Менеджер должен ясно представлять себе характер деятельности своей организации на сегодняшний день и в будущем, а также продумать долгосрочную концепцию развития организации на 5-10 лет. Именно, то, что видится менеджеру относительно места своей организации на рынке, а также долгосрочного курса ее развития, и является стратегическим видением.
На стратегическом видении базируется миссия организации и стратегические цели.
Миссия – это обобщенная формулировка главной цели, фундаментальная причина ее присутствия в данном бизнесе.
Четкое видение определяет правила, по которым организация должна действовать в каждое время. Если предприниматель хочет, чтобы его бизнес был успешным, стратегическое видение для него – не роскошь, а необходимость. Так как ни одна организация не может двигаться вперед, не имея четкого представления о том, куда она идет и чего хочет достичь.
В связи с этим, высшее руководство организации должно тщательно разрабатывать стратегическое видение, отражающее желательное состояние организации в будущем, идеальное представление об этом будущем или мечту.
Коучинг в государственных организациях: миссия выполнима.
Стратегическое видение – это перспективный взгляд на развитие организации. Оно обозначает пункт назначения для всех заинтересованных групп в сотрудничестве с ней.
Разработка видения представляет первый шаг к разработке стратегического плана организации (рис. 3.).
Рис. 3. Видение, миссия, цели
Миссия любой стратегии организации отражает ее главное, важнейшее намерение. Формулировка миссии определяет, почему организация действует в конкретной бизнес-среде.
По мнению Акоффа, хорошая формулировка миссии должна обладать пятью основными характеристиками:
· давать определение бизнесу, в котором фирма желает действовать;
· дифференцировать фирму от ее соперников, подчеркивать ее уникальность;
· создавать основу для формирования целей;
· воодушевлять и мотивировать;
· быть приемлемой (подходящей) для всех заинтересованных лиц внутри фирмы и за ее пределами [10].
Формулировка миссии состоит из пяти элементов. В ней должны находить отражение следующие значимые составляющие:
1) рассуждение о природе бизнеса, которым занимается организация;
2) учет реакции на миссию со стороны потребителей, а не самой организации;
3) базовые ценности и убеждения организации;
4) элемент устойчивого конкурентного преимущества;
5) обобщение основных причин выбора данного конкретного подхода к бизнесу и клиентам.
Миссия должна дифференцировать организацию, указать на ее персональные особенности, отличающие ее от всех существующих и потенциальных конкурентов.
Задача миссии – стимулировать и вдохновлять сотрудников организации, порождать мотивацию и деловую активность.
Для правильного определения бизнеса организации стратеги должны найти ответы на три главных вопроса:
1) Какие потребности клиентов намеревается удовлетворить наш бизнес?
2) Какие группы потребителей составят целевой рынок?
КТО УПРАВЛЯЕТ МИРОМ? Почему НЕНАВИДЯТ евреев. ИУДАИЗМ — секрет УСПЕХА?
3) Какие технологии используются для удовлетворения потребителей?
Диверсифицированные организации формируют свою миссию и определяют сферу деятельности в более общем или широком виде, чем узкоспециализированные организации.
Особое место в процессе стратегического менеджмента отводится формированию миссии для ключевых функциональных отделов. (НИОКР, маркетинг, финансы и др.).
Каждый отдел, сформировавший свою миссию, получает дополнительный выигрыш от согласованных целеустановок организации, определяющих вклад отдельного подразделения в реализацию ее миссии, а также сферу деятельности и направление движения.
Предполагается, что миссия выполняет три важных роли:
Ø определяет направление движения бизнеса;
Ø служит для убеждения в оправданности ее бизнеса тех, кто присоединяется к кругу заинтересованных лиц;
Ø играет важную роль в вовлечении всех сотрудников организации в атмосферу общих ожиданий, служит мощным мотиватором.
Формулировка миссии не является вечной. Она претерпевает изменения с учетом происходящих перемен в окружающей среде.
В то же время в мировой практике ведения бизнеса существуют примеры явного «долголетия» миссии. В 1946 году со стартовым капиталом в 500 долларов была основана компания «Сони» [11]. Безусловным лидером и одним из основателей компании Ибука в том же 1946 году в общих чертах было сформулировано предназначение «Сони», которая «должна была стать новатором, мозговым трестом», оригинальным способом производящим новейшие техноёмкие товары. В соответствии с этим предназначением в течение многих десятилетий выстраивались приоритеты и стратегия компании. Основными ресурсами компании считались: сотрудники, исследования, маркетинг.
К сожалению, российский бизнес слишком молод, для приведения подобных примеров из практики нашей страны.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Научная электронная библиотека
Отправным моментом стратегического планирования является определение видения и миссии организации.
В современной научной литературе существует множество определений понятия видения. Наиболее полным, по-нашему мнению, является следующее: Видение – это руководящая философия организации, обоснование существования фирмы, не сама цель, а скорее, чувство основной цели фирмы. То есть видение – это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Видение определяет уровень притязаний в процессе стратегического планирования [40].
Факторы, влияющие на формирование видения, приведены в табл. 2.2. Формирования видения начинается с создания образа существующей организации и его описания. Затем эксперты создают образ желаемого будущего состояния организации и после составления описания указанного образа определяют разрыв между желаемым будущим и настоящим состоянием организации.
Таблица 2.2
Сущность, назначение и требования, предъявляемые к видению
– образ, к которому стремится организация, но достичь не может
– не сама цель, а скорее, ощущение основной цели
– обоснование того, какой организация должна быть при самых благоприятных условиях
– объединение индивидуальных идеалов менеджеров и собственников организации
– мотивирует к достижению определенных результатов
– объединяет деятельность многих в одном направлении
– помогает выработать критерии достижения целей
– создает эталоны ценностей
Видение должно
выражать
– мысленное путешествие от известного к неизвестному
– взгляд на организацию с высоты птичьего полета
– значительные качественные улучшения
Составлено по: [26].
В качестве примера приведем видение одной из известных компаний, которое было сформулировано её персоналом в результате обсуждения с командой управления: зрелая, сплоченная и системная организация, которая чутко реагирует на источники развития; корпоративная культура большинства работников ориентирована на развитие организации; от угроз со стороны внешней среды организацию защищает вышестоящая структура, и она же является источником поглощения результатов развития организации [26].
Видение определяет миссию организации – это основная, генеральная цель, цель существования организации, которая должна быть достигнута в плановом периоде [40]. Миссия является более конкретным ориентиром, чем видение. Она должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее выполнение требовало напряжения сил организации, было связано с определенным риском деятельности. Срок выполнения миссии должен быть обозримым для того, чтобы персонал предприятия мог наблюдать результаты ее реализации.
Факторы, влияющие на формирование миссии, приведены в табл. 2.3. Последовательность шагов, позволяющих сформулировать миссию организации, заключается в определении внешней и внутренней направленности организации.
Миссия может быть сформулирована как в виде одной фразы, так и в виде многостраничного программного заявления руководства компании, в котором отражаются все аспекты согласования интересов различных групп и основные характеристики компании.
Примеры миссий различных компаний представлены в табл. 2.4.
Перейти от общей формулировки миссии к конкретным планам работы помогает определение конкретных целей организации. Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации в будущем, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Установление целей переводит стратегическое видение и направление развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы. Цели являются обязательством управленческого аппарата добиться определенных результатов в установленное время. Виды целей представлены в табл. 2.5.
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня – дерево целей. Дерево целей позволяет сформировать сложную и объемную систему целей менеджмента организации (стратегических, долгосрочных, краткосрочных и т.д.). Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево. Здесь цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный интервал достижения. Цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.
Таблица 2.3
Сущность, назначение и требования, предъявляемые к миссии
Миссия (основополагающая цель существования организации)
Миссия
вовне
отражает
– отличие от других организаций
– наименование того продукта, который организация предлагает внешней среде
– впечатление, которое организация хочет произвести во внешней среде
Миссия
вовнутрь
вовне
отражает
– собственное представление о себе
– социокультурные ценности, принятые в организации
– формирует имидж организации
– ориентирует вектор интересов сотрудников в одном направлении
– идентифицирует организацию во внешней среде
– помогает работникам идентифицировать себя в организации
– устанавливает особую социокультурную среду в организации
– отражать специфику организации
– отражать интересы субъектов целеполагания
– отражать пути осуществления миссии
– восприятие не должно вызывать затруднений и различных толкований
Составлено по: [26].
Высший уровень дерева-целей определяет глобальную цель (миссию организации) формирования, функционирования и развития организации, к эффективному достижению которой стремится организация в целом. Для достижения глобальной цели перед системой управления организацией необходимо поставить ряд целей по основным стратегическим направлениям.
Таблица 2.4
Примеры формулировок миссий
Распространение знаний с помощью документов
Быть лучшей Цифровой Компанией
Центр управленческого консультирования «РЕШЕНИЕ»
Миссией нашей компании является оказание помощи руководителям и сотрудникам российских предприятий в принятии и реализации решений, направленных на совершенствование систем управления предприятиями, и создании условий для их долгосрочного успешного развития
Защита благосостояния граждан России путем предоставления доступных и отвечающих их потребностям страховых продуктов
Ежедневное удовлетворение потребностей населения Дальнего Востока России в высококачественных мясных продуктах широкого ассортимента
Таблица 2.5
Классификация целей организации
Источник: monographies.ru