Какие принципы обучения лежат в основании известных вам естественнонаучных программ

Воспитание в процессе изучения природоведения.

Воспитание в процессе изучения природоведения. В системе воспитания важное место занимает природоведение. В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разнообразии окружающей природы, ее охране, знакомятся с картинами природы нашей Родины, получают общее представление об организме человека, на основе чего формируются гигиенические навыки, столь нужные в жизни каждого человека. Этим значение предмета не ограничивается. Основная идея школьного предмета природоведения состоит в раскрытии и установлении связей между компонентами неживой и живой природы, в объяснении влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, которая связана в значительной степени с использованием природы и в соответствии с этим — воспитанием бережного отношения к ней.

Экологическое воспитание на уроках природоведения. Его сущность, цели и задачи.

Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, пришедшее на смену разделу программы «ознакомление детей с природой», в рамках которого предусматривалось знакомство детей с особенностями внешнего строения, образа жизни, отличительными признаками определенного количества растений и животных в соответствии с возрастом детей.

Урок/занятие: методы обучения

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.

Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.

Задачи экологического воспитания

Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.

Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.

Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.

Содержание экологических знаний и умений на уроках природоведения в начальных классах, его компоненты.

Содержание экологических знаний и умений на уроках природоведения в начальных классах, его компоненты. Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Основная идея первого класса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; второй класс посвящён языку географических карт, которые знакомят нас с нашим большим домом – планетой Земля; третий класс показывает роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете; четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле

«Принципы обучения как базисная категория современной методики преподавания русского языка»

Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе и последовательность его усложнения. Однопредметная, межпредметнаяи интегрированная модель построения курса.

Источник: cyberpedia.su

Содержание начального естествознания. Принципы отбора содержания

1. Естественнонаучное образование в начальной школа наибо­лее целесообразно строить по принципу интеграции в педагоги­чески целесообразном объединении и трансформации сведений из разных наук. Этот принцип был заложен В. Ф. Зуевым, затем поддержан и обоснован А. Я. Гердом (см. с. 27 настоящего посо­бия). Вместе с тем имеется опыт преподавания в начальной шко­ле самостоятельных учебных предметов естествознания и геогра­фии, например в системе Л. В. Занкова. Однако сравнительного исследования результативности обучения по интегрированным курсам и самостоятельных естествознания и географии не прово­дилось, поэтому, выдвигая данный принцип, мы опирались на рет­роспективные научные исследования и длительную педагогиче­скую практику.

3. Необходим учет дидактических принципов, которые должны быть руководящими при трансформации научного знания в учеб­ный предмет.

Читайте также:
Конек горбунок программа какого класса

5. Тесно связан с принципом практической направленности дру­гой специфический принцип — краеведческий. Начало этому прин­ципу было положено В. Ф. Зуевым. Сущность его заключается в том, в начальной школе ребенок должен изучить окружающую его природную и социальную среду. Это создает хорошую основу для формирования отчетливых представлений о природе и социологии отдаленных территорий Земли.

6. Отбор естествоведческого содержания с учетом принципа эко­логической направленности определяется требованиями времени. В самом деле, экологических знаний, экологической культуры тре­бует любая отрасль практической деятельности человека, даже быт. В наше время влияние человека на природу становится все силь­нее и заметнее. Одной из сторон этого влияния является исполь-

зование человеком природных ресурсов в своей хозяйственной де­ятельности. Но природные ресурсы в конечном итоге исчерпаемы. И при длительном и нерациональном использовании они могут ис­сякнуть. Отсюда понятна угроза существованию жизни на Земле.

В этом плане у человечества достаточно серьезных опасений: ко многим проблемам — политическим, военным, экономическим, энергетическим — добавляется еще одна — экологическая. Поэто­му в нашей стране обязанность охранять-природу стала требовани­ем конституции, а экология — необходимым образовательным ком­понентом всех естественнонаучных учебных дисциплин. Наиболее существенными в экологическом образовании младших школьни­ков являются следующие положения:

— знания, подводящие к пониманию некоторых фундаментальных основ экологии, сформулированных Коммонером в виде законов;

— практические меры по восстановлению нарушенного в приро­де равновесия;

— правила поведения в природе.

7. Необходимым условием отбора содержания является принцип генерализации знаний. Реализация его требует решения проблемы преемственности между начальным и последующими этапами ес­тественнонаучного образования.

8. Содержание начального естественнонаучного образования дол­жно отвечать общественным целям воспитания и развития подрас­тающего поколения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Григорьева текст МПЕ а5

Работа по стандартизации образования – процесс, который длится вместе с открытиями в науке. Образовательные стандарты постоянно обновляются. Вопросы для контроля 1. В чем заключается значение педагогической деятельности В.Ф. Зуева для становления отечественной методики естествознания? 2. Каковы особенности преподавания курса естественной истории в первой половине XIX века?

3. Какие важные проблемы методики преподавания естествознания были решены А.Я. Гердом? Почему его называют основоположником отечественной методики естествознания как науки? 4. Какое значение для развития естественнонаучного образования в России имеет педагогическая и литературная деятельность К.Д. Ушинского?

5. Какую роль в развитии методики преподавания естествознания и географии сыграли работы Д.Д. Семенова? 6. Какой вклад в развитие отечественной методики естествознания внес Д.Н. Кайгородов? 7. Какой вклад в развитие методики как науки внес В.В. Половцов?

8. Какую роль в развитии методики естествознания сыграли работы К.П. Ягодовского? 9. Выделите основные особенности развития естественнонаучного образования в 1917–1931 гг. Кто из отечественных педагогов оказал существенное влияние на становление методики естествознания в советской школе? 10. Как развивалась отечественная методика естествознания после 1931 года?

Кто из отечественных педагоговестественников внес существенный вклад в развитие методики в период с 1931 по 1959 г.? 70

Глава III ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Вспомните: 1. Что такое принцип обучения? 2. Какие принципы выделены дидактикой? 3. Какие принципы обучения лежат в основании известных вам естественнонаучных программ?

4. Что понимается под экологическим образованием школьников? Содержание учебного предмета должно отбираться с учетом определенных принципов, т.е. основных, исходных положений, нормативных требований, лежащих в основе дидактического процесса. Они соответствуют уровню развития общества, науки и культуры. В основу содержания начального естественнонаучного образования положены как классические, давно известные принципы, так и новые, отражающие современный уровень развития научного знания и социальный заказ школе. 72

Читайте также:
Программа для Андроид для того что бы не было рекламы

О БЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В первой главе уже говорилось об отличии школьного предмета от научной дисциплины. Естественнонаучные дисциплины изучаются в высшей школе, слушатели которой знакомы с элементарным курсом и имеют навыки самостоятельной работы.

Поэтому вузовские дисциплины излагаются так, как этого требует современное состояние науки, как с точки зрения ее материала, так и методов исследования. При отборе содержания школьного учебного предмета необходимо учитывать психологические особенности младших школьников, которые еще не умеют учиться, т.е. самостоятельно добывать знания и правильно воспринимать услышанное и прочитанное. «При изложении учебного материала в школе центр тяжести всего дела лежит именно в том, чтобы содействовать всестороннему развитию ученика в целях общего образования…» 40 . Поэтому серьезное внимание должно уделяться подбору материала, методам его обработки и приемам изложения.

В основу примерной программы по предмету «Окружающий мир» положен принцип интеграции , т.е. объединения знаний различных дисциплин. В современной дидактике под интеграцией знаний принято понимать взаимопроникновение знаний , выводящее ученика на понимание научной картины мира (НКМ). Объединяющей основой НКМ являются представления о фундаментальных характеристиках природы и основных законах естествознания. Совершенно очевидно, что в начальной школе не может быть сформировано представление о НКМ, т.к. в основе ее 40 Половцов В.В. Общая методика естествознания. – М., 1914. – С. 45 73

построения лежат такие категории, как материя, движение, пространство, время, которые недоступны для усвоения младшими школьниками. Вероятно, правильнее было бы говорить о первоначальных представлениях о целостности мира. Идеи интеграции знаний выдвигались еще А. Дистервегом, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским.

Герд А.Я считал, что в начальной школе нет места отдельным естественным наукам (ботанике, зоологии, минералогии, физике и т.д.). Здесь нужно изучать единую науку о неорганическом и органическом мире. Многолетняя практика изучения интегрированного курса «природоведение» подтвердила правильность такого подхода.

В примерной программе по предмету «Окружающий мир» объединяются естественнонаучные и обществоведческие знания. Возможность эффективной интеграции сведений из естественных и общественных наук очень спорна.

Дело в том, что естествознание и обществознание имеют различные объекты изучения (соответственно природу и общество) и относятся философией к различным областям человеческих знаний. Их развитие веками проходило независимо друг от друга и не было связано ни методологией, ни методами научного исследования.

Методики преподавания естественных и общественных наук развиваются достаточно самостоятельно и имеют прочные общие связи только с дидактикой. В дидактике выделены общие принципы обучения , которыми нужно руководствоваться при трансформации научного знания в учебный предмет. В основе построения любого школьного курса должен лежать принцип научности , но это не означает, что школьный предмет должен стать точной копией науки в сжатом виде. «Таким образом, – считал В.В. Половцов, – …неизбежно вводится догматизм, так как в погоне за сжатым изложением обильных фактов неизбежно приходится выпускать самое ценное, т.е. 74

научную обработку этих фактов. Это то же самое, что выпустить кровь из живого организма и засушить его!» 41 . Научность предполагает отбор проверенного фактического материала и его обработку и исследование научными методами. В начальном курсе естествознания невозможно полное изложение научной дисциплины и применение всего разнообразия методов обработки материала.

Отбираться должен только тот материал, который знакомит младших школьников с основными объектами окружающего мира и служит пониманию закономерностей протекания природных явлений и процессов. Преподаватель обязан выбрать самое существенное и опустить все остальное, не дающее ничего нового по сравнению с уже изученным.

Например, при введении представления о насекомых вполне достаточно выделить их главный отличительный признак – три пары ног, по которому дети легко узнают этих животных в природе. Все остальные особенности строения насекомых школьники изучат в курсе зоологии.

Читайте также:
Как работает программа brutus

При знакомстве с размножением растений нужно выяснить роль опыления, основные способы распространения плодов и семян и этапы развития растений из семени. Эти явления дети могут проследить самостоятельно.

Введение представлений о споровом размножении растений будет в данном случае совершенно бесполезно, т.к. учащиеся младшего школьного возраста не смогут усвоить отличие гаметофита от спорофита. Учебный материал должен быть изложен с учетом принципа доступности. Этот принцип предполагает использование определенных правил, выработанных в педагогической науке со времен Я.А.

Коменского. В их основе лежит знание возрастных особенностей детей. Вот важнейшие из дидактических правил: 41 Половцов В.В. Общая методика естествознания. – М., 1914.– С. 47 75

1. От простого – к сложному, от известного – к неизвестному. Эти правила предполагают начинать изучение курса не только с наиболее легкого и знакомого учащимся материала, но и использовать при этом самые простые методы и учебное оборудование.

С этой точки зрения недопустимо в начальной школе изучение одноклеточных растений и животных, несмотря на то, что они имеют самое простое строение, т.к. знакомство с простейшими организмами требует использования микроскопа. 2. От близкого к далекому. Это правило лежит в основе краеведческого принципа обучения, который раскрывается ниже. 3. От конкретного к отвлеченному.

Это правило требует, чтобы обобщению и выведению определенных закономерностей предшествовало знакомство с конкретными объектами и явлениями, которые будут служить основой для создания в сознании ребенка ярких образов окружающего мира. Вышеназванные правила не все используются в технологиях развивающего обучения, которые будут рассмотрены в следующих главах. Вопрос о доступности учебного материала во всех спорных случаях выясняется экспериментальными исследованиями, которые дают объективные данные об уровне знаний учащихся и позволяют определить причину низких результатов. Одним из старейших в дидактике является принцип наглядности, который будет подробно рассмотрен при изучении наглядных средств и методов обучения. При изложении материала учебного предмета необходи- мо соблюдать принцип систематичности и последовательно- сти, который отвергает изучение отдельных фактов без выяснения их значения и связи с ранее изученным материалом. «Это 76

особенно относится к описаниям животных и растений, в которых нередко останавливаются на таких деталях внешних форм, которые в сущности никакого существенного образовательного значения не имеют» 42 . Построение материала школьного курса должно быть связным и цельным. Каждое последующее положение необходимо выводить из предыдущего.

Логика построения курса естествознания базируется на уже названных дидактических правилах: «от неживого к живому», «от близкого к далекому», «от простого – к сложному». Из вышеизложенного вытекает принцип преемственности знаний , который требует последовательного перехода от одного курса к другому; усложнения методов изучения предмета; последовательного развития понятий и практических умений; возрастания требований к уровню подготовки школьников; углубления и укрепления межпредметных связей.

Этот принцип предполагает и усиление пропедевтической роли начального курса естествознания, т.е. выделения предварительного круга знаний и умений для подготовки младших школьников к изучению биологии, географии, физики, химии в средней школе. В настоящее время между естественнонаучными программами для начальной и основной школ существуют значительные расхождения.

В то же время в программах А.А. Вахрушева, А.А. Плешакова есть большие разделы пропедевтического характера, позволяющие сформировать у учащихся первоначальные представления из естественнонаучных курсов основной школы. Однако для того, чтобы добиться усиления пропедевтической роли начального естествознания необходимо изучать новый материал с опорой на уже имеющиеся знания; развивать у учащихся практические умения, прису- 42 Половцов В.В. Общая методика естествознания. – М., 1914. – С. 46 77

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru