школы / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Первоцветы / Под редакцией Н.В. Микляевой.
- Первые шаги / Авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.
- Радуга / Под редакцией Е. В. Соловьевой.
- Разноцветная планета, часть 1 / Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б. Юматовой.
- Разноцветная планета, часть 2 / Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б. Юматовой.
- Тропинки / Под редакцией В.Т. Кудрявцева.
- Успех / Под редакцией Н.В. Фединой.
Для цитаты
По каким программам работать? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №6. – С.14–15.
Источник: sdo-journal.ru
Навигатор образовательных программ дошкольного образования
Особенность программы – ориентация на новую социокультурную ситуацию развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту, проблемами роста и развития.
Задача программы – поддержать и развить врожденную любознательность и инициативность ребенка.
С одной стороны, программа предлагает педагогам достаточно четкое руководство, с другой стороны, предоставляет широкий простор для творчества в педагогической деятельности.
Рекомендована ФГБНУ «Институт изучения детства,
семьи и воспитания Российской академии образования»
к использованию в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность в сфере дошкольного
Воспитание дошкольника от 3 до 7 лет в «Детском саду — Доме радости» — это педагогическая система построения целостного процесса, направленного на содействие развития и саморазвития каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности. Она опирается на отечественные и зарубежные научные достижения, на традиции воспитания дошкольника в семье и в детском саду.
Научно-методическая система «Детский сад — Дом радости» состоит из трёх взаимосвязанных проектов:
-Программы, автор Н.М Крылова;
-Технологии, авторы Н.М. Крылова, В.Т. Иванова (соавтор сценариев), Л.В. Тимошенко (соавтор мониторинга);
-Иннватики «Лесенка успеха», автор Н.М. Крылова.
специфику организации психических процессов современных детей, живущих в эпоху глобальной информатизации.
Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей по логопедической работе и образовательным областям,
соответствующим ФГОС дошкольного образования.
В данной Программе уделяется особое внимание традиционным ви-
дам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода – детской игре. В работе с детьми, достигшими школьного возраста, приоритетное значение обретает задача формирования у детей полноценной учебной деятельности.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, системой мониторинга и апробирована широкой практикой.
— Типология образовательной деятельности построена на основании культурных практик. К ним относятся: сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельности, чтение художественной литературы и слушание музыки.
— Возможность осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям на основании результатов педагогической диагностики.
— Построение образовательного процесса совместно с родителями детей на основании дидактического материала «Детский календарь».
— Разработка вариативного тематического планирования в цифровой форме.
Системно-деятельностный подход, положенный в основу Программы, создает условия для самоизменения и саморазвития всех участников образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей.
В приложении к программе представлены: комплексно-тематическое планирование для разных возрастных групп, список изданий для педагогов и детей, созданных в рамках ПМК ДО «Мозаичный ПАРК», перечень оборудования, глоссарий.
К программе «Мозаика» изданы методические рекомендации для всех возрастных групп ДОО.
Программа «ОткрытиЯ» помогает развивать у ребенка такие качества как: критическое мышление, творчество, фантазию, изобретательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, умение делать осознанный выбор, видеть и формулировать проблемы, стремление проявлять заботу о людях, обществе и стране.
В основе этого по-настоящему инновационного переиздания программы «От рождения до школы» лежит выпущенная в 2004 году, рекомендованная Министерством образования РФ программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
В данном издании Программы сохранены все достоинства первого издания и учтены новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом (УМК), который постоянно обновляется и дополняется. При этом все ранее изданное к Программе безусловно сохраняет свою актуальность.
Программа основана на современных научных представлениях о
закономерностях психического развития ребенка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым.Исходными теоретическими позициями программы являются положения концепции о генезисе коммуникативной деятельности, разработанной выдающимся детским психологом М.И.Лисиной.
Программа может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.
Все задачи программы можно разделить на 3 блока.
• Задачи социализации и вхождения в культуру.
• Задачи формирования культурных практик.
Программа обеспечивает развитие ребенка во всех образовательных областях, его позитивную социализацию и индивидуализацию, охрану и укрепление его физического и психического здоровья.
Предпочтение отдается не фронтальным формам обучения, а совместным видам деятельности, в которых дети осваивают основы саморегуляции в процессе планирования и контроля своих действий и действий партнеров. Педагоги формируют у детей логическое мышление, коммуникативные и социальные навыки, способность к ответственному, самостоятельному выбору.
Образовательный процесс строится на собственной активности детей, что делает обучение интересным для ребенка и обеспечивает школьную готовность на основании включения ребенка в ролевые игры, игры с правилами, продуктивные виды деятельности и т. д.
Высокая степень индивидуализации образовательного процесса делает возможным успешное применение программы для различных категорий детей – от одаренных до детей с ОВЗ.
Развивающая программа, обеспечивающая своевременное и полноценное психическое развитие ребенка и его системную подготовку к успешному обучению на следующем уровне общего образования.
Имеет полный комлект методических пособий для педагогов по всем направлениям развития ребенка и развивающие пособия для детей.
Источник: adygobr.ru
Новости
В июле 2019 года Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФИРО РАНХиГС) проводит работу по обновлению раздела сайта «Навигатор образовательных программ дошкольного образования». В него будут включены новые и обновлённые программы дошкольного образования, отвечающие требованиям ФГОС ДО. Работа проводится совместно с Министерством просвещения РФ. Программы дошкольного образования издательства «Русское слово» получили экспертные заключения (рецензии) о прохождении содержательной экспертизы и включены в обновлённый «Навигатор образовательных программ дошкольного образования»:
- Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги». Авторы: Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.
- Образовательная программы дошкольного образования «Мозаика». Авторы-составители: В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева.
Парциальные программы
- Парциальная программа «Бадминтон для дошкольников» . Автор Л.Л. Тимофеева.
- Парциальная программа «В мире музыкальной драматургии»: музыкально-ритмическая деятельность с детьми дошкольного возраста. Автор Т.Ф. Коренева.
- Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок». Авторы: А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова, В.С. Волкова.
- Парциальная программа духовно-нравственного воспитания «С чистым сердцем». Авторы: Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина.
- Парциальная образовательная программа «Английский для дошкольников». Автор Ю.А. Комарова.
Согласно экспертным заключениям (рецензиям) о прохождении экспертизы программы «рекомендованы к использованию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования» .
Более подробную информацию об изданиях дошкольного образования можно найти на сайте мозаика-парк.рф
ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Источник: xn—-dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai
Конструирование регионального навигатора парциальных образовательных программ дошкольного образования
Целевыми ориентирами дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО выступают обеспечение государственных гарантий уровня и повышение качества дошкольного образования на основе единства требований к структуре основных образовательных программ.
В 2015 г. Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию одобрена Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 20.05.2015 № 2/15). Впоследствии был сформирован навигатор образовательных программ дошкольного образования, одобренных к реализации в образовательном процессе ДОО.
Согласно документу в список включены свыше 20 образовательных программ, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в том числе «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой, «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Детство» под ред.
Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.
Появление этого списка помогает педагогическим коллективам ДОО осуществить выбор авторских образовательных программ для реализации в образовательном процессе и содействует разработке Обязательной части основной образовательной программы ДОО.
В то же время важнейшим принципом дошкольного образования ФГОС ДО признает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей. В п. 2.9 ФГОС ДО отмечается, что в «части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и / или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и / или культурных практик (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы».
Безусловно, в настоящее время ДОО имеют возможность самостоятельно разрабатывать образовательные программы, однако в силу разных причин не каждый педагогический коллектив и воспитатель способны ею воспользоваться (разный уровень профессиональной готовности, личные мотивы и предпочтения и т.п.).
В связи с этим с целью обеспечения условий для повышения качества системы дошкольного образования в условиях региональной специфики и в дополнение к федеральному навигатору образовательных программ появляется потребность в создании регионального перечня-навигатора парциальных образовательных программ по ведущим линиям развития ребенка, учитывающих социальную (в том числе и этнокультурную) ситуацию развития. Считаем, что региональный навигатор парциальных образовательных программ, учитывающих ситуацию развития в регионе, окажет педагогическим работникам помощь в обеспечении качества образовательной деятельности в ДОО и содействие в разработке Части, формируемой участниками образовательных отношений основной образовательной программы ДОО. Кроме того, навигатор способствует распространению лучшего регионального педагогического опыта и служит серьезным фактором актуализации потенциала педагога.
Процесс конструирования регионального навигатора требует учета ряда факторов и ответа на вопросы: «Какие парциальные образовательные программы могут составить основу регионального навигатора?», «Каков механизм и процедура конструирования навигатора программ?», «Взаимодействие педагогических коллективов ДОО в рамках внедрения регионального навигатора».
Парциальные образовательные программы. В течение 20 лет в Ульяновской области действует областная программа развития инновационных процессов (РИП), в которой принимают участие педагогические коллективы ДОО, расположенные как в городе, так и в сельской местности.
В рамках технического задания РИП разработаны и успешно реализуются парциальные образовательные программы дошкольного образования по основным направлениям ФГОС ДО: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию детей.
Актуальны проблема разработки содержания и технологий, содействующих организации процесса воспитания и обучения детей на региональных социокультурных и духовно-нравственных традициях; моделирование открытой образовательной среды, обеспечивающей взаимодействие педагогического коллектива с учреждениями и родителями воспитанников в рамках социального партнерства; формирование у детей гражданской принадлежности в условиях взаимодействия с учреждениями, входящими в ядерный инновационный, авиационный, сельскохозяйственный кластеры; развитие интереса детей к окружающему миру на основе диалога культур народов Поволжья и др. Содержание образовательных материалов отражает социальную ситуацию развития и направлено на успешную социализацию ребенка. Оно способствует формированию личностных качеств детей в процессе приобщения к социокультурным ценностям и природным достопримечательностям, социально-экономическим реалиям Ульяновского региона.
Эффект и результат освоения содержания парциальных образовательных программ достигается использованием технологий сетевого взаимодействия педагогического коллектива с учреждениями культуры, спорта, науки, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями (Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, Научно-исследовательский институт ядерных реакторов в г. Димитровграде, акционерное общество «Авиастар» и др.). Для моделирования регионального социокультурного образовательного пространства с целью формирования у детей основ общей культуры, развития коммуникативных способностей в ряде программ предусмотрено сетевое взаимодействие с региональными творческими объединениями художников, поэтов, музыкантов, мастеров декоративно-прикладного искусства и др.
Кроме того, отметим, что в качестве результата инновационной деятельности педагогических коллективов в рамках программы РИП изначально заложен такой критерий, как внедрение инновационного продукта — программ, технологий, методического обеспечения — в педагогическую практику ДОО региона.
Именно эти парциальные образовательные программы, разработанные педагогическими коллективами, участниками областной программы РИП, прошедшие экспертизу областного экспертного совета, имеющие внешнюю независимую оценку (программы представлены в различных федеральных конкурсах, материалы опубликованы в региональной и центральной печати) обоснованно претендуют на включение в региональный навигатор.
Конкурсный отбор. Для включения парциальных образовательных программ в региональный навигатор необходимо пройти процедуру конкурсного отбора, осуществляемого на основе следующих критериев:
- актуальность для решения проблем региональной системы дошкольного образования, в том числе по таким направлениям, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие;
- новизна содержания, учитывающая социальную ситуацию развития ребенка; обоснованность использования форм и методов работы;
- эффективность образовательной деятельности, организация взаимодействия с родителями воспитанников;
- результативность представленной программы;
- кадровые ресурсы для реализации программы.
Определены балльные показатели: 0 баллов — представлено недостаточно; 1—3 — в основном достаточно; 4—5 баллов — достаточно.
По итогам конкурса парциальные образовательные программы для реализации в образовательном процессе ДОО региона отбираются по направлениям:
- парциальные образовательные программы для организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста;
- парциальные образовательные программы для организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
- парциальные образовательные программы для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Распространение парциальных образовательных программ. Для координации деятельности по распространению парциальных программ, включенных в региональный навигатор, создается областная педагогическая гостиная, в рамках которой организованы обучающие семинары, открытые показы образовательной деятельности, мастер-классы, стажировки на базе ДОО.
- Опубликована в журнале:Управление ДОУ №1/2017
Источник: www.sfera-podpiska.ru
Андрей Русаков: Антология дошкольного образования. Навигатор образовательных программ дошкольного образования
Аннотация к книге «Антология дошкольного образования. Навигатор образовательных программ дошкольного образования»
«Антология дошкольного образования» — уникальный проект научно-методического сопровождения внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), реализуемый под научным руководством академика РАО А.Г. Асмолова при научно-методической поддержке ФГАУ «ФИРО». Проект объединяет усилия ведущих разработчиков современных образовательных программ дошкольного образования, разработчиков учебных и методических пособий для дошкольных организаций.
Навигатор проектов образовательных программ открывает книжную серию и предоставляет читателям возможность из первых рук — от авторов — получить самую актуальную информацию о новых или обновленных образовательных программах дошкольного образования.
В данный сборник включен обзор программ «Детский сад — Дом радости», «Детство», «Детский сад по системе Монтессори», «Вдохновение», «Истоки», «Тропинки», «Радуга», «От рождения до школы», «Успех», «ОткрытиЯ», «Миры детства», а также других комплексных.
«Антология дошкольного образования» — уникальный проект научно-методического сопровождения внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), реализуемый под научным руководством академика РАО А.Г. Асмолова при научно-методической поддержке ФГАУ «ФИРО». Проект объединяет усилия ведущих разработчиков современных образовательных программ дошкольного образования, разработчиков учебных и методических пособий для дошкольных организаций.
Навигатор проектов образовательных программ открывает книжную серию и предоставляет читателям возможность из первых рук — от авторов — получить самую актуальную информацию о новых или обновленных образовательных программах дошкольного образования.
В данный сборник включен обзор программ «Детский сад — Дом радости», «Детство», «Детский сад по системе Монтессори», «Вдохновение», «Истоки», «Тропинки», «Радуга», «От рождения до школы», «Успех», «ОткрытиЯ», «Миры детства», а также других комплексных программ, отвечающих требованиям ФГОС ДО.
Издание предназначено для руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогов, родителей, а также для всех, кто заинтересован в успешном развитии ребенка.
Источник: www.labirint.ru