Подготовка досуговых программ начинается с моделирования, под которым понимается процесс систематизации способов, приемов и средств с целью создания новых оригинальных условий включения личности в процесс инкультурации через творческую деятельность. Моделирование осуществляется на двух уровнях.
Первый условно можно назвать «интуитивным», когда специалист не может объяснить методический путь, схему построения им новой модели кулътурно-досуговой программы. Второй уровень условно можно назвать «осознанным». Он фиксируется, когда человек владеет технологией моделирования и на рациональном уровне ведет поиск новой модели программы. B.C. Садовская выделяет четыре этапа моделирования досуговой программы.
1 этап предполагает анализ известных досуговых программ. Здесь проявляется особая закономерность, которая состоит в том, что в основе любой «суперпрограммы» лежит традиционная форма социокультурной деятельности. В технологии моделирования это положение является аксиомой. Задача этого этапа моделирования – найти отличительные особенности разнообразных досуговых программ.
Культурно-досуговая деятельность как эффективное ср-во развития личности | Видеолекции | Инфоурок
По мнению И.П. Подласого, в процессе разработки и подготовки любой культурно-досуговой программы (воспитательного мероприятия) выделяются этапы целеполагания, планирования, организации и подготовки, реализации и анализа. В связи с этим педагога должен осуществлять действия в следующей последовательности:
1. Выбор темы на основе ее актуальности и связи с жизнью, обоснование педагогической целесообразности выбранной темы.
2. Определение формы мероприятия (конкурс, вечер, диспут и т. д.).
3. Постановка цели и воспитательных задач, решаемых в ходе подготовки и проведения мероприятия.
4. Создание творческой группы из числа учащихся по подготовке мероприятия, распределение обязанностей внутри группы. Опора на инициативу и самодеятельность учащихся.
5. Сбор материалов, необходимых для проведения мероприятия.
6. Написание и утверждение сценария. Учет интересов и склонностей учащихся, их возрастных особенностей, а также школьных обычаев и традиций при написании сценария.
7. Использование в сценарии краеведческого материала.
8. Опора на комплексный характер мероприятия в процессе написания сценария (разнообразие методов, приемов и средств, применяемых в ходе его подготовки и проведения).
9. Продумывание целостности и логики построения композиции мероприятия.
10. Подготовка художественных, музыкальных и технических средств, используемых по ходу мероприятия.
11. Определение места и времени проведения мероприятия с точки зрения педагогической целесообразности и воспитательной эффективности (класс, музей, актовый зал, спортивная площадка и т. д.; после уроков, вечером, в выходной день).
12. Выбор ведущего (критерии – коммуникативные и организа-торские умения, культура речи, общая культура и такт, находчивость и энергичность).
13. Продумывание содержания и методики проведения мероприятия:
Проектирование программ досуговой деятельности обучающихся в общеобразовательной организации
а) соответствие содержания мероприятия поставленным целям;
б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
в) эмоциональная насыщенность информации, интерес детей к мероприятию, их активность;
г) реализация принципов воспитания;
д) сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия с учащимися в ходе мероприятия.
14. Приглашение гостей (с продумыванием формы приглашения).
15. Проведение необходимого количества репетиций.
16. Анализ наиболее удачных и неудачных моментов мероприятия после его проведения, выводы на будущее.
Однако организация некоторых мероприятий (диспут, беседа и др.), построенных на технике общения с аудиторией, имеет некоторую специфику, отражающуюся в методике их подготовки.
Несомненную ценность для продуктивного проведения досуговых программ представляет педагогическое регулирование внутренних коммуникаций аудитории. Особый интерес в плане рассматриваемой проблемы представляют разнообразные методы, способствующие общению участников программы. В зависимости от вида программы они могут быть следующие:
- дискуссии, дающие возможность участникам программы высказать свое мнение, точку зрения по интересующей проблеме;
- игры-драматизации, позволяющие индивидуализировать проявления творческой активности аудитории, дающие возможность «опробовать» себя в различных ролях;
- коллективное пение, являющееся средством группового сплочения;
- хороводно-танцевальные фрагменты, направленные на укрепление сплоченности участников программы и снятие напряжения;
- слайд-просмотры, способствующие расслаблению и активизации творческой деятельности участников;
- конкурсы, дающие возможность самореализации личности – петь, танцевать, играть и т.д.
Немаловажным фактором в успешной организации досуговых программ является профессионализм социального педагога-ведущего. Какова функция ведущего программы? Какова его роль? Что он решает и в какие именно моменты организации и проведения досуговой программы? Все это в первую очередь зависит от жанра самой программы.
Ведущий может взять интервью у героя программы, этим укрупнит его значение. О чем интервью и какие вопросы следует задавать – это должен решить ведущий в зависимости от особенностей аудитории, специфики ситуации, установок сценария и т.д. Герой программы может быть интересен публике как человек, могут быть интересны его увлечения, его работа, его возраст, семейное положение. А в определенной ситуации можно вообще не говорить с конкретным героем, а взять интервью у его друзей, товарищей. Пусть они расскажут о нем, как о своем лидере.
Возьмем другую программу – конкурсно-игровую. Здесь ведущий, кроме представления команд, объяснения условия конкурса, должен предусмотреть побочную сюжетную линию – выбрать лучшего игрока из числа зрителей, причем помогать выбирать будет весь зал. Все это необходимо предвидеть ведущему, надо закладывать такие возможности в структуру драматургии досуговых программ. Тогда ведущий будет профессиональным на протяжении всего действия. Главная задача ведущего – все время находиться в контакте, следить, координировать все моменты прохождения программы.
Ведущий должен быть всегда сосредоточен на поиске своих выигрышных качеств и свойств, которые определяют эффективность (и эффектность) его работы. Это и громкий и уверенный голос, манера держаться во время ведения программы, уровень информированности, умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и т.д.
Разговаривая, ведущий должен следить за собой, избавляясь от вредных привычек (активно жестикулировать, гримасничать и т.д.). Ведя диалог с участниками программы, а ими часто бывают деятели искусства, ветераны войны и труда и др., необходимо уметь их слушать. Пословица гласит: «Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает».
Таким образом, специфика успешной работы ведущего досуговой программы опирается на множество средств: язык родной страны, язык взглядов, язык слов, язык жестов, язык касаний, язык молчания. Успех работы ведущего во многом зависит от содержания программы, ее цели, особенностей аудитории и возможности всех ее участников реализовать свой творческий потенциал.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: специфика моделирования и проведения культурно-досуговых программ предполагает различное сочетание видов досуговых программ, их моделирование с учетом особенностей аудитории, ее запросов и потребностей, имиджа ведущего. Все это в комплексе несомненно дает положительные результаты по инкультурации и гармонизации личности в социокультурной сфере в процессе культурно-досуговой деятельности.
Специалисту следует помнить, что правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа содействует приобщению детей к миру культуры, развитию их творческого мышления и познавательного интереса, приобретению опыта самореализации в процессе совместной творческой деятельности.
Источник: studfile.net
Тема: Особенности культурно- досуговой программы в учреждении дополнительного
Тема: Особенности культурно- досуговой программы в учреждении дополнительного образования План: 1. Функции досуга, особенности культурно -досуговых программ. 2. Этапы подготовки культурно-досуговой программы. 3. Оформление культурно-досуговой программы.
Функции досуга: – рекреативная – снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха; – развивающая – вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения; развитие различных видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого общения; расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждение, самореализация творческих потенций.
3. источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители; 4. в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся – организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.
2.Этапы подготовки культурно-досуговой программы Этапы подготовки культурно-досуговой программы являются общими пунктами её содержания. Первый этап подготовки программы условно можно назвать этапом обоснования выбора программы. Данный этап включает в себя несколько организационно-проектировочных разделов.
Этапы подготовки культурно-досуговой программы являются общими пунктами её содержания. Раздел I. Определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы. Раздел II. Название программы. Выбор темы будущего проекта.
Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь.
Раздел III. Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат. Раздел IV. Аудитория программы. Обычно проектирование досуговых программ опирается на возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории.
Раздел V. Определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения. Форма программы обычно строится на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям. Определение точного времени и места проведения поможет с наибольшей эффективностью одновременно использовать разные культурно-досуговые площадки учреждения дополнительного образования детей.
Второй этап подготовки программы – написание сценария. Не все досуговые программы должны опираться на полноценный сценарий. Например, детская конкурсно-игровая программа облегченного характера, т.е. без элементов театрализации и единого художественного хода, может опираться лишь на сценарный план, в котором будет отражен порядок игр и конкурсов .
Сценарий культурно-досуговой программы – это подробная текстовая разработка, включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания программы. Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода/номера ко второму и т.д. сценарная разработка не предлагает «кускообразности», т.е. от первого эпизода/номера ко второму обязательно должен быть плавный переход.
Сценарий –может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое. Спектр досуговых программ достаточно широк – ток-шоу, конкурсно-игровые программы, праздники, театрализованные представления. Разнообразие программ предполагает выбор определенного решения, соответствующего их форме.
3.Оформление культурно-досуговой программы По своей структуре и оформлению одна часть программ значительно отличается от дополнительных образовательных программ, другая их часть имеет много схожих с образовательной программой компонентов. Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.
Общие рекомендации по разработке культурно-досуговых программ. Особенности целей и задач культурно-досуговых программ: Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»-концепции.
Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач: – развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей; – приобщение к основам коммуникативной культуры; – формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности; – укрепление здоровья детей; – формирование опыта организации содержательного досуга.
Содержание культурно-досуговой программы связано с: – приобщением детей к культуре; – развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, специальных способностей; – постижением искусства общения, поведения, культуры речи; – воспитанием гуманности, толерантности; – формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников; – освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).
Источник: present5.com
Презентация на тему «Особенности культурно-досуговой программы»
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему «Особенности культурно-досуговой программы». Презентация состоит из 16 слайдов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации.
Размер файла 0.1 Мб.
Источник: pptcloud.ru