Методы и приемы подготовки заявок на финансирование туристско рекреационной программы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (Славгород)

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (Славгород)

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.
Реализация основной профессиональной образовательной программы,
предполагает командное выполнение проектов полного жизненного цикла.
Задачи дисциплины
• Рассмотреть основы проектирования в туризме, принципы организации и реализации стратегий и программ для разных типов туристских продуктов, соответствующих запросам потребителей;
• Сформировать навыки создание проектов бизнес-процессов в туризме, разработки бизнес-планов туристских предприятий и организаций различных по направлению деятельности и масштабам;
. Рассмотреть принципы разработки проектов территориальных туристско-рекреационных систем, их формы, модели, приницпы функционирования.
• Раскрыть технологию диагностирования выявления различных типов проблемных ситуаций в туристской индустрии, разработки мер по их предупреждению и преодолению, планированию и осуществлению контроля за реализацией проекта.
• Обеспечить обучающихся навыками анализа эффективности разрабатываемых и применяемых программ, способностью применения современных методов при решении конкретных проблем развития туриндустрии в регионе.

Основы организации рекреационной деятельности и лечебного туризма

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

3.1. 3.1.1.
ПК-2: Способен разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на развитие туристкой организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
— теоретические основы и основные принципы проектирования,
— организации и реализации стратегий и программ для разных типов туристских продуктов, соответствующих запросам потребителей;

18.06. Развитие экотуризма. Всероссийский конкурс. Первый установочный вебинар

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические, методологические и методические основы проектирования туристско-рекреационной деятельности
1.1. Разработка туристско-рекреационного проекта Практические 5 2 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л2.2, Л2.1
1.2. Разработка туристско-рекреационного проекта Сам. работа 5 30 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л2.2, Л2.1
1.3. Сущность и методология туристско-рекреационного проектирования Лекции 5 1 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Проектирование биснес-продукта в туризме
2.1. Туристские бизнес-продукты, их виды и формы Лекции 5 1 Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
2.2. Проектирование бизнес-продукта в туризме Практические 5 2 Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
2.3. Создание проекта бизнес-продукта Сам. работа 5 30 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Проектирование бизнес-процессов в туризме
3.1. Бизне-план. Виды, цели, принципы построения Лекции 5 1 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.2. Бизнес-планирование в туризме Практические 5 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.3. Создание бизнес-плана туристской организации Сам. работа 5 30 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Проектирование территориальных туристско-рекреационных систем
4.1. Виды и формы туристско-рекреационных территориальных систем. Принципы их проекьтирования Лекции 5 1 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
4.2. Нормативно-правоввые и организационные принципы проектирования территориальных туристско-рекреационных систем Практические 5 4 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
4.3. Проектирование территориальных туристско-рекреационных систем Сам. работа 5 33 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Мониторинг и управление проектами в туризме
5.1. Управления туристско-рекреационным проектом Лекции 5 2 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л2.2, Л2.1
5.2. Туристско-рекреационное проектирование в системе региональной туристской политики Практические 5 2 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л2.2, Л2.1
5.3. Стратегии финансирования туристско-рекреационных проектов и программ Сам. работа 5 30 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№5 (Филиал АГУ в г.Славгороде) Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 100 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра; переносной ноутбук; проектор; переносной экран
№3 (Филиал АГУ в г.Славгороде) Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 48 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра; переносной ноутбук; проектор; переносной экран
№10а (Филиал АГУ в г.Славгороде) Помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 25 посадочных мест; переносные ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ЭИОС (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса «Проектирование туристско-рекреационной деятельности» включает в себя работу по освоению теоретических основ проектной деятельсноти в сфере организации туристско-рекреационной деятельности — Раздел 1. В данной части необходимо, используя учебно-методическую литературу познакомиться и освоить понятия курса, характеристики процессво и явлений в сфере туризма по отношению к которым используются проектные инструменты. Понятие проекта, формы и методы проектирования.
Раздел 2 предполагает практикоориентированную работу по освоению навыков проектирования бизнес-продукта в туризме. Заканчивается эта работа созданием учебного проекта бизнес-прордукта.
Раздел 3 предполагает изучение методов бизнес-планирования и применение их к сфере туризма. В практической части необходимо составить учебный бизнес-план
Раздел 4 — знакомство с основами проектирования пространственных туристско-рекреацилонных систем, условий их функционирования.
Раздел 5 представляет собой изучение теоретического материала по реализации проектов, их мониторингу, управлению и завершению проектов.
В процессе изучения материала рекомендуется использовать как учебно-методический материал, так и информацию о реально существующих проектах. На семинарских занятиях создается возможность обмена опытом освоения инструментария проектирования, что обладает уникальными свойствами обогащения совокупного опыта.
В университете и за его пределами существует ряд инстутутов по поддржанию проектной деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, которые предоставляют возможность для проверки качества выполняемых в учебном процессе работ, использование этих площадок повышает эффективность учебной деятельности и является условием подтвержения высокого уровня результативности в освоении программы курса.

Источник: www.asu.ru

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 143.64 Kb.

Вопрос 3. Функции туристско-рекреационных проектов
Проектирование в туризме имеет следующие функции:

— постановка задач на основе информационного обеспечения, связанных с целями, ресурсами, сроками и условиями проведения тура;

— подготовка рациональных и экономически обоснованных решений на основе расчетов и обоснованных прогнозов, учитывающих благоприятные и неблагоприятные тенденции и условия;

— координация деятельности всех участников процесса.

В процесс проектирования входит информация о возможной реализации турпродукта, выделяемых ресурсах, принимаемых решениях, возникающих идеях и гипотезах, а также моделях и схемах, заимствованных со стороны.

Ключевую роль в разработке рекреационного проекта играет всесторонний, комплексный, системный, объективный анализ рекреационных ресурсов территории проекта.

Рекреационные ресурсы — природные и культурно-исторические комплексы и их элементы, способствующие восстановлению и развитию физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья, которые при современной и перспективной структуре рекреационных потребностей и технико-экономических возможностях используются для прямого и косвенного потребления и производства курортных и туристских услуг.

Читайте также:
Программы удаленного доступа отзывы

К рекреационным ресурсам относятся два типа ресурсов: природные и антропогенные.

Природные рекреационные ресурсы это территориальное сочетание природных компонентов с функциональной, временной и территориальной комфортностью рекреационной деятельности.

Рекреационные ресурсы в рекреационном хозяйстве выступают как условия рекреационной деятельности. Для того чтобы природные условия стали природными ресурсами, необходимы затраты общественного труда на их изучение, оценку и подготовку и доведение их до степени технологичности, необходимой для прямого использования в рекреационном хозяйстве.

Характеристика рекреационных ресурсов с экономической точки зрения

Туристско-рекреационные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях и условно подразделяются на две группы: природные и инфраструктурные. Динамичное развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов (без наличия коммуникаций, средств связи, памятников культуры, искусства и др.) туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен. При этом, несмотря на свою социально-гуманную роль, туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба от воздействия индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет: экологического просвещения, ограничения туристско-рекреационной нагрузки на природные ресурсы, налогового регулирования.

В.деятельность.
2.Допишите недостающие элементы: «Проектная деятельность содержит»:

В.выбор средств ее достижения; ,

3.Целью проектной деятельности является:

А.обучение планированию (организатор туризма должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);

Б.понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе);

В.умение составлять письменный отчет (организатор туризма должен уметь составлять план работы, презентовать информацию четко, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).
4. Принцип проблемности проектной деятельности предполагает:

А.что проект строится не по логике учебного предмета, а по логике профессиональной деятельности, имеющей личностный смысл;

Б. максимальную самостоятельность обучающихся на всех этапах проекта;

В.в основе содержания профессионального образования находится проблема, которую студенты решают в ходе самостоятельной исследовательской деятельности.
5.К важным факторам проектной деятельности относятся:

А.повышение мотивации студентов при решении задач;

Б.развитие творческих способностей;

В.смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

Г.формирование чувства ответственности;

6.Основным принципом проектной деятельности является:

Д.самостоятельность.
7.Кто стал основоположником метода проектов?

В.У.Х. Килпатрик.
8.Деятельность, направленная на «промысливание того, что должно быть», — это:

А.предварительный текст какого-либо документа;

В.проектирование.
9.Метод проектов возник в начале XX в. в данной стране:

10.Самостоятельная деятельность студентов — индивидуальная, парная, групповая, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени, — это:

В. «мозговой штурм».
11.Специфическая технология, представляющая собой конструктивную творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей, — это:

В.программирование.
12.Технология проектов оказывает существенное влияние на развитие следующих универсальных компетенций:

А.исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

Б.организационные (проектировать процесс, планировать деятельность — время, ресурсы, принимать решение, распределять обязанности при выполнении коллективного дела);

В.информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достает);

Г.презентационных (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

Д.все верно.
13.Программа — это:

А.развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив;

Б. форма конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории.
14.Предметно-содержательная область деятельности проектирования включает:

А.исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

Б.непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);

В.монопроект (в рамках одной области знания);

Г.межпредметный проект.
15.Первым элементом в структуре проекта является:

А.продумывание возможных вариантов проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики;

Б.выбор темы проекта, его типа, количества участников;

В.самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

16.Проектирование – это построение . создаваемой системы

Е.метода
17.Проект — это скорее .

Д.способ достижения цели

Е.нет правильного ответа
18.Деятельность, базирующаяся на проблемной организации мышления.

Е.прогнозирование
19.Действие, организованное посредством решения задач по имеющимся прототипам и аналогам

Е.техническое проектирование
20.Определение проектной идеи, это:

А.заключительный этап процесса проектирования

Б.начальный этап процесса проектирования

В.этап формирование стратегии

Г.основа гуманитарного проектирования

Е. цель турпроектирования

21.Отдельная территориальная единица, основанная на общности природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, объединенная общей туристской инфраструктурой и воспринимаемая в качестве целостного объекта

Б. туристский регион в. курортная местность

В.туристско-рекреационная зона
22.Устойчивое направление туристских путешествий, туристско-рекреационная территория

Г.брендовый маршрут
23.Маркетинг территорий – это

А.эффективное продвижение и использование конкурентных преимуществ территории б. планирование и развитие конкурентоспособности территории в. формирование программы доходов территорий от туризма

Б.согласованное планирование работы субъектов и инфраструктуры территории
24.Стратегия, направленная на достижение преимуществ территории за счет повышения известности гуманизирующих культурных ценностей, событий

В.маркетинг социальных общностей г. маркетинг территории
25.Совокупность туристских ресурсов и развитая туристская инфраструктура, определяющие привлекательность данной местности для туристов и рекреантов

А.потенциал б. бренд

В.кластер
26.Совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, готовых для создания туристского продукта

А.объекты туристского интереса б. инфраструктура туризма

Б.элементарные рекреационные занятия г. туристские ресурсы
27. Предпосылки развития туризма в регионе

А.реализация региональных программ развития туризма

Б.наличие культурно-исторических достопримечательностей в. повышение платежеспособности населения

В.проведение научных исследований по туристскому районированию
28. Современные тенденции в туризме

А.путешествия становятся короче по времени, но дальше по расстоянию б. предложения «все включено» преобладают

Б.событийные туры обладают потенциалом к быстрой коммерциализации г. растут продажи пляжных туров
29. В прогнозировании развития туризма территории применяется

Г. ретроспективный подход

30. Сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных предприятий, специализированных поставщиков услуг, а также связанных с их деятельностью некоммерческих организаций и учреждений, конкурирующих, но вместе с тем и взаимодополняющих друг друга.

Г.кадастр
Ключи к тестам:

1-В, 2- ПОИСК ИНФОРМАЦИИ, АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА ВЫВОД;3- Б, 4-В, 5-Д,В; 6-В, 7-В, 8- В, 9- Б,В, 10-Б, 11- А, 12-Д, 13- А, 14-В, 15-Б. 16-В, 17-А, 18. – Г, 19-Е, 20-Б,21-Б, 22- А, 23- А,Б,В, 24- А ,25. А, 26-В,27-А, 28-Б, 29- А.Б.В, 30- А,Б

7.Перечень вопросов к экзамену

8.Перечень тем рефератов и докладов

1. Теоретические аспекты туристско-рекреационного проектирования.

2. Туризм и туристская деятельность как объект проектирования: ключевые элементы.

3. Территориальный аспект туристского проектирования: пространственные модели развития туризма.

4. Проектирование туристского пространства, особенности проектирования отдельных типов туристского пространства.

5. Проектирование туристской (рекреационной) деятельности на международном уровне: передовой опыт.

6. Проектирование туристской (рекреационной) деятельности на национальном уровне: передовой опыт.

7. Проектирование туристской (рекреационной) деятельности на местном уровне: передовой опыт.

8. Современный рынок туристских и рекреационных услуг: основы анализа

9. Кризисные явления в мировой экономике и их влияние на развитие туристской деятельности.

Читайте также:
Лучшие программы для велосипеда

10. Емкость рынка туристских (рекреационных) услуг: основы анализа.

11. Комплексный междисциплинарный подход к разработке туристского продукта: методические и практические подходы к проектированию.

12. Туристский спрос и туристское предложение: основы анализа и прогнозирования.

13. Туристское предложение — основа формирования эффективной товарной стратегии туристского предприятия.

14. Цена туристских продуктов и услуг в системе проектирования туристского предложения.

15. Проектирование цены на туристские продукты и услуги на основе применения различных методов ценообразования.

16. Проектирование дисконтной стратегии и политики туристского предприятия.

17. Каналы сбыта и продвижения туристских продуктов и услуг, основы и особенности проектирования.

18. Создание производственно сбытовой системы туристских продуктов и услуг.

19. Проектирование эффективной системы управления распределением в туризме.

20. Электронные каналы сбыта: особенности проектирования.

21. Сайт туристской компании как основной инструмент продаж: особенности проектирования.

22. Туристское предприятие как объект проектирования: проектирование основных показателей деятельности.

23. Проектирование бизнес-процессов туристского предприятия (компании, фирмы).

24. Проектирование организационной структуры туристского предприятия (компании, фирмы).

25. Бизнес-план как инструмент проектирования деятельности туристского предприятия (компании, фирмы).

Источник: topuch.com

Технологии проектирования туристско-рекреационных программ (туров)

Деятельность туроператора по формированию, продвижению и реализации туров называют туроперейтингом. Он состоит из сочетания циклических работ, свя­занных с разработкой и реализацией каждого конкретного тура. Приблизительно цикл работ оператора можно разбить на следую­щие этапы:

1. Турпроектирование (основывается на результатах маркетин­гового исследования потребностей туристического рынка и иссле­дования конкурентной среды).

2. Турпланирование (основывается на специфике взаимоотно­шений оператора и поставщиков туристических услуг).

3. Продвижение тура.

4. Сбыт турпродукта (непосредственно клиентам, либо через агентскую сеть).

5. Реализация тура (организация поездки и оказания входя­щих в турпакет туристических услуг).

Особенности современного этапа развития отдельных видов туризма в России и за рубежом дают возможность характеризовать их как инновационную деятельность. В отношении туристской деятельности сфера инноваций может включать перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации.

Под инновационной деятельностью понимается комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. Инновационное развитие каждой страны есть необходимое требование времени. Инновационный потенциал разных стран неодинаков, он определяется интеллектуальным, образовательным, экономическим, научно-техническим, духовным, нравственным и творческим потенциалом общества. Инновационная успешность зависит, в том числе, от доли затрат на финансирование научно-исследовательских расходов в валовом национальном продукте, от уровня развития науки и качества образования населения.

Инновационная активность является необходимым условием научного и экономического роста государства, гарантией положительной динамики показателя качества жизни. Инновацией в сфере туризма чаще становиться новый туристский продукт, новое явление или действие на туристском рынке, которое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потребности и одновременно принести доход организатору. Деятельность, направленная на создание и внедрение новшеств, может считаться инновационной, при условии, если в нее привносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе. Поэтому разработчикам инновационного туристского продукта следует учитывать возможность проявления всех факторов, способных повлиять на эффективность разработки. Для этого необходимо оценить:

— кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры);

— ресурсы и условия (научно-технические, технологические, финансовые),

— среду (законодательную и нормативную базы, политическую и экономическую стабильность, уровень социально-культурного развития);

— рыночную конъюнктуру и конкуренцию (на внутреннем и внешних рынках).

Постоянные и динамичные изменения, происходящие в образовательной сфере деятельности, являются побудителями инноваций в туризме. Целями нововведений — внедрение технологических инноваций или продуктов. По характеру удовлетворяемых потребностей к инновациям можно отнести нововведения, создающие новые потребности и развивающие существующие. В области туризма инновации могут быть обусловлены:

— усовершенствованием или созданием в ходе путешествия продуктов, услуг и методов, оборудования, технологий, изменяющих или существенно улучшающих эффективность туристско-рекреационной деятельности;

— необходимостью соответствия изменениям в социальной структуре для повышения социального статуса личности работника туристско-рекреационной сферы деятельности, стремлением достижения оптимального соотношения личных и общественных интересов;

— проводимой модификацией сложившейся системы организации рекреации и туризма.

На развитие инновационной деятельности туристских компаний оказывают влияние следующие факторы:

— экономические и технологические (отсутствие достаточных средств для финансирования, слабость материально-технической базы, устаревшая технология);

— политические, правовые (политическая нестабильность, криминогенная обстановка, ограничения, вводимые законодательным путем);

— организационно-управленческие (излишняя централизация, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов, преобладание вертикальных потоков информации);

— социально-психологические и культурные (сопротивление новшествам, всему новому, что поступает извне, боязнь неопределенности).

Все эти факторы зависят от состояния внешней и внутренней среды, анализ которой при организации инновационной деятельности в туристской компании должен быть постоянно в центре внимания.

При анализе состояния внешней среды особое внимание следует обращать на факторы, которые непосредственно влияют на внедрение инноваций. Это:

— общая экономическая ситуация, под воздействием которой формируются покупательский спрос и платежеспособность населения;

— действия исполнительных органов власти по поддержке развития туризма, требования законодательного и регулирующего характера как общегосударственного, так и регионального значения, касающиеся туризма;

интенсивность и масштаб конкуренции;

— состояние коммуникационных сетей (возможности использования Интернета, других альтернативных способов связи);

— возможность применения новых технологий при организации поездок (глобальные системы бронирования субъектами туристского рынка, число компаний, применяющих новые технологии, особенно в регионах);

— период времени, требующийся для продвижения новинок компьютерных технологий и новых предложений на региональных рынках.

Кроме факторов внешней среды, сдерживающих инновационные процессы в развитии туристского бизнеса, многое зависит от внутренней среды. Это:

— политика и стратегия туристской компании;

— наличие в коллективе работника-инициатора;

— безоговорочная поддержка инновационных идей со стороны руководства;

— всемерное содействие экспериментам на всех уровнях и во всех подразделениях туристской компании;

— использование мотивационных систем, включающих различные формы поощрения творческой и инновационной деятельности;

— наличие специализированного подразделения по реализации новшеств;

— необходимый уровень финансовых возможностей;

— развитые коммуникационные системы;

— организационно-техническая готовность к реализации новшества.

Туристский проект — это порядок определения целей и задач для создания или внедрения отдельного туристского продукта. Управление проекционной деятельностью представляет собой систему взаимосвязанных действий, обусловленных сроками, ресурсами, исполнителями и направленных на достижение конкретных целей.

Процесс создания и реализации проекта включает организационные, производственные, технологические, коммерческие и другие мероприятия, приводящие к внедрению туристского продукта. Т.е. туристский проект можно определить как комплекс взаимосвязанных видов деятельности, обеспечивающий эффективное достижение конкретной цели, согласованных по ресурсам, срокам и документально оформленных. Таким образом, проектирование заключается в разработке основных направлений деятельности в соответствии с намеченной стратегией развития, ресурсными возможностями и имеющимся спросом. Это система расчетов, определение размера инвестиций и подготовка решений, необходимых для решения заявленных задач. Проектирование базируется на проведении систематических исследований состояния туристского рынка, сборе и анализе многочисленных данных, охватывающих экономические, политические, демографические и другие аспекты.

Проектирование в туристской индустрии входит в сложную структуру комплексного планирования, состоящую из различных по уровню целям и содержанию планов. Его осуществляют по целям (стратегическое или оперативное), предмету (производство, сбыт, финансы, персонал), уровням (организация, подразделение, программа, отдельный исполнитель), содержанию (технико-экономическое, продуктовое, календарное) и периодам (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное). Проектирование в туризме имеет следующие функции:

— постановка задач на основе информационного обеспечения о целях, ресурсах, сроках и условиях проведения путешествия;

— подготовка рациональных и экономически обоснованных решений на основе расчетов и обоснованных прогнозов, учитывающих благоприятные и неблагоприятные тенденции и условия;

— координация деятельности всех участников процесса.

Проектировщик должен также изучить направления приоритетных туристских потоков с оценкой возможных социально-экономических последствий развития туризма. Следует рассмотреть возможный сценарий развития региона и таких его составляющих как туристские центры; определить ведущие группы туристских ресурсов; охарактеризовать отрасли смежные с туристской (торговля, бытовое, медицинское обслуживание); оценить образовательные, спортивные, культурно-досуговые и концертно-зрелищные учреждения и организации. Для оценки реализации следует выявить туристскую специализацию района проектируемого путешествия, его место на российском и международном туристских рынках, установить место профиля проектируемой поездки среди других приоритетных видов туризма, определяющих туристскую уникальность дестинации.

Читайте также:
Программа переселение соотечественников этапы

Проектирование туристского продукта производится в соответствии с Государственным Стандартом «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» (ГОСТ Р 50681-94), который, предусматривает согласование возможностей этого туристского предприятия с запросами туристов.

Технологический процесс проектирования туристского продукта включает два этапа — планирование и формирование этого продукта. В результате создаётся проектная документация, которая должна содержать:

— описание процессов, форм и методов обслуживания туристов;

— характеристики процессов обслуживания туристов;

— требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;

— необходимое количество персонала и уровень его профессиональной подготовки;

— договорное обеспечение обслуживания;

— гарантии обслуживания туристов;

— согласования с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора и др.

— технологическая карта туристского путешествия по маршруту (приложение А к ГОСТ Р 50681-94);

— график загрузки туристского предприятия группами туристов на определенное время (приложение Б к ГОСТ Р 50681-94);

— информационный листок к путевке туристского путешествия (приложение В к ГОСТ Р 50681-94);

— бланки туристской путевки типовой формы — документа строгой отчётности;

— бланки договора о реализации туристского продукта с туристами в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»);

— договоры с поставщиками услуг — гостиницами, транспортными компаниями, экскурсионными бюро и т. д.;

— калькуляция или расчет стоимости туристского путешествия;

— график движения по маршруту;

— текст путевой информации (для автобусных туров);

— описание технологических особенностей маршрута (памятка о сроках подачи заявок, заказов на транспорт, билеты, экскурсии и на бронирование в гостиничных предприятиях, предприятиях питания; бланки заявок; графики движения транспорта по маршруту; возможные пересадки, ожидания и пр.);

— тексты памяток для туристов (в особых случаях, например для загранпоездок в карантинные страны, для специализированных спортивных или приключенческих туров по снаряжению и т. д.);

— справочные материалы по маршруту;

— варианты рекламных проспектов и буклетов;

При организации автобусных туров заполняется «Паспорт автобусного маршрута» (в зарубежном варианте — «Листы поездки»), утвержденный Министерством транспорта России, отражающий не только схему маршрута и технологию обслуживания, но и технические данные автобуса, километраж и особенности автодорог, запреты и ограничения автодорожного движения, придорожные пункты отдыха и питания, санитарные стоянки и т. д.

Планирование туристского путешествия осуществляется с помощью следующих технологических операций.

1. Исследование потребностей и платежеспособного спроса населения на виды и формы туристских путешествий в конкретном районе.

2. Анализ возможностей использования туристских условий и ресурсов дестинации для образовательных целей.

3. Формирование базы данных туристских путешествий в зависимости от мотивации и материальных возможностей потенциальных туристов.

4. Составление краткого описания туристское путешествие, состоящего из набора требований, выявленных в результате изучения рынка услуг, согласованных с заказчиком, и учитывающих возможности исполнителя услуг.

5. Разработка проекта программы обслуживания, включающей маршрут путешествия, перечень туристских предприятий, участвующих в исполнении туристской услуги, графика и форм планируемых этапов, перечня экскурсий, походов, прогулок, описания комплекса рекреационно-развлекательных и рекреационно-спортивных мероприятий, расчета продолжительности пребывания в каждом пункте маршрута, указания видов транспорта для внутри маршрутных перевозок.

6. Предварительная калькуляция и экономическое обоснование конкурентоспособности планируемой услуги «образовательное путешествие».

Туристское проектирование позволяет разработать не­посредственно тур- сопоставленную по времени, месту, пос­ледовательности, качеству и стоимости совокупность туристичес­ких услуг различных предприятий туристской индустрии, готовый к продвижению его на туристском рынке. Тур выражается в турпакет, как виде услуги, отвечающий следующим требо­ваниям:

— обоснованность (турпакет отвечает определенным целям тура: отдых, развлечение, обучение и т. д.);

— надежность и безопасность (тур должен быть составлен так, чтобы туристам предоставлялось время на сон, отдых, питание, восстановление жизненных сил, а также, чтобы его реализа­ция не была сопряжена с опасностью для жизни, здоровью, иму­ществу туристов);

— целостность (турпакет должен быть сформирован таким обра­зом, чтобы в ходе его реализации не возникали незапланиро­ванные нестыковки в оказании туристских услуг);

— простота в эксплуатации (ясность и максимальная полнота информации о планируемом туре, несложность процедур в бро­нировании и реализации тура);

— гибкость и способность к модификации (чем больше перспек­тив для модификации турпакета — расширение отельной базы, перечня предлагаемых экскурсий, возможности пи­тания и дополнительных услуг туристам, — тем меньше воз­можность быстрого морального устаревания тура и вытесне­ния его с рынка конкурентными предложениями);

— привлекательность (тур должен удовлетворять потребности определенного круга потребителей — фокус-группы).

Турпланирование проходит в несколько этапов:

— определение схемы работы туроператора при организации пла­нируемого тура;

-идентификация поставщиков туристических услуг, задейство­ванных в турпакете и оформление договорной базы тура;

— ценообразование тура на основании рыночной позиции тура и ценовых предложений поставщиков туристических услуг.

Разработчику следует учитывать, что предоставляемые туристские услуги должны соответствовать следующим основным требованиям, предусматривающим как дополнительные удобства для туристов, так и обеспечивающие конкуретноспособность проектируемого тура.

— Соответствие назначению: туристские услуги должны соответствовать ожиданиям и мотивации туристов, которым адресуется услуга.

— Точность и своевременность исполнения: предоставляемые туристам услуги по объему, срокам и условиям обслуживания должны соответствовать требованиям, предусмотренным программой обслуживания.

— Комплексность: предоставление туристских услуг должно обеспечивать возможность получения не только основных туристских, но и дополнительных услуг (бытовых, рекреационных, связи, торговых и др.), создающих нормальные условия для жизнеобеспечения участников путешествия.

— Профессионализм работников, принимающих участие в организации и реализации путешествия: туристам должны быть гарантированы высокий уровень профильно-специальной компетенции организаторов, а также доброжелательность и коммуникабельность работников, обслуживающих путешествующих в ходе выполнения программы путешествия. Руководитель туристской группы — человек, отвечающий за качество обслуживания своим личным участием, он должен владеть полной информацией по программе обслуживания и при необходимости заменить один вид обслуживания другим.

— Комфортность: туристские услуги должны предоставляться в комфортных условиях обслуживания, созданных для туристов (техническое оснащение, удобная планировка помещений, рациональное их оборудование, и т. п.).

— Эстетичность: художественное решение территории туристского предприятия, пространственная организация маршрута, оформление интерьеров помещений для обслуживания туристов должны соответствовать требованиям пространственной и композиционной гармоничности. Внешний вид, культура речи персонала должны соответствовать общекультурным требованиям.

— Эргономичность: соотношение времени рекреации, протяженность и сложность экскурсионных маршрутов, предоставляемые туристам снаряжение и инвентарь, используемые транспортные средства, предметы оснащения тура должны соответствовать физиологическим и психологическим возможностям туристов.

При разработке проекта программы необходимо запланировать и указать методы контроля качества. Они могут быть классифицированы как визуальные (осмотр маршрутов и объектов), аналитические (анализ документации), социологические (опрос туристов, персонала) и др.

Проектирование контроля качества должно включать:

— определение ключевых моментов в процессе обслуживания, существенно влияющих на характеристики услуги;

— определение методов корректировки характеристик услуги;

— определение методов оценки контролируемых характеристик.

Результатом проведения контрольных мероприятий может стать анализ успешности проекта, направленный на выявление и своевременное устранение в нем несоответствий.

Процесс туристско-рекреационное проектирования может быть разделен на четыре этапа: предварительное исследование и определение концепции проекта, разработка тура, экспериментальная проверка новых предложений, продвижение и реализация программы.

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru