разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)
составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (Славгород)
Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.
Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (Славгород)
Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.
1. Цели освоения дисциплины
Реализация основной профессиональной образовательной программы, предполагает командное выполнение проектов полного жизненного цикла. Задачи дисциплины • Рассмотреть основы проектирования в туризме, принципы организации и реализации стратегий и программ для разных типов туристских продуктов, соответствующих запросам потребителей; • Сформировать навыки создание проектов бизнес-процессов в туризме, разработки бизнес-планов туристских предприятий и организаций различных по направлению деятельности и масштабам; . Рассмотреть принципы разработки проектов территориальных туристско-рекреационных систем, их формы, модели, приницпы функционирования. • Раскрыть технологию диагностирования выявления различных типов проблемных ситуаций в туристской индустрии, разработки мер по их предупреждению и преодолению, планированию и осуществлению контроля за реализацией проекта. • Обеспечить обучающихся навыками анализа эффективности разрабатываемых и применяемых программ, способностью применения современных методов при решении конкретных проблем развития туриндустрии в регионе. |
Основы организации рекреационной деятельности и лечебного туризма
2. Место дисциплины в структуре ООП
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1 |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ПК-2: Способен разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на развитие туристкой организации | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
Знать: | |
— теоретические основы и основные принципы проектирования, — организации и реализации стратегий и программ для разных типов туристских продуктов, соответствующих запросам потребителей; |
18.06. Развитие экотуризма. Всероссийский конкурс. Первый установочный вебинар
Раздел 1. Теоретические, методологические и методические основы проектирования туристско-рекреационной деятельности | ||||||
1.1. | Разработка туристско-рекреационного проекта | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л2.2, Л2.1 | |
1.2. | Разработка туристско-рекреационного проекта | Сам. работа | 5 | 30 | Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л2.2, Л2.1 | |
1.3. | Сущность и методология туристско-рекреационного проектирования | Лекции | 5 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 2. Проектирование биснес-продукта в туризме | ||||||
2.1. | Туристские бизнес-продукты, их виды и формы | Лекции | 5 | 1 | Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1 | |
2.2. | Проектирование бизнес-продукта в туризме | Практические | 5 | 2 | Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1 | |
2.3. | Создание проекта бизнес-продукта | Сам. работа | 5 | 30 | Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 3. Проектирование бизнес-процессов в туризме | ||||||
3.1. | Бизне-план. Виды, цели, принципы построения | Лекции | 5 | 1 | Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1 | |
3.2. | Бизнес-планирование в туризме | Практические | 5 | 2 | Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1 | |
3.3. | Создание бизнес-плана туристской организации | Сам. работа | 5 | 30 | Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 4. Проектирование территориальных туристско-рекреационных систем | ||||||
4.1. | Виды и формы туристско-рекреационных территориальных систем. Принципы их проекьтирования | Лекции | 5 | 1 | Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1 | |
4.2. | Нормативно-правоввые и организационные принципы проектирования территориальных туристско-рекреационных систем | Практические | 5 | 4 | Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1 | |
4.3. | Проектирование территориальных туристско-рекреационных систем | Сам. работа | 5 | 33 | Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 5. Мониторинг и управление проектами в туризме | ||||||
5.1. | Управления туристско-рекреационным проектом | Лекции | 5 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л2.2, Л2.1 | |
5.2. | Туристско-рекреационное проектирование в системе региональной туристской политики | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л2.2, Л2.1 | |
5.3. | Стратегии финансирования туристско-рекреационных проектов и программ | Сам. работа | 5 | 30 | Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л2.2, Л2.1 |
5. Фонд оценочных средств
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
№5 (Филиал АГУ в г.Славгороде) | Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 100 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра; переносной ноутбук; проектор; переносной экран |
№3 (Филиал АГУ в г.Славгороде) | Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 48 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра; переносной ноутбук; проектор; переносной экран |
№10а (Филиал АГУ в г.Славгороде) | Помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 25 посадочных мест; переносные ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ЭИОС (по запросу) |
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Программа курса «Проектирование туристско-рекреационной деятельности» включает в себя работу по освоению теоретических основ проектной деятельсноти в сфере организации туристско-рекреационной деятельности — Раздел 1. В данной части необходимо, используя учебно-методическую литературу познакомиться и освоить понятия курса, характеристики процессво и явлений в сфере туризма по отношению к которым используются проектные инструменты. Понятие проекта, формы и методы проектирования. Раздел 2 предполагает практикоориентированную работу по освоению навыков проектирования бизнес-продукта в туризме. Заканчивается эта работа созданием учебного проекта бизнес-прордукта. Раздел 3 предполагает изучение методов бизнес-планирования и применение их к сфере туризма. В практической части необходимо составить учебный бизнес-план Раздел 4 — знакомство с основами проектирования пространственных туристско-рекреацилонных систем, условий их функционирования. Раздел 5 представляет собой изучение теоретического материала по реализации проектов, их мониторингу, управлению и завершению проектов. В процессе изучения материала рекомендуется использовать как учебно-методический материал, так и информацию о реально существующих проектах. На семинарских занятиях создается возможность обмена опытом освоения инструментария проектирования, что обладает уникальными свойствами обогащения совокупного опыта. В университете и за его пределами существует ряд инстутутов по поддржанию проектной деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, которые предоставляют возможность для проверки качества выполняемых в учебном процессе работ, использование этих площадок повышает эффективность учебной деятельности и является условием подтвержения высокого уровня результативности в освоении программы курса. |
Источник: www.asu.ru
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 143.64 Kb.
Вопрос 3. Функции туристско-рекреационных проектов
Проектирование в туризме имеет следующие функции:
— постановка задач на основе информационного обеспечения, связанных с целями, ресурсами, сроками и условиями проведения тура;
— подготовка рациональных и экономически обоснованных решений на основе расчетов и обоснованных прогнозов, учитывающих благоприятные и неблагоприятные тенденции и условия;
— координация деятельности всех участников процесса.
В процесс проектирования входит информация о возможной реализации турпродукта, выделяемых ресурсах, принимаемых решениях, возникающих идеях и гипотезах, а также моделях и схемах, заимствованных со стороны.
Ключевую роль в разработке рекреационного проекта играет всесторонний, комплексный, системный, объективный анализ рекреационных ресурсов территории проекта.
Рекреационные ресурсы — природные и культурно-исторические комплексы и их элементы, способствующие восстановлению и развитию физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья, которые при современной и перспективной структуре рекреационных потребностей и технико-экономических возможностях используются для прямого и косвенного потребления и производства курортных и туристских услуг.
К рекреационным ресурсам относятся два типа ресурсов: природные и антропогенные.
Природные рекреационные ресурсы это территориальное сочетание природных компонентов с функциональной, временной и территориальной комфортностью рекреационной деятельности.
Рекреационные ресурсы в рекреационном хозяйстве выступают как условия рекреационной деятельности. Для того чтобы природные условия стали природными ресурсами, необходимы затраты общественного труда на их изучение, оценку и подготовку и доведение их до степени технологичности, необходимой для прямого использования в рекреационном хозяйстве.
Характеристика рекреационных ресурсов с экономической точки зрения
Туристско-рекреационные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях и условно подразделяются на две группы: природные и инфраструктурные. Динамичное развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов (без наличия коммуникаций, средств связи, памятников культуры, искусства и др.) туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен. При этом, несмотря на свою социально-гуманную роль, туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба от воздействия индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет: экологического просвещения, ограничения туристско-рекреационной нагрузки на природные ресурсы, налогового регулирования.
В.деятельность.
2.Допишите недостающие элементы: «Проектная деятельность содержит»:
В.выбор средств ее достижения; ,
3.Целью проектной деятельности является:
А.обучение планированию (организатор туризма должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
Б.понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе);
В.умение составлять письменный отчет (организатор туризма должен уметь составлять план работы, презентовать информацию четко, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).
4. Принцип проблемности проектной деятельности предполагает:
А.что проект строится не по логике учебного предмета, а по логике профессиональной деятельности, имеющей личностный смысл;
Б. максимальную самостоятельность обучающихся на всех этапах проекта;
В.в основе содержания профессионального образования находится проблема, которую студенты решают в ходе самостоятельной исследовательской деятельности.
5.К важным факторам проектной деятельности относятся:
А.повышение мотивации студентов при решении задач;
Б.развитие творческих способностей;
В.смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
Г.формирование чувства ответственности;
6.Основным принципом проектной деятельности является:
Д.самостоятельность.
7.Кто стал основоположником метода проектов?
В.У.Х. Килпатрик.
8.Деятельность, направленная на «промысливание того, что должно быть», — это:
А.предварительный текст какого-либо документа;
В.проектирование.
9.Метод проектов возник в начале XX в. в данной стране:
10.Самостоятельная деятельность студентов — индивидуальная, парная, групповая, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени, — это:
В. «мозговой штурм».
11.Специфическая технология, представляющая собой конструктивную творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей, — это:
В.программирование.
12.Технология проектов оказывает существенное влияние на развитие следующих универсальных компетенций:
А.исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
Б.организационные (проектировать процесс, планировать деятельность — время, ресурсы, принимать решение, распределять обязанности при выполнении коллективного дела);
В.информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достает);
Г.презентационных (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
Д.все верно.
13.Программа — это:
А.развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив;
Б. форма конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории.
14.Предметно-содержательная область деятельности проектирования включает:
А.исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
Б.непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);
В.монопроект (в рамках одной области знания);
Г.межпредметный проект.
15.Первым элементом в структуре проекта является:
А.продумывание возможных вариантов проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики;
Б.выбор темы проекта, его типа, количества участников;
В.самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
16.Проектирование – это построение . создаваемой системы
Е.метода
17.Проект — это скорее .
Д.способ достижения цели
Е.нет правильного ответа
18.Деятельность, базирующаяся на проблемной организации мышления.
Е.прогнозирование
19.Действие, организованное посредством решения задач по имеющимся прототипам и аналогам
Е.техническое проектирование
20.Определение проектной идеи, это:
А.заключительный этап процесса проектирования
Б.начальный этап процесса проектирования
В.этап формирование стратегии
Г.основа гуманитарного проектирования
Е. цель турпроектирования
21.Отдельная территориальная единица, основанная на общности природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, объединенная общей туристской инфраструктурой и воспринимаемая в качестве целостного объекта
Б. туристский регион в. курортная местность
В.туристско-рекреационная зона
22.Устойчивое направление туристских путешествий, туристско-рекреационная территория
Г.брендовый маршрут
23.Маркетинг территорий – это
А.эффективное продвижение и использование конкурентных преимуществ территории б. планирование и развитие конкурентоспособности территории в. формирование программы доходов территорий от туризма
Б.согласованное планирование работы субъектов и инфраструктуры территории
24.Стратегия, направленная на достижение преимуществ территории за счет повышения известности гуманизирующих культурных ценностей, событий
В.маркетинг социальных общностей г. маркетинг территории
25.Совокупность туристских ресурсов и развитая туристская инфраструктура, определяющие привлекательность данной местности для туристов и рекреантов
А.потенциал б. бренд
В.кластер
26.Совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, готовых для создания туристского продукта
А.объекты туристского интереса б. инфраструктура туризма
Б.элементарные рекреационные занятия г. туристские ресурсы
27. Предпосылки развития туризма в регионе
А.реализация региональных программ развития туризма
Б.наличие культурно-исторических достопримечательностей в. повышение платежеспособности населения
В.проведение научных исследований по туристскому районированию
28. Современные тенденции в туризме
А.путешествия становятся короче по времени, но дальше по расстоянию б. предложения «все включено» преобладают
Б.событийные туры обладают потенциалом к быстрой коммерциализации г. растут продажи пляжных туров
29. В прогнозировании развития туризма территории применяется
Г. ретроспективный подход
30. Сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных предприятий, специализированных поставщиков услуг, а также связанных с их деятельностью некоммерческих организаций и учреждений, конкурирующих, но вместе с тем и взаимодополняющих друг друга.
Г.кадастр
Ключи к тестам:
1-В, 2- ПОИСК ИНФОРМАЦИИ, АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА ВЫВОД;3- Б, 4-В, 5-Д,В; 6-В, 7-В, 8- В, 9- Б,В, 10-Б, 11- А, 12-Д, 13- А, 14-В, 15-Б. 16-В, 17-А, 18. – Г, 19-Е, 20-Б,21-Б, 22- А, 23- А,Б,В, 24- А ,25. А, 26-В,27-А, 28-Б, 29- А.Б.В, 30- А,Б
7.Перечень вопросов к экзамену
8.Перечень тем рефератов и докладов
1. Теоретические аспекты туристско-рекреационного проектирования.
2. Туризм и туристская деятельность как объект проектирования: ключевые элементы.
3. Территориальный аспект туристского проектирования: пространственные модели развития туризма.
4. Проектирование туристского пространства, особенности проектирования отдельных типов туристского пространства.
5. Проектирование туристской (рекреационной) деятельности на международном уровне: передовой опыт.
6. Проектирование туристской (рекреационной) деятельности на национальном уровне: передовой опыт.
7. Проектирование туристской (рекреационной) деятельности на местном уровне: передовой опыт.
8. Современный рынок туристских и рекреационных услуг: основы анализа
9. Кризисные явления в мировой экономике и их влияние на развитие туристской деятельности.
10. Емкость рынка туристских (рекреационных) услуг: основы анализа.
11. Комплексный междисциплинарный подход к разработке туристского продукта: методические и практические подходы к проектированию.
12. Туристский спрос и туристское предложение: основы анализа и прогнозирования.
13. Туристское предложение — основа формирования эффективной товарной стратегии туристского предприятия.
14. Цена туристских продуктов и услуг в системе проектирования туристского предложения.
15. Проектирование цены на туристские продукты и услуги на основе применения различных методов ценообразования.
16. Проектирование дисконтной стратегии и политики туристского предприятия.
17. Каналы сбыта и продвижения туристских продуктов и услуг, основы и особенности проектирования.
18. Создание производственно сбытовой системы туристских продуктов и услуг.
19. Проектирование эффективной системы управления распределением в туризме.
20. Электронные каналы сбыта: особенности проектирования.
21. Сайт туристской компании как основной инструмент продаж: особенности проектирования.
22. Туристское предприятие как объект проектирования: проектирование основных показателей деятельности.
23. Проектирование бизнес-процессов туристского предприятия (компании, фирмы).
24. Проектирование организационной структуры туристского предприятия (компании, фирмы).
25. Бизнес-план как инструмент проектирования деятельности туристского предприятия (компании, фирмы).
Источник: topuch.com
Технологии проектирования туристско-рекреационных программ (туров)
Деятельность туроператора по формированию, продвижению и реализации туров называют туроперейтингом. Он состоит из сочетания циклических работ, связанных с разработкой и реализацией каждого конкретного тура. Приблизительно цикл работ оператора можно разбить на следующие этапы:
1. Турпроектирование (основывается на результатах маркетингового исследования потребностей туристического рынка и исследования конкурентной среды).
2. Турпланирование (основывается на специфике взаимоотношений оператора и поставщиков туристических услуг).
3. Продвижение тура.
4. Сбыт турпродукта (непосредственно клиентам, либо через агентскую сеть).
5. Реализация тура (организация поездки и оказания входящих в турпакет туристических услуг).
Особенности современного этапа развития отдельных видов туризма в России и за рубежом дают возможность характеризовать их как инновационную деятельность. В отношении туристской деятельности сфера инноваций может включать перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации.
Под инновационной деятельностью понимается комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. Инновационное развитие каждой страны есть необходимое требование времени. Инновационный потенциал разных стран неодинаков, он определяется интеллектуальным, образовательным, экономическим, научно-техническим, духовным, нравственным и творческим потенциалом общества. Инновационная успешность зависит, в том числе, от доли затрат на финансирование научно-исследовательских расходов в валовом национальном продукте, от уровня развития науки и качества образования населения.
Инновационная активность является необходимым условием научного и экономического роста государства, гарантией положительной динамики показателя качества жизни. Инновацией в сфере туризма чаще становиться новый туристский продукт, новое явление или действие на туристском рынке, которое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потребности и одновременно принести доход организатору. Деятельность, направленная на создание и внедрение новшеств, может считаться инновационной, при условии, если в нее привносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе. Поэтому разработчикам инновационного туристского продукта следует учитывать возможность проявления всех факторов, способных повлиять на эффективность разработки. Для этого необходимо оценить:
— кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры);
— ресурсы и условия (научно-технические, технологические, финансовые),
— среду (законодательную и нормативную базы, политическую и экономическую стабильность, уровень социально-культурного развития);
— рыночную конъюнктуру и конкуренцию (на внутреннем и внешних рынках).
Постоянные и динамичные изменения, происходящие в образовательной сфере деятельности, являются побудителями инноваций в туризме. Целями нововведений — внедрение технологических инноваций или продуктов. По характеру удовлетворяемых потребностей к инновациям можно отнести нововведения, создающие новые потребности и развивающие существующие. В области туризма инновации могут быть обусловлены:
— усовершенствованием или созданием в ходе путешествия продуктов, услуг и методов, оборудования, технологий, изменяющих или существенно улучшающих эффективность туристско-рекреационной деятельности;
— необходимостью соответствия изменениям в социальной структуре для повышения социального статуса личности работника туристско-рекреационной сферы деятельности, стремлением достижения оптимального соотношения личных и общественных интересов;
— проводимой модификацией сложившейся системы организации рекреации и туризма.
На развитие инновационной деятельности туристских компаний оказывают влияние следующие факторы:
— экономические и технологические (отсутствие достаточных средств для финансирования, слабость материально-технической базы, устаревшая технология);
— политические, правовые (политическая нестабильность, криминогенная обстановка, ограничения, вводимые законодательным путем);
— организационно-управленческие (излишняя централизация, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов, преобладание вертикальных потоков информации);
— социально-психологические и культурные (сопротивление новшествам, всему новому, что поступает извне, боязнь неопределенности).
Все эти факторы зависят от состояния внешней и внутренней среды, анализ которой при организации инновационной деятельности в туристской компании должен быть постоянно в центре внимания.
При анализе состояния внешней среды особое внимание следует обращать на факторы, которые непосредственно влияют на внедрение инноваций. Это:
— общая экономическая ситуация, под воздействием которой формируются покупательский спрос и платежеспособность населения;
— действия исполнительных органов власти по поддержке развития туризма, требования законодательного и регулирующего характера как общегосударственного, так и регионального значения, касающиеся туризма;
интенсивность и масштаб конкуренции;
— состояние коммуникационных сетей (возможности использования Интернета, других альтернативных способов связи);
— возможность применения новых технологий при организации поездок (глобальные системы бронирования субъектами туристского рынка, число компаний, применяющих новые технологии, особенно в регионах);
— период времени, требующийся для продвижения новинок компьютерных технологий и новых предложений на региональных рынках.
Кроме факторов внешней среды, сдерживающих инновационные процессы в развитии туристского бизнеса, многое зависит от внутренней среды. Это:
— политика и стратегия туристской компании;
— наличие в коллективе работника-инициатора;
— безоговорочная поддержка инновационных идей со стороны руководства;
— всемерное содействие экспериментам на всех уровнях и во всех подразделениях туристской компании;
— использование мотивационных систем, включающих различные формы поощрения творческой и инновационной деятельности;
— наличие специализированного подразделения по реализации новшеств;
— необходимый уровень финансовых возможностей;
— развитые коммуникационные системы;
— организационно-техническая готовность к реализации новшества.
Туристский проект — это порядок определения целей и задач для создания или внедрения отдельного туристского продукта. Управление проекционной деятельностью представляет собой систему взаимосвязанных действий, обусловленных сроками, ресурсами, исполнителями и направленных на достижение конкретных целей.
Процесс создания и реализации проекта включает организационные, производственные, технологические, коммерческие и другие мероприятия, приводящие к внедрению туристского продукта. Т.е. туристский проект можно определить как комплекс взаимосвязанных видов деятельности, обеспечивающий эффективное достижение конкретной цели, согласованных по ресурсам, срокам и документально оформленных. Таким образом, проектирование заключается в разработке основных направлений деятельности в соответствии с намеченной стратегией развития, ресурсными возможностями и имеющимся спросом. Это система расчетов, определение размера инвестиций и подготовка решений, необходимых для решения заявленных задач. Проектирование базируется на проведении систематических исследований состояния туристского рынка, сборе и анализе многочисленных данных, охватывающих экономические, политические, демографические и другие аспекты.
Проектирование в туристской индустрии входит в сложную структуру комплексного планирования, состоящую из различных по уровню целям и содержанию планов. Его осуществляют по целям (стратегическое или оперативное), предмету (производство, сбыт, финансы, персонал), уровням (организация, подразделение, программа, отдельный исполнитель), содержанию (технико-экономическое, продуктовое, календарное) и периодам (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное). Проектирование в туризме имеет следующие функции:
— постановка задач на основе информационного обеспечения о целях, ресурсах, сроках и условиях проведения путешествия;
— подготовка рациональных и экономически обоснованных решений на основе расчетов и обоснованных прогнозов, учитывающих благоприятные и неблагоприятные тенденции и условия;
— координация деятельности всех участников процесса.
Проектировщик должен также изучить направления приоритетных туристских потоков с оценкой возможных социально-экономических последствий развития туризма. Следует рассмотреть возможный сценарий развития региона и таких его составляющих как туристские центры; определить ведущие группы туристских ресурсов; охарактеризовать отрасли смежные с туристской (торговля, бытовое, медицинское обслуживание); оценить образовательные, спортивные, культурно-досуговые и концертно-зрелищные учреждения и организации. Для оценки реализации следует выявить туристскую специализацию района проектируемого путешествия, его место на российском и международном туристских рынках, установить место профиля проектируемой поездки среди других приоритетных видов туризма, определяющих туристскую уникальность дестинации.
Проектирование туристского продукта производится в соответствии с Государственным Стандартом «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» (ГОСТ Р 50681-94), который, предусматривает согласование возможностей этого туристского предприятия с запросами туристов.
Технологический процесс проектирования туристского продукта включает два этапа — планирование и формирование этого продукта. В результате создаётся проектная документация, которая должна содержать:
— описание процессов, форм и методов обслуживания туристов;
— характеристики процессов обслуживания туристов;
— требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;
— необходимое количество персонала и уровень его профессиональной подготовки;
— договорное обеспечение обслуживания;
— гарантии обслуживания туристов;
— согласования с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора и др.
— технологическая карта туристского путешествия по маршруту (приложение А к ГОСТ Р 50681-94);
— график загрузки туристского предприятия группами туристов на определенное время (приложение Б к ГОСТ Р 50681-94);
— информационный листок к путевке туристского путешествия (приложение В к ГОСТ Р 50681-94);
— бланки туристской путевки типовой формы — документа строгой отчётности;
— бланки договора о реализации туристского продукта с туристами в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»);
— договоры с поставщиками услуг — гостиницами, транспортными компаниями, экскурсионными бюро и т. д.;
— калькуляция или расчет стоимости туристского путешествия;
— график движения по маршруту;
— текст путевой информации (для автобусных туров);
— описание технологических особенностей маршрута (памятка о сроках подачи заявок, заказов на транспорт, билеты, экскурсии и на бронирование в гостиничных предприятиях, предприятиях питания; бланки заявок; графики движения транспорта по маршруту; возможные пересадки, ожидания и пр.);
— тексты памяток для туристов (в особых случаях, например для загранпоездок в карантинные страны, для специализированных спортивных или приключенческих туров по снаряжению и т. д.);
— справочные материалы по маршруту;
— варианты рекламных проспектов и буклетов;
При организации автобусных туров заполняется «Паспорт автобусного маршрута» (в зарубежном варианте — «Листы поездки»), утвержденный Министерством транспорта России, отражающий не только схему маршрута и технологию обслуживания, но и технические данные автобуса, километраж и особенности автодорог, запреты и ограничения автодорожного движения, придорожные пункты отдыха и питания, санитарные стоянки и т. д.
Планирование туристского путешествия осуществляется с помощью следующих технологических операций.
1. Исследование потребностей и платежеспособного спроса населения на виды и формы туристских путешествий в конкретном районе.
2. Анализ возможностей использования туристских условий и ресурсов дестинации для образовательных целей.
3. Формирование базы данных туристских путешествий в зависимости от мотивации и материальных возможностей потенциальных туристов.
4. Составление краткого описания туристское путешествие, состоящего из набора требований, выявленных в результате изучения рынка услуг, согласованных с заказчиком, и учитывающих возможности исполнителя услуг.
5. Разработка проекта программы обслуживания, включающей маршрут путешествия, перечень туристских предприятий, участвующих в исполнении туристской услуги, графика и форм планируемых этапов, перечня экскурсий, походов, прогулок, описания комплекса рекреационно-развлекательных и рекреационно-спортивных мероприятий, расчета продолжительности пребывания в каждом пункте маршрута, указания видов транспорта для внутри маршрутных перевозок.
6. Предварительная калькуляция и экономическое обоснование конкурентоспособности планируемой услуги «образовательное путешествие».
Туристское проектирование позволяет разработать непосредственно тур- сопоставленную по времени, месту, последовательности, качеству и стоимости совокупность туристических услуг различных предприятий туристской индустрии, готовый к продвижению его на туристском рынке. Тур выражается в турпакет, как виде услуги, отвечающий следующим требованиям:
— обоснованность (турпакет отвечает определенным целям тура: отдых, развлечение, обучение и т. д.);
— надежность и безопасность (тур должен быть составлен так, чтобы туристам предоставлялось время на сон, отдых, питание, восстановление жизненных сил, а также, чтобы его реализация не была сопряжена с опасностью для жизни, здоровью, имуществу туристов);
— целостность (турпакет должен быть сформирован таким образом, чтобы в ходе его реализации не возникали незапланированные нестыковки в оказании туристских услуг);
— простота в эксплуатации (ясность и максимальная полнота информации о планируемом туре, несложность процедур в бронировании и реализации тура);
— гибкость и способность к модификации (чем больше перспектив для модификации турпакета — расширение отельной базы, перечня предлагаемых экскурсий, возможности питания и дополнительных услуг туристам, — тем меньше возможность быстрого морального устаревания тура и вытеснения его с рынка конкурентными предложениями);
— привлекательность (тур должен удовлетворять потребности определенного круга потребителей — фокус-группы).
Турпланирование проходит в несколько этапов:
— определение схемы работы туроператора при организации планируемого тура;
-идентификация поставщиков туристических услуг, задействованных в турпакете и оформление договорной базы тура;
— ценообразование тура на основании рыночной позиции тура и ценовых предложений поставщиков туристических услуг.
Разработчику следует учитывать, что предоставляемые туристские услуги должны соответствовать следующим основным требованиям, предусматривающим как дополнительные удобства для туристов, так и обеспечивающие конкуретноспособность проектируемого тура.
— Соответствие назначению: туристские услуги должны соответствовать ожиданиям и мотивации туристов, которым адресуется услуга.
— Точность и своевременность исполнения: предоставляемые туристам услуги по объему, срокам и условиям обслуживания должны соответствовать требованиям, предусмотренным программой обслуживания.
— Комплексность: предоставление туристских услуг должно обеспечивать возможность получения не только основных туристских, но и дополнительных услуг (бытовых, рекреационных, связи, торговых и др.), создающих нормальные условия для жизнеобеспечения участников путешествия.
— Профессионализм работников, принимающих участие в организации и реализации путешествия: туристам должны быть гарантированы высокий уровень профильно-специальной компетенции организаторов, а также доброжелательность и коммуникабельность работников, обслуживающих путешествующих в ходе выполнения программы путешествия. Руководитель туристской группы — человек, отвечающий за качество обслуживания своим личным участием, он должен владеть полной информацией по программе обслуживания и при необходимости заменить один вид обслуживания другим.
— Комфортность: туристские услуги должны предоставляться в комфортных условиях обслуживания, созданных для туристов (техническое оснащение, удобная планировка помещений, рациональное их оборудование, и т. п.).
— Эстетичность: художественное решение территории туристского предприятия, пространственная организация маршрута, оформление интерьеров помещений для обслуживания туристов должны соответствовать требованиям пространственной и композиционной гармоничности. Внешний вид, культура речи персонала должны соответствовать общекультурным требованиям.
— Эргономичность: соотношение времени рекреации, протяженность и сложность экскурсионных маршрутов, предоставляемые туристам снаряжение и инвентарь, используемые транспортные средства, предметы оснащения тура должны соответствовать физиологическим и психологическим возможностям туристов.
При разработке проекта программы необходимо запланировать и указать методы контроля качества. Они могут быть классифицированы как визуальные (осмотр маршрутов и объектов), аналитические (анализ документации), социологические (опрос туристов, персонала) и др.
Проектирование контроля качества должно включать:
— определение ключевых моментов в процессе обслуживания, существенно влияющих на характеристики услуги;
— определение методов корректировки характеристик услуги;
— определение методов оценки контролируемых характеристик.
Результатом проведения контрольных мероприятий может стать анализ успешности проекта, направленный на выявление и своевременное устранение в нем несоответствий.
Процесс туристско-рекреационное проектирования может быть разделен на четыре этапа: предварительное исследование и определение концепции проекта, разработка тура, экспериментальная проверка новых предложений, продвижение и реализация программы.
Источник: megaobuchalka.ru