Класс (классы) компенсирующего обучения (далее компенсирующие классы) создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения.
Цель организации компенсирующих классов — создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.
В компенсирующие классы принимаются дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков физического развития, в том числе выраженных речевых нарушений и др.).
Основным показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения является недостаточная степень готовности к обучению в образовательных учреждениях, выражающаяся в низком уровне сформированности психологических (включая общую личностную незрелость) и психофизиологических предпосылок образовательной деятельности, в основе которых определяются, прежде всего, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности (повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности и т. п.).
Актуальные вопросы разработки учебных планов
Работа компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного воспитания детей, устранение нарушений их работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья указанной категории обучающихся.
II. Организация и функционирование компенсирующих классов
2.1. Компенсирующие классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих необходимыми для работы кадрами, и открываются общеобразовательным учреждением по предложению совета этого учреждения.
2.2. В компенсирующие классы направляются или переводятся с согласия родителей (лиц, их заменяющих) дети, не имеющие по результатам проводимой перед поступлением в общеобразовательное учреждение диспансеризации противопоказаний к обучению по основным общеобразовательным программам, но обнаруживающие низкий уровень готовности к обучению или испытывающие затруднения в их освоении.
Показания к отбору детей в указанные классы определены Рекомендациями по отбору детей в классы компенсирующего обучения (приложение к Примерному положению о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях).
2.3. Компенсирующие классы создаются, как правило, для обучающихся на ступени начального общего образования. Целесообразно, чтобы компенсирующие классы работали в режиме продленного дня. Сроки для освоения программ по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах соответствуют срокам, предусмотренным для освоения программ начального общего образования.
Онлайн-семинар: «Учебный план: изменения в обновлённый ФГОС»
2.4. Отбор детей компенсирующие классы на основе психолого-педагогического диагностирования осуществляется психолого-педагогичес- ким консилиумом и оформляется его решением. Психолого-педагогичес- кий консилиум создается в образовательном учреждении приказом директора. В состав психолого-педагогического консилиума входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя компенсирующих классов, другие опытные педагоги, педиатр, учитель-логопед, психолог и другие специалисты. Специалисты, не являющиеся работниками данного учреждения, привлекаются для работы в психолого-педагогическом консилиуме на договорной основе.
Психолого-педагогический консилиум определяет направления компенсирующе-развивающей работы с обучающимися.
При наличии соответствующих условий функции психолого-педагогических консилиумов могут осуществляться районными (городскими) психологическими службами, реабилитационными центрами для детей и подростков, психолого-медико-педагогическими консультациями.
2.5. Психолого-педагогическое диагностирование детей проводится в следующем порядке:
а) организация сбора информации о поступающих в школу детях, анализ этой информации и выявление детей с низким уровнем готовности к обучению;
б) специальное диагностирование детей с низким уровнем готовности к обучению, ориентированное на определение степени и структуры школьной незрелости и ее вероятных причин;
в) проведение при необходимости сбора дополнительной диагностической информации о детях в период их первичной адаптации в образовательном учреждении (в течение первого полугодия) на основе углубленного экспериментально-психологического исследования, проводимого психологом.
2.6. Наполняемость классов компенсирующего обучения составляет 9-12 человек. Наполняемость классов компенсирующего обучения в малокомплектных сельских и национальных общеобразовательных учреждениях устанавливается с учетом условий их работы.
2.7. Распорядок дня для обучающихся в компенсирующих классах устанавливается с учетом их повышенной утомляемости. Целесообразны организация дневного сна, двухразовое питание, необходимые лечебные и оздоровительные мероприятия.
2.8. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных пред-
метов в компенсирующих классах, по решению психолого-педагогичес- кого консилиума переводятся в соответствующий класс общеобразовательного учреждения, работающий по основным общеобразовательным программам.
2.9. При отсутствии положительной динамики развития в условиях компенсирующего обучения обучающиеся в установленном порядке на-правляются на медико-педагогическую комиссию (психолого-медико-педагогическую консультацию) для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения. Указанная дифференциация контингента обучающихся осуществляется в течение первого года обучения.
2.10. Методическую помощь педагогам компенсирующих классов оказывают методисты районных (городских) методических кабинетов,
специалисты институтов повышения квалификации работников образования, институтов усовершенствования учителей.
III. Организация образовательного процесса в компенсирующих классах.
3.1. Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатываются на базе основных общеобразователь-
ных программ с учетом особенностей обучающихся. Составной частью программы в компенсирующих классах является программа компенсирующе-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися.
3.2. Работу с обучающимися в компенсирующих классах проводят учитель, воспитатель, учитель-логопед, психолог. В обязанности учите- ля-логопеда входит: всестороннее изучение речи обучающихся, прове- дение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с теми из них,
которые имеют нередко выраженные отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка. Для логопедических занятий в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.
3.3. Психолог оказывает помощь на этапе углубленного обследования детей, отобранных в компенсирующие классы, выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителям.
Для проведения развивающих занятий, в том числе занятий с психологом, в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.
3.4. Текущие и этапные результаты адаптации, продвижения в раз
витии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоения общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в педагогической карте обучающегося и классном журнале.
IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
компенсирующих классов
4.1. В компенсирующих классах работают учителя и воспитатели (при наличии групп продленного дня), имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие, как правило, специальную подготовку для работы по соответствующим программам.
4.2. Для проведения самоподготовки и индивидуальной работы с обучающимися в режиме продленного дня, одновременно с воспитателями, могут привлекаться учителя на условиях дополнительной оплаты. Целесообразность таких занятий, их формы и продолжительность определяются психолого-педагогическим консилиумом.
4.3. В необходимом случае для работы с обучающимися компенсирующих классов привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, на договорной основе.
4.4. Для работы компенсирующих классов в режиме продленного дня оборудуется помещение, приспособленное для занятий, отдыха и дневного сна.
V. Функции руководителей учреждения и учителей компенсирующих классов.
5.1. Руководитель общеобразовательного учреждения обеспечивает создание необходимых условий для работы компенсирующих классов, осуществляет контроль за их работой, несет ответственность за компле-ктование.
5.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу психолого-педагогического консилиума, оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителям и воспитателям в определении направлений и планировании работы компенсирующих классов, анализирует результаты обучения.
5.3. Работающие в компенсирующих классах учителя проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с психологом заполняют на них педагогические карты.
Приложение к Примерному положению о классах
компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях
(Извлечения)
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Лекция № 44. Компенсирующее обучение
Классы компенсирующего обучения создаются для детей «группы риска» (в основном это дети с задержкой психического развития конституционального, психогенного, соматогенного происхождения). Такие классы создаются (с 1992 г.) на начальной ступени обучения в двух вариантах: 1-3-й (3 года обучения) и 1-4-й классы.
Особенности процесса обучения определяются характером заболевания детей. Основная категория учеников в классах компенсирующего обучения – дети с задержкой психического развития (ЗПР). ЗПР – это вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития (задержка темпа психического развития), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребенка. Причинами возникновения ЗПР являются:
1) органическая недостаточность нервной системы, чаще остаточного характера, в связи с патологией беременности и родов;
2) хронические соматические заболевания;
3) конституциональные (наследственные) факторы;
4) неблагоприятные условия воспитания (плохой уход, безнадзорность и др.).
Международные классификации болезней 9-го и 10-го пересмотра дают более обобщенные определения этих состояний: «специфическая задержка психического развития» и «специфическая задержка психологического развития», включающие парциальное (частичное) недоразвитие тех или иных предпосылок интеллекта с последующими трудностями формирования школьных навыков (чтение, письмо, счет). В связи с этим необходима разработка особых учебников, особых методов и видов обучения и т. п.
Важно, чтобы ЗПР у ребенка была выявлена на самом раннем этапе его развития. Диагностика ЗПР и выявление детей «группы риска» возможны на ранних сроках в связи с замедленностью темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой деятельности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программы подготовительной группы детского сада.
Классы компенсирующего обучения не подходят для детей, больных олигофренией. Есть существенное отличие ЗПР от олигофрении: для ЗПР характерна не тотальность, а мозаичность нарушений мозговых функций, т. е. недостаточность одних функций при сохранности других, несоответствие потенциальных познавательных способностей и реальных школьных достижений.
Виды коррекционной помощи , характерные для классов компенсирующего обучения:
1) актуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций;
2) организация внимания и усиление речевого контроля;
3) уменьшение объема и темпа работы;
4) формирование произвольных форм деятельности;
5) тренинг функционально – незрелых и ослабленных функций (тонкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, слухоречевой памяти, слухо-двигательной и зрительно-двигательной координаций и т. д.).
Дети зачисляются в подобные классы только с согласия родителей.
Источник: studfile.net
Классы компенсирующего обучения. Особенности их организации, задачи, функции
Компенсирующее обучение – общее название для обоих классов.
Задачи коррекционной педагогики:
- диагностика психического состояния и выявление причин приведшим к таким отклонениям или нарушениям;
- подбор под каждого ребенка таких форм и методов коррекционного обучения индивидуального развития учебных программ, которые способствовали бы овладению знаниями;
- реабилитация.
При успешном завершении реабилитационного процесса ребенок в течении учебного года имеет право перейти в обычный класс, а может продолжить обучение до окончания неполной средней школы (9кл.) и только в 9 классе вводятся экзамены, которые готовит для него сам педагог.
Задача сп в таком классе – постоянное изучение особенностей детей и параллельно с этим изучение особенностей самого учителя (т.е. насколько учитель понимает значение коррекционных классов и насколько владеет методами и приемами преподавания, а также имеет ли он необходимые личностные качества для преподавания в таких классах).Главное качество для учителя работающего в коррекционном классе – это вера в успех ребенка и в то, что ему можно помочь.
Коррекция и развитие ребенка напрямую зависит не только от содержания программ (25%), а в большей степени от личности учителя, его стиля общения, от его манер, характера, от его психотерапевтических умений и профессиональных знаний (метод обучения стоит на последнем месте по влиянию на ученика).
2. Метод следящей диагностики.
1) наблюдение на уроках дает возможность увидеть реакцию на инструментарий, темп, технику выполнения заданий, особенностей внимания, характера адаптации, внешнюю мотивацию (т.е. как реагирует ребенок на похвалу или на замечание);
2) наблюдение в движении (определение ведущей руки, координация движений, ориентация в собственном окружении т.е зачем реснички, зачем нос и т.д.)
3) наблюдение во внеучебной ситуации. Отношение к тому что ребенок делает в свободное время ( один на переменах и друзей нет);
4) способность выполнять последовательные действия.
5) Наблюдение в детской микрогруппе (как друг друга называют, как общаются, знают ли как зовут учителей и друг друга);
6) Наблюдение в игровых ситуациях (особенности включения, сообразительность, ориентировка, эмоциональные реакции, умение понимать смысл ситуации, отгадывание загадок, сенсорная деятельность, т.е. знает ли цвета, понимает ли размеры).
На основе следящей диагностики разрабатывается программа, которая может включать в себя следующие направления:
1) система индивидуальных карточных заданий, перфокарт для детей различных классов по разным предметам с учетом подчерка, грамотности, зрительной памяти, координации движений и учебных умений;
2) социально-психологическое взаимодействие в классном коллективе и помощь соседа по парте (ученик, требующий коррекции является объектом доброго внимания. Ему подвирается сосед по парте, который может помочь и способствует развитию ребенка);
3) оценочная деятельность в деятельности учителя и мотивация (система поощрений должна снимать с ребенка страх и помогать быть более раскованным);
4) работа с родителями через взаимодействие с ними (посещение занятий родителями, консультации, индивидуальные задания и т.д.);
- Функции коррекционных классов:
1. развивающие (корректировать то, что западает и развивать);
2. диагностическая – если ребенок не усваивает программу коррекционных классов, то это показатель того, что его необходимо направить на медико-психологическую комиссию.
ПРАВИЛО: Надо не жалеть ребенка, а сочувствовать ему.
5. Психолого-дидактические особенности:
1. построение содержания учебной работы должно быть ориентированно на ЗПР:
— развитие социально-нравственных качеств;
— постепенное переведение внешней мотивации во внутреннюю;
— преодоление интеллектуальной пассивности.
Развитие психофизиологических функций до нормы: фонематический слух, зрительный анализ, артикуляция, пространственно-временная ориентация, мелкая моторика, координация движений в системе глаз-рука – это фундамент для получения знаний;
2. включение в процесс обучения различных видов и форм работы
Виды помощи ребенку:
— простое переспрашивание «Что ребенок делает?»;
— одобрение, стимуляция; — вопросы: « Почему ты сделал так, а не иначе?»;
— подсказка и совет как действовать;
— демонстрация (показ как надо сделать и просьба повторить);
— научение (в самом крайнем случае, но с этого нельзя начинать).
В коррекционных классах задания надо давать как самостоятельное (неважно каким будет решение правильным или неправильным). По виду оказываемой помощи выявляется ЗПР, обучаемость ребенка и наличие или отсутствие патологий.
- Оценка результатов деятельности.
Оценка результатов деятельности по критерию относительной успешности.
Педагогическая оценка должна отвечать двум требованиям:
В коррекционных классах текущие оценки не ставятся ( отметка «зачет» и «незачет»)
Похожие материалы
- Образцы оформления студенческих документов
- Социальная реабилитация в специализированных учреждениях
- Акцентуации характера. Пути коррекции (Методическое пособие)
Источник: vunivere.ru