Что такое консольные программы Windows

Консольные приложения представляют собой систему средств взаимодействия пользователя с компьютером, основанную на использовании текстового (буквенно-цифрового) режима дисплея или аналогичных (командная строка MS-DOS, Far). Консольные приложения очень компактны не только в откомпилированном виде, но и в текстовом варианте, и имеют такие же возможности обращаться к ресурсам Windows посредством API-функций, как и обычные графические приложение.

Для работы с консольными приложениями Windows используются соответствующие функции Windows API. В программе на ассемблере записываются имена вызываемых функций как внешние, а сами функции расположены в системном каталоге Windows. Для обращения к ним используется подключаемый файл библиотеки (*.lib), в котором указывается, в каком системном.dll файле расположена вызываемая функция и файл описания прототипов функций (*.inc). Для подключения файла библиотеки используется директива includelib, для подключения файла прототипа – директива include:

Полезные команды для командной строки

Подключаемые библиотеки могут указываться в программе при помощи директивы includelib или при сборке приложения (команда link).

Пример простейшего консольного приложения.

.MODEL flat, stdcall

STD_OUTPUT_HANDLE EQU -11 ; константа Win API

consoleOutHandle dd? ; дескриптор консоли вывода

bytesWritten dd? ; количество байт(вспомогательная)

message db «Привет всем!»,13,10,0; текст (13 = r, 10=n 0=)

h EQU $-message; ; длина текстовой строки (константа)

main PROC ; начало функции

INVOKE GetStdHandle, STD_OUTPUT_HANDLE; Получить дескриптор консоли ввода

mov consoleOutHandle,eax ; поместить его в EAX

INVOKE CharToOem,offset message,offset message; перекодировка сообщения

INVOKE WriteConsole, ; функция вывода в консоль

consoleOutHandle, ; дескриптор консоли

offset message, ; указатель строки

eax, ; длина строки

offset bytesWritten, ; количество выведенных байт

0 ; возвращается функцией

INVOKE ExitProcess,0 ; Окончание программы

main ENDP ; окончание процедуры (функции)

END main ; окончание модуля

Функция получения дескриптора стандартного устройства ввода, вывода или ошибки в зависимости от переданного константного параметра:

HANDLE WINAPI GetStdHandle(__in DWORD nStdHandle);

nStdHandle может принимать значения

STD_INPUT_HANDLE = -10 устройство ввода

STD_OUTPUT_HANDLE = -11 устройство вывода

STD_ERROR_HANDLE = -12 ошибка

Функция перекодировки русского текста, введенного в Win-кодовой странице, в код, читаемый в консоли (DOS-кодировку). Возвращаемое значение 1 в случае успешной перекодировки.

BOOL CharToOem(LPCTSTR lpszSrc, LPSTR lpszDst)

lpszSrc – указатель на строку-источник;

lpszDst – указатель на строку-приемник;

Функция вывода текстовой информации в консоль.

BOOL WINAPI WriteConsole(

__in HANDLE hConsoleOutput,

__in const VOID* lpBuffer,

Команды Windows

__in DWORD nNumberOfCharsToWrite,

__out LPDWORD lpNumberOfCharsWritten,

__reserved LPVOID lpReserved);

hConsoleOutput – дескриптор буфера вывода консоли, который может быть получен при помощи функции GetStdHandle.

lpBuffer – указатель на буфер, где находится выводимый текст.

nNumberOfCharsToWrite – количество выводимых символов.

lpNumberOfCharsWritten – указывает на переменную DD, куда будет помещено количество действительно выведенных символов.

lpReserved – резервный параметр, должен быть равен 0.

Буфер, где находится выводимый текст, не обязательно должен заканчиваться нулем, поскольку для данной функции указывается количество выводимых символов.

Функция завершения Windows-приложения.

VOID WINAPI ExitProcess(__in UINT uExitCode);

параметр uExitCode – код завершения.

Для трансляции консольного приложения из командной строки используются следующие команды

ml /с /coff cons1.asm

link /subsystem:console cons1.obj

При этом необходимо объявить все вызываемые API-функции как внешние с помощью директивы EXTERN.

Трансляция из Visual Studio осуществляется аналогично диалоговому приложению, но необходимо указать платформу subsystem:console либо при создании проекта (тип Win32 Console Application), либо указать в уже существующем проекте в окне свойств.

Основные динамические библиотеки kernel32.lib user32.lib gdi32.lib winspool.lib comdlg32.lib advapi32.lib shell32.lib ole32.lib oleaut32.lib uuid.lib odbc32.lib odbccp32.lib подключаются в командной строке редактора связей link.exe в Visual Studio, поэтому отсутствие директив типа

не будет ошибкой.

Читайте также:
Программы которые сделают Windows 10 красивее

Библиотеки kernel32.lib, user32.lib подключаются линковщиком по умолчанию, поэтому нет необходимости подключать их директивой includelib.

Консольные приложения могут создать свою консоль. В этом случае весь ввод-вывод будет производиться в эту консоль. Если приложение консоль не создает, то здесь может возникнуть двоякая ситуация: либо наследуется консоль, в которой программа была запущена (например, консоль Fara), либо Windows создает для приложения свою консоль.

Для того чтобы создать свою консоль, используется функция

BOOL WINAPI AllocConsole(void);

По завершении программы все выделенные консоли автоматически освобождаются. Однако это можно сделать и принудительно, используя функцию

BOOL WINAPI FreeConsole(void);

Дополнительные функции для работы с консолью

Функция чтения строки из буфера консоли

BOOL WINAPI ReadConsole(

__in HANDLE hConsoleInput,

__out LPVOID lpBuffer,

__in DWORD nNumberOfCharsToRead,

__out LPDWORD lpNumberOfCharsRead,

__in_opt LPVOID pInputControl);

hConsoleInput – дексриптор буфера ввода консоли, полученного функцией GetStdHandle.

lpBuffer – указатель на буфер, куда помещается вводимый текст.

nNumberOfCharsToRead – длина буфера ввода.

lpNumberOfCharsRead– указатель на переменную DD (32 бит), куда будет помещено количество действительно введенных символов.

pInputControl – резервный параметр, должен быть равен нулю.

Функция опредления размеров окна консоли

BOOL WINAPI SetConsoleScreenBufferSize(

__in HANDLE hConsoleOutput,

__in COORD dwSize);

hConsoleOutput – дексриптор буфера вывода консоли;

dwSize – структура координат, задающая размер окна консоли:

Функция установки позиции курсора в окне консоли

BOOL WINAPI SetConsoleCursorPosition(

__in HANDLE hConsoleOutput,

__in COORD dwCursorPosition);

hConsoleOutput– дексриптор буфера выходной консоли;

dwCursorPosition– структура координат COORD, определяющая позицию курсора.

Функция определения заголовка окна консоли

BOOL WINAPI SetConsoleTitle(__in LPCTSTR lpConsoleTitle);

lpConsoleTitle — указатель на строку имени консоли, заканчивающуюся нуль-символом.

Функция определения атрибутов вводимых символов в окне консоли

BOOL WINAPI SetConsoleTextAttribute(

__in HANDLE hConsoleOutput,

__in WORD wAttributes);

hConsoleOutput – дексриптор буфера вывода консоли;

wAttributes – цвет букв и фона, получаемый путем комбинации констант

FOREGROUND_BLUE equ 1h;синий

FOREGROUND_GREEN equ 2h;зеленый

FOREGROUND_RED equ 4h;красный

FOREGROUND_INTENSITY equ 8h;интенсивный

BACKGROUND_BLUE equ 10h;синий фон букв

BACKGROUND_GREEN equ 20h;зеленый фон букв

BACKGROUND_RED equ 40h;красный фон букв

BACKGROUND_INTENSITY equ 80h;интенсивный фон букв

Функция, задающая цвет фона консоли (путем закрашивания фона отдельных символов)

BOOL WINAPI FillConsoleOutputAttribute(

__in HANDLE hConsoleOutput,

__in WORD wAttribute,

__in DWORD nLength,

__in COORD dwWriteCoord,

__out LPDWORD lpNumberOfAttrsWritten);

hConsoleOutput – дексриптор буфера вывода консоли;

wAttribute – атрибут цвета фона символа в консоли;

nLength – количество ячеек символов, фон которых устанавливается заданным цветом;

dwWriteCoord – координаты первой закрашиваемой ячейки;

lpNumberOfAttrsWritten – указатель на 4-байтный идентификатор, в который записывается количество реально закрашенных ячеек.

Функция, получающая информацию о клавиатуре и мыши в консольном режиме:

BOOL WINAPI ReadConsoleInput(

__in HANDLE hConsoleInput,

__out PINPUT_RECORD lpBuffer,

__in DWORD nLength,

__out LPDWORD lpNumberOfEventsRead);

hConsoleInput – дескриптор входного буфера консоли;

lpBuffer – указатель на структуру (или массив структур) PINPUT_RECORD, в которой содержится информация о событиях, происшедших с консолью;

nLength – количество получаемых информационных записей (структур);

lpNumberOfEventsRead – указатель на двойное слово, содержащее количество реально полученных записей.

Структура PINPUT_RECORD используется для получения события, происшедшего в консоли. Всего системой зарезервировано пять типов событий:

KEY_EV equ 1h ; клавиатурное событие

MOUSE_EV equ 2h ; событие с мышью

WINDOW_BUFFER_SIZE_EV equ 4h ; изменился размер окна

MENU_EV equ 8h ; зарезервировано

FOCUS_EV equ 10h ; зарезервировано

Остальные байты структуры зависят от происшедшего события.

bKeyDown DD?;При нажатии клавиши значение поля больше нуля

wRepeatCount DW?;Количество повторов при удержании клавиши

wVirtualKeyCode DW?;Виртуальный код клавиши

Читайте также:
Как поменять курсор мыши на Windows 10 без программ

wVirtualScanCode DW?;Скан-код клавиши

UnicodeChar DW?;код символа в формате Unicode

;для функции (ReadConsoleInputW)

AsciiChar DB?;код символа в формате ASCII

ENDS ;для функции (ReadConsoleInputA)

dwControlKeyState DD?;Содержится состояния управляющих клавиш.

;Может являться суммой следующих констант:

; RIGHT_ALT_PRESSED equ 1h

; LEFT_ALT_PRESSED equ 2h

; RIGHT_CTRL_PRESSED equ 4h

; LEFT_CTRL_PRESSED equ 8h

; SHIFT_PRESSED equ 10h

; NUMLOCK_ON equ 20h

; SCROLLLOCK_ON equ 40h

; CAPSLOCK_ON equ 80h

; ENHANCED_KEY equ 100h

dwMousePosition COORD <>;координаты курсора мыши

dwButtonState DD? ; состояние кнопок мыши.

;первый бит — левая кнопка,

;второй бит — правая кнопка,

;третий бит — средняя кнопка.

;Бит установлен — кнопка нажата.

dwControlKeyState DD? ; Состояние управляющих клавиш

dwEventFlags DD? ; Может содержать значения:

; MOUSE_MOVED equ 1h; было движение мыши

; DOUBLE_CLICK equ 2h; был двойной щелчок

dwSize COORD <>; новый размер консольного окна

События MENU_EVENT_RECORD и FOCUS_EVENT_RECORD зарезервированы.

Структура, объединяющая все типы событий:

Источник: infopedia.su

Консольные приложения для Windows

Консольные приложения — некогда единственная форма программного обеспечения для работы конечного пользователя, с которой сталкивался средний человек использовавший компьютер. И после широкого распространения программ с графическим интерфейсом, консольные приложения еще долго сохраняли свое значение. Но постепенно программное обеспечение с GUI практически полностью вытеснило приложения с текстовым интерфейсом из повседневного использования у среднего конечного пользователя.

Однако и сейчас есть консольные приложения, которые могут в большей или меньшей степени конкурировать с программами графического интерфейса, быть полезными среднему пользователю для использования на современных компьютерах при решении разнообразных задач.

  • Консольные приложения для Windows. Файловые менеджеры
  • Консольные приложения для Windows. Мультимедиа
  • Консольные приложения для Windows. Веб браузеры
  • Консольные приложения для Windows. Текстовые редакторы

Помимо консольных файловых менеджеров, мультимедийных программ, текстовых редакторов, веб браузеров есть еще масса программ и утилит с текстовым интерфейсом, которые могут применяться под Windows; как отдельные, так и сразу имеющиеся в дистрибутиве MS Windows. Например, ipconfig и netstat для работы с сетью, встроенный FTP клиент Windows, который может быть удобен для некоторых задач, CommandBurner для записи на CD / DVD из командной строки или cdburn с dvdburn из Windows Server 2003 Support Tools для того же самого, и т.д.

Источник: www.kompx.com

Консольные приложения для windows

В настоящее время, когда у разработчиков программного обеспечения появляется всё больше возможностей для сознания приложений со сложным графическим интерфейсом, консольные приложения по-прежнему прочно удерживают свои позиции, даже в такой, казалось бы им среде, как современная операционная система Windows. Это объясняется в первую очередь простотой их исполнения и некоторыми специфическими особенностями консольных приложений, которые делают их в ряде случаев более подходящими для решения задачи, чем приложения с графическим интерфейсом. Один минус: выглядят такие приложения очень уныло и однообразно, как безликая серая масса букв и цифр на чёрном фоне окна консоли. Но не всё так безнадёжно, как может показаться на первый взгляд. В этой статье я попытаюсь дать несколько полезных рецептов расширения функциональности консольных приложений и придания их внешнему виду большей выразительности.

И так: начнём с заголовка окна консоли. При запуске программы в заголовке окна отображается полное имя файла, с которого было запущено приложение. Вместо имени файла, в заголовке окна можно указать любой другой текст: название приложения, например. Это делается с помощью функции SetConsoleTitle. Далее рассмотрим проблему с выводом на консоль текста кириллицы.

Практически каждому программисту когда-нибудь приходилось с этим сталкиваться. По сложившейся традиции, для вывода текста на консоль в большинстве примеров на C++ используются функции стандартной библиотеки, такие как printf или puts, которые работают с текстом в кодировке OEM, что соответствует кодовой странице 866 для русского языка.

Читайте также:
Программа Windows media player это

То же самое происходит при использовании потока вывода cout. Но проблема в том, что большинство текстовых редакторов для Windows работают с текстом в кодировке ANSI, что для русского языка соответствует кодовой странице 1251. Как решить эту проблему? Проще всего использовать функции, которые записывают текст непосредственно в буфер консоли, а не в стандартный поток. Для этого нужно в программный код включить заголовочный файл CONIO.H и, вместо функций printf и puts, вызывать аналогичные функции _cprintf и _cputs. Так они выглядят в коде на Visual C++:

Несложно написать и собственную процедуру вывода текста на консоль с использованием системной функции WriteConsole. Вот пример такой процедуры: А вот так она используется: Как вы уже наверно заметили, для перевода строки необходимо указывать последовательность из двух символов: «rn», в отличие от стандартного потока, где указывается лишь один символ ‘n’.

Но бывает и так, что нужно вывести текст именно через стандартный поток, чтобы его можно было перенаправить в текстовый файл или в другое консольное приложение. Для этого текст нужно перевести в другую кодировку с помощью функции CharToOem. Или использовать функцию WideCharToMultiByte с параметром CP_OEMCP, если ваш текст в кодировке UNICODE. Размер буфера консоли по умолчанию равен 80х300, т.е.

300 строк по 80 символов каждая. Задать буферу консоли другой размер можно при помощи функции SetConsoleScreenBufferSize. Атрибутами текста консоли являются: цвет символов и цвет заднего фона. Код атрибута соответствует числовому значению в диапазоне от 0x00 до 0x7F. Так выглядит таблица с числовыми значениями атрибутов текста в шестнадцатеричном коде:

00 01 02 03 04 05 06 07 08 09 0A 0B 0C 0D 0E 0F
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1A 1B 1C 1D 1E 1F
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 2A 2B 2C 2D 2E 2F
30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 3A 3B 3C 3D 3E 3F
40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 4A 4B 4C 4D 4E 4F
50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 5A 5B 5C 5D 5E 5F
60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 6A 6B 6C 6D 6E 6F
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 7A 7B 7C 7D 7E 7F

Функция SetConsoleTextAttribute задаёт выводимому тексту указанный атрибут. Для задания всему окну консоли указанных атрибутов применяется функция FillConsoleOutputAttribute. Позиционирование текста (т.е. установка курсора на позицию с заданными координатами) производится с помощью функции SetConsoleCursorPosition.

Полный код моего примера в Visual C++ 2005 выглядит так: Приведённый пример был создан в среде Visual C++ 2005 как проект Win32 Console Application. В заключение хочу отметить, что возможности консольного интерфейса Windows отнюдь не исчерпываются теми функциями, которые были упомянуты в этой статье. Не было рассказано про получение и обработку сообщений от мыши, об использовании в консольных приложениях возможностей графического интерфейса Windows. Но об этом речь пойдёт в дальнейших публикациях. Источник

Источник: onecomp.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru