Навигатор образовательных программ дошкольного образования что это

По каким программам работать?

После опубликования осенью 2013 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО или Стандарт) самым обсуждаемым вопросом среди специалистов был, наверное, вопрос о примерных программах дошкольного образования, с учетом которых каждая дошкольная образовательная организация (далее ДОО) должна разработать и написать свою образовательную программу дошкольного образования (далее Программа).

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования написано:

«1.7. Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – примерные программы).

2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ. »

При этом в пункте 2.2 Стандарта читаем:

«2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее – Группы) могут реализовывать разные Программы».

Навигатор программ дошкольного образования

Хотя в Стандарте однозначно говорится о вариативных примерных программах (см. п. 1.7, подпункт 2) и при этом словосочетание «Примерные программы» употребляется во множественном числе, тем не менее, в профессиональном сообществе постоянно шли дискуссии о том, как будет реализована вариативность примерных программ. Постоянно поднимался вопрос о том, что Примерная программа будет всего одна. Все ждали создания экспертного совета и формирования реестра примерных программ.

За это время большинство авторских коллективов переработали свои программы в соответствии с ФГОС ДО, кроме того, было разработано много новых проектов примерных программ. Некоторые из этих программ были рассмотрены в различных УМО (учебно-методических объединениях) и получили подтверждения того, что они соответствуют ФГОС ДО и могут использоваться как примерные программы.

Тем не менее, до включения в реестр ни один из проектов не имел официального статуса Примерной программы дошкольного образования.

Наконец, 20 мая 2015 года (более чем через полтора года после опубликования ФГОС ДО) в официальном Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации была опубликована Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (далее – ПООП). Эта Программа была рассмотрена и одобрена в Российской академии образования на заседании Федерального учебно-методического объединения УМО по общему образованию, после чего была опубликована в Реестре. Ни одна другая программа дошкольного образования там не рассматривалась и к рассмотрению не принималась.

Сразу возникают вопросы: как соотносится включенная в Реестр Примерная программа с остальными программами, и как поступать в данной ситуации руководителям ДОО? Надеемся, что в ближайшее время поступят официальные разъяснения по этому вопросу Министерства образования и науки Российской Федерации. Однако некоторые выводы можно сделать и до официальных разъяснений, опираясь на текст Примерной программы и ФГОС ДО.

Навигатор дополнительного образования: что это такое и как он работает?

Во-первых, обратим внимание на то, что ПООП, как написано во введении к ней, является «рамочной», в ней нет детальной проработки многих вопросов, необходимых Организации для самостоятельной разработки и утверждения своей основной общеобразовательной программы. Поэтому разработчики ПООП рекомендуют дошкольным организациям при формировании своей Программы опираться на широкий спектр существующих программ. Во введении к Примерной программе читаем следующее:

«Программа является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее – Организации), самостоятельно разрабатывают и утверждают основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

По своему организационно-управленче­скому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.

Далее, в Пояснительной записке к ПООП в разделе 1.1.1 «Цели и задачи Программы» читаем:

«Решая одну из важных задач по разработке своей основной образовательной программы, Организации смогут выбрать и использовать в своей работе образовательные программы (см. п. 24 «Перечень литературных источников»), а также подобрать необходимые для ее конструирования и реализации методические и научно-практические материалы, соответствующие Стандарту».

Это хороший способ сохранить вариативность дошкольного образования в условиях одной ПООП. При таком подходе отпадает необходимость включать множество примерных программ дошкольного образования в реестр, так как педагоги могут продолжать работать по своим, соответствующим ФГОС ДО программам.

Итак, опубликованная в Реестре Примерная программа дошкольного образования является рамочной и поддерживает принцип вариативности. Это позволяет дошкольным образовательным учреждениям самостоятельно разрабатывать основную образовательную программу дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, с учетом ПООП и на основе существующих комплексных и парциальных программ дошкольного образования. С существующими программами дошкольного образования можно ознакомиться на сайте ФИРО, на электронном ресурсе http://Navigator.firo.ru («Навигатор образовательных программ дошкольного образования»).

Список программ, опубликованных в «Навигаторе образовательных программ дошкольного образования»

  1. Березка / Авторы С.А. Трубицына, В.К. Заг­воздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В. Фишер, Т.А. Икон­никова, К.И. Бабич.
  2. Вдохновение / Под редакцией И.Е. Фе­до­совой.
  3. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Автор Н.В. Нищева.
  4. Детский сад – дом радости / Автор Н.М. Кры­лова.
  5. Детский сад по системе Монтессори / Под редакцией Е.А. Хилтунен.
  6. Детство / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.
  7. Диалог / Под редакцией О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько.
  8. Дошколка.ру / Автор С.П. Циновская.
  9. Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под редакцией Л.В. Лопатиной.
  10. Золотой ключик / Под редакцией Г.Г. Кравцова.
  11. Истоки / Под редакцией Л.А. Парамоновой.
  12. Мир открытий / Под редакцией Л.Г. Петер­сон, И.А. Лыковой.
  13. Мозаика / Авторы В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева.
  14. На крыльях детства / Под редакцией Н.В. Микля евой.
  15. Открытия / Под редакцией Е.Г. Юдиной.
  16. От рождения до школы / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  17. Первоцветы / Под редакцией Н.В. Микляевой.
  18. Первые шаги / Авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.
  19. Радуга / Под редакцией Е. В. Соловьевой.
  20. Разноцветная планета, часть 1 / Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б. Юматовой.
  21. Разноцветная планета, часть 2 / Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б. Юматовой.
  22. Тропинки / Под редакцией В.Т. Кудрявцева.
  23. Успех / Под редакцией Н.В. Фединой.
Читайте также:
Host app service что это за программа и нужна ли она на компьютере

Для цитаты

По каким программам работать? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №6. – С.14–15.

Источник: sdo-journal.ru

Особенность программы – ориентация на новую социокультурную ситуацию развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту, проблемами роста и развития.

Задача программы – поддержать и развить врожденную любознательность и инициативность ребенка.

С одной стороны, программа предлагает педагогам достаточно четкое руководство, с другой стороны, предоставляет широкий простор для творчества в педагогической деятельности.

Рекомендована ФГБНУ «Институт изучения детства,

семьи и воспитания Российской академии образования»

к использованию в организациях, осуществляющих

образовательную деятельность в сфере дошкольного

Воспитание дошкольника от 3 до 7 лет в «Детском саду — Доме радости» — это педагогическая система построения целостного процесса, направленного на содействие развития и саморазвития каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности. Она опирается на отечественные и зарубежные научные достижения, на традиции воспитания дошкольника в семье и в детском саду.

Научно-методическая система «Детский сад — Дом радости» состоит из трёх взаимосвязанных проектов:

-Программы, автор Н.М Крылова;

-Технологии, авторы Н.М. Крылова, В.Т. Иванова (соавтор сценариев), Л.В. Тимошенко (соавтор мониторинга);

-Иннватики «Лесенка успеха», автор Н.М. Крылова.

специфику организации психических процессов современных детей, живущих в эпоху глобальной информатизации.

Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей по логопедической работе и образовательным областям,

соответствующим ФГОС дошкольного образования.

В данной Программе уделяется особое внимание традиционным ви-

дам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода – детской игре. В работе с детьми, достигшими школьного возраста, приоритетное значение обретает задача формирования у детей полноценной учебной деятельности.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, системой мониторинга и апробирована широкой практикой.

— Типология образовательной деятельности построена на основании культурных практик. К ним относятся: сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельности, чтение художественной литературы и слушание музыки.

— Возможность осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям на основании результатов педагогической диагностики.

— Построение образовательного процесса совместно с родителями детей на основании дидактического материала «Детский календарь».

— Разработка вариативного тематического планирования в цифровой форме.

Системно-деятельностный подход, положенный в основу Программы, создает условия для самоизменения и саморазвития всех участников образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей.

В приложении к программе представлены: комплексно-тематическое планирование для разных возрастных групп, список изданий для педагогов и детей, созданных в рамках ПМК ДО «Мозаичный ПАРК», перечень оборудования, глоссарий.

К программе «Мозаика» изданы методические рекомендации для всех возрастных групп ДОО.

Программа «ОткрытиЯ» помогает развивать у ребенка такие качества как: критическое мышление, творчество, фантазию, изобретательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, умение делать осознанный выбор, видеть и формулировать проблемы, стремление проявлять заботу о людях, обществе и стране.

В основе этого по-настоящему инновационного переиздания программы «От рождения до школы» лежит выпущенная в 2004 году, рекомендованная Министерством образования РФ программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

В данном издании Программы сохранены все достоинства первого издания и учтены новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом (УМК), который постоянно обновляется и дополняется. При этом все ранее изданное к Программе безусловно сохраняет свою актуальность.

Программа основана на современных научных представлениях о

закономерностях психического развития ребенка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым.Исходными теоретическими позициями программы являются положения концепции о генезисе коммуникативной деятельности, разработанной выдающимся детским психологом М.И.Лисиной.

Программа может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.

Все задачи программы можно разделить на 3 блока.

• Задачи социализации и вхождения в культуру.

• Задачи формирования культурных практик.

Программа обеспечивает развитие ребенка во всех образовательных областях, его позитивную социализацию и индивидуализацию, охрану и укрепление его физического и психического здоровья.

Предпочтение отдается не фронтальным формам обучения, а совместным видам деятельности, в которых дети осваивают основы саморегуляции в процессе планирования и контроля своих действий и действий партнеров. Педагоги формируют у детей логическое мышление, коммуникативные и социальные навыки, способность к ответственному, самостоятельному выбору.

Читайте также:
User admin что это за программа

Образовательный процесс строится на собственной активности детей, что делает обучение интересным для ребенка и обеспечивает школьную готовность на основании включения ребенка в ролевые игры, игры с правилами, продуктивные виды деятельности и т. д.

Высокая степень индивидуализации образовательного процесса делает возможным успешное применение программы для различных категорий детей – от одаренных до детей с ОВЗ.

Развивающая программа, обеспечивающая своевременное и полноценное психическое развитие ребенка и его системную подготовку к успешному обучению на следующем уровне общего образования.

Имеет полный комлект методических пособий для педагогов по всем направлениям развития ребенка и развивающие пособия для детей.

Источник: adygobr.ru

Новости

В июле 2019 года Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФИРО РАНХиГС) проводит работу по обновлению раздела сайта «Навигатор образовательных программ дошкольного образования». В него будут включены новые и обновлённые программы дошкольного образования, отвечающие требованиям ФГОС ДО. Работа проводится совместно с Министерством просвещения РФ. Программы дошкольного образования издательства «Русское слово» получили экспертные заключения (рецензии) о прохождении содержательной экспертизы и включены в обновлённый «Навигатор образовательных программ дошкольного образования»:

  • Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги». Авторы: Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.
  • Образовательная программы дошкольного образования «Мозаика». Авторы-составители: В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева.

Парциальные программы

  • Парциальная программа «Бадминтон для дошкольников» . Автор Л.Л. Тимофеева.
  • Парциальная программа «В мире музыкальной драматургии»: музыкально-ритмическая деятельность с детьми дошкольного возраста. Автор Т.Ф. Коренева.
  • Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок». Авторы: А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова, В.С. Волкова.
  • Парциальная программа духовно-нравственного воспитания «С чистым сердцем». Авторы: Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина.
  • Парциальная образовательная программа «Английский для дошкольников». Автор Ю.А. Комарова.

Согласно экспертным заключениям (рецензиям) о прохождении экспертизы программы «рекомендованы к использованию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования» .

Более подробную информацию об изданиях дошкольного образования можно найти на сайте мозаика-парк.рф

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:

Источник: xn—-dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai

Конструирование регионального навигатора парциальных образовательных программ дошкольного образования

Целевыми ориентирами дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО выступают обеспечение государственных гарантий уровня и повышение качества дошкольного образования на основе единства требований к структуре основных образовательных программ.

В 2015 г. Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию одобрена Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 20.05.2015 № 2/15). Впоследствии был сформирован навигатор образовательных программ дошкольного образования, одобренных к реализации в образовательном процессе ДОО.

Согласно документу в список включены свыше 20 образовательных программ, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в том числе «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой, «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Детство» под ред.

Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.

Появление этого списка помогает педагогическим коллективам ДОО осуществить выбор авторских образовательных программ для реализации в образовательном процессе и содействует разработке Обязательной части основной образовательной программы ДОО.

В то же время важнейшим принципом дошкольного образования ФГОС ДО признает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей. В п. 2.9 ФГОС ДО отмечается, что в «части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и / или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и / или культурных практик (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы».

Безусловно, в настоящее время ДОО имеют возможность самостоятельно разрабатывать образовательные программы, однако в силу разных причин не каждый педагогический коллектив и воспитатель способны ею воспользоваться (разный уровень профессиональной готовности, личные мотивы и предпочтения и т.п.).

В связи с этим с целью обеспечения условий для повышения качества системы дошкольного образования в условиях региональной специфики и в дополнение к федеральному навигатору образовательных программ появляется потребность в создании регионального перечня-навигатора парциальных образовательных программ по ведущим линиям развития ребенка, учитывающих социальную (в том числе и этнокультурную) ситуацию развития. Считаем, что региональный навигатор парциальных образовательных программ, учитывающих ситуацию развития в регионе, окажет педагогическим работникам помощь в обеспечении качества образовательной деятельности в ДОО и содействие в разработке Части, формируемой участниками образовательных отношений основной образовательной программы ДОО. Кроме того, навигатор способствует распространению лучшего регионального педагогического опыта и служит серьезным фактором актуализации потенциала педагога.

Процесс конструирования регионального навигатора требует учета ряда факторов и ответа на вопросы: «Какие парциальные образовательные программы могут составить основу регионального навигатора?», «Каков механизм и процедура конструирования навигатора программ?», «Взаимодействие педагогических коллективов ДОО в рамках внедрения регионального навигатора».

Парциальные образовательные программы. В течение 20 лет в Ульяновской области действует областная программа развития инновационных процессов (РИП), в которой принимают участие педагогические коллективы ДОО, расположенные как в городе, так и в сельской местности.

Читайте также:
Мовави что это за программа

В рамках технического задания РИП разработаны и успешно реализуются парциальные образовательные программы дошкольного образования по основным направлениям ФГОС ДО: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию детей.

Актуальны проблема разработки содержания и технологий, содействующих организации процесса воспитания и обучения детей на региональных социокультурных и духовно-нравственных традициях; моделирование открытой образовательной среды, обеспечивающей взаимодействие педагогического коллектива с учреждениями и родителями воспитанников в рамках социального партнерства; формирование у детей гражданской принадлежности в условиях взаимодействия с учреждениями, входящими в ядерный инновационный, авиационный, сельскохозяйственный кластеры; развитие интереса детей к окружающему миру на основе диалога культур народов Поволжья и др. Содержание образовательных материалов отражает социальную ситуацию развития и направлено на успешную социализацию ребенка. Оно способствует формированию личностных качеств детей в процессе приобщения к социокультурным ценностям и природным достопримечательностям, социально-экономическим реалиям Ульяновского региона.

Эффект и результат освоения содержания парциальных образовательных программ достигается использованием технологий сетевого взаимодействия педагогического коллектива с учреждениями культуры, спорта, науки, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями (Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, Научно-исследовательский институт ядерных реакторов в г. Димитровграде, акционерное общество «Авиастар» и др.). Для моделирования регионального социокультурного образовательного пространства с целью формирования у детей основ общей культуры, развития коммуникативных способностей в ряде программ предусмотрено сетевое взаимодействие с региональными творческими объединениями художников, поэтов, музыкантов, мастеров декоративно-прикладного искусства и др.

Кроме того, отметим, что в качестве результата инновационной деятельности педагогических коллективов в рамках программы РИП изначально заложен такой критерий, как внедрение инновационного продукта — программ, технологий, методического обеспечения — в педагогическую практику ДОО региона.

Именно эти парциальные образовательные программы, разработанные педагогическими коллективами, участниками областной программы РИП, прошедшие экспертизу областного экспертного совета, имеющие внешнюю независимую оценку (программы представлены в различных федеральных конкурсах, материалы опубликованы в региональной и центральной печати) обоснованно претендуют на включение в региональный навигатор.

Конкурсный отбор. Для включения парциальных образовательных программ в региональный навигатор необходимо пройти процедуру конкурсного отбора, осуществляемого на основе следующих критериев:

  • актуальность для решения проблем региональной системы дошкольного образования, в том числе по таким направлениям, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие;
  • новизна содержания, учитывающая социальную ситуацию развития ребенка; обоснованность использования форм и методов работы;
  • эффективность образовательной деятельности, организация взаимодействия с родителями воспитанников;
  • результативность представленной программы;
  • кадровые ресурсы для реализации программы.

Определены балльные показатели: 0 баллов — представлено недостаточно; 1—3 — в основном достаточно; 4—5 баллов — достаточно.

По итогам конкурса парциальные образовательные программы для реализации в образовательном процессе ДОО региона отбираются по направлениям:

  • парциальные образовательные программы для организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста;
  • парциальные образовательные программы для организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
  • парциальные образовательные программы для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Распространение парциальных образовательных программ. Для координации деятельности по распространению парциальных программ, включенных в региональный навигатор, создается областная педагогическая гостиная, в рамках которой организованы обучающие семинары, открытые показы образовательной деятельности, мастер-классы, стажировки на базе ДОО.

  • Опубликована в журнале:Управление ДОУ №1/2017

Источник: www.sfera-podpiska.ru

Андрей Русаков: Антология дошкольного образования. Навигатор образовательных программ дошкольного образования

Аннотация к книге «Антология дошкольного образования. Навигатор образовательных программ дошкольного образования»

«Антология дошкольного образования» — уникальный проект научно-методического сопровождения внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), реализуемый под научным руководством академика РАО А.Г. Асмолова при научно-методической поддержке ФГАУ «ФИРО». Проект объединяет усилия ведущих разработчиков современных образовательных программ дошкольного образования, разработчиков учебных и методических пособий для дошкольных организаций.
Навигатор проектов образовательных программ открывает книжную серию и предоставляет читателям возможность из первых рук — от авторов — получить самую актуальную информацию о новых или обновленных образовательных программах дошкольного образования.
В данный сборник включен обзор программ «Детский сад — Дом радости», «Детство», «Детский сад по системе Монтессори», «Вдохновение», «Истоки», «Тропинки», «Радуга», «От рождения до школы», «Успех», «ОткрытиЯ», «Миры детства», а также других комплексных.

«Антология дошкольного образования» — уникальный проект научно-методического сопровождения внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), реализуемый под научным руководством академика РАО А.Г. Асмолова при научно-методической поддержке ФГАУ «ФИРО». Проект объединяет усилия ведущих разработчиков современных образовательных программ дошкольного образования, разработчиков учебных и методических пособий для дошкольных организаций.
Навигатор проектов образовательных программ открывает книжную серию и предоставляет читателям возможность из первых рук — от авторов — получить самую актуальную информацию о новых или обновленных образовательных программах дошкольного образования.
В данный сборник включен обзор программ «Детский сад — Дом радости», «Детство», «Детский сад по системе Монтессори», «Вдохновение», «Истоки», «Тропинки», «Радуга», «От рождения до школы», «Успех», «ОткрытиЯ», «Миры детства», а также других комплексных программ, отвечающих требованиям ФГОС ДО.
Издание предназначено для руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогов, родителей, а также для всех, кто заинтересован в успешном развитии ребенка.

Источник: www.labirint.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru