3.3. Программа коррекционной работы, рабочие программы по предметным областям, адаптированная образовательная программа – соотнесение содержания и формы интеграции.
Содержание Адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ не является исключительным и изолированным от основных положений Основной общеобразовательной программы, реализуемой в той или иной образовательной организации. Коррекционная составляющая АОП должна соответствовать Программе коррекционной работы, разрабатываемой в рамках ООП начального (основного, среднего) общего образования.
Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении ООП Н(О,С)ОО, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации ООП НОО. Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации образовательного процесса.
Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с ОВЗ (Першина Н.А.)
Программа коррекционной работы образовательного учреждения должна отражаться и в других разделах ООП (на примере начальной школы), таких как «Пояснительная записка»; «Учебный план с пояснительной запиской», в направлениях деятельности, связанных с организацией внеурочной деятельности для детей с ОВЗ; «Планируемые результаты за курс первой ступени образования»; «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»; а также «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».
Приведем краткое сравнительное описание Программы коррекционной работы в рамках ООП ОО и Адаптированной индивидуальной образовательной программы.
Программа коррекционной работы
Адаптированная образовательная программа
Направление деятельности в рамках реализации программы
Коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ;
оказание помощи в освоении ООП ОО; социальная адаптация; обеспечение условий для реализации ООП ОО
Освоение ОП на уровне, доступном ребенку; социальная адаптация
4 года – в соответствии с реализацией содержания ООП, прогнозируемого контингента обучающихся
1 год – в соответствии с рекомендациями ПМПК о создании специальных образовательных условий
Контингент обучающихся, для которых разрабатывается
Дети различных категорий: с ОВЗ (инвалидностью); дети, имеющие парциальные недостатки в развитии школьно-значимых функций;слабое здоровье; находящиеся в трудной жизненной ситуации и другие.
1 ребенок из любой категории, имеющий статус «ребенок с ОВЗ» и/или «ребенок-инвалид»
Разрабатывается и реализуется
Под руководством администрации ОО специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, учителями (воспитателями)
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью
Под руководством администрации ОО (координатора по инклюзии, руководителя СППС) специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, учителями (воспитателями) с привлечением родителей ребенка с ОВЗ в рамках деятельности ППк
Управляющим Советом ОО
Директором ОО, подписывается родителями ребенка с ОВЗ
Взаимодействие специалистов ОО; социальное партнерство
Взаимодействие в «мини-команде»; взаимодействие с родителями; «гибкая» система «ведения» ребенка в зависимости от актуальных задач
Направления коррекционной работы
Диагностическое; коррекционно-развивающее; консультативное; информационно-просветительское; профилактическое; координационное; экспертное
Диагностическое; коррекционно-развивающее; профилактическое, другие – в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающегося с ОВЗ (инвалидностью)
Планируемые результаты коррекционной работы
Освоение ООП всеми категориями детей, требующими организации психолого-педагогического сопровождения
Положительная динамика развития ребенка; освоение ООП на доступном уровне; положительное эмоциональное состояние ребенка, класса; удовлетворенность родителей
Опишем кратко основные направления деятельности учителя класса (совместно с учителем-дефектологом, учителем-логопедом) в рамках адаптации образовательной программы по основным предметным областям.
Адаптация образовательной программы необходима для решения задач:
-компенсации дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка;
— реализации потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;
— выполнения государственного заказа на оказание образовательной услуги.
В нашем понимании, адаптация образовательной программы включает следующие направления деятельности учителя:
- Анализ и «купирование» содержания предметной области на данном этапе обучения;
- Изменение структуры и временных рамок;
- Использование тех или иных форм организации учебной деятельности;
- Использование тех или иных технологических приемов;
- Использование тех или иных дидактических материалов.
Источник: studfile.net
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ: требования, правила, примеры
Политика государства относительно образования направлена на повышение его качества и доступности для всех в равной степени. Прежде всего, данный вопрос касается образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). На педагогов, учителей и воспитателей, в данной ситуации возлагается большая ответственность за создание необходимых условий обучения, которые отражаются в специальных (иногда индивидуальных) адаптированных образовательных программах (АООП).
Написание таких программ регламентируется ФГОС образования обучающихся с ОВЗ:
- Стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
- Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Разобраться в том, как написать необходимую адаптированную образовательную программу в соответствии с ФГОС, достаточно просто. В этом поможет памятка «Составление АООП по группам ОВЗ».
Сейчас в нашем центре можно пройти повышение квалификации по работе с детьми с ОВЗ со СКИДКОЙ 60%:
*-указана стоимость со скидкой 60%
Чтобы воспользоваться скидкой, свяжитесь с нами удобным способом – специалист поможет оформить льготную заявку.
Виды и структура адаптированных образовательных программ
В соответствии с требованиями ФГОС, подразумевается, что все адаптированные образовательные программы подразделяются в зависимости от вида заболевания детей: глухие; слабослышащие и позднооглохшие; слепые; слабовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с расстройствами аутистического спектра; с умственной отсталостью. В свою очередь данные группы детей с ОВЗ подразделяются на несколько вариантов составления адаптированной программы. Выбор варианта зависит от уровня развития и наличия/отсутствия дополнительных ограничений здоровья у обучающегося.
Таким образом, получается, что стандарт по составлению АООП для детей с ОВЗ, состоит из трех уровней:
- Основная (общая) часть: в ней указано, что должно быть в каждой АООП.
- Специальная часть (приложения к стандарту):для каждой группы детей с ОВЗ, для которых АООП отличаются друг от друга.
- Специфическая часть (варианты в приложении):указаны варианты АООП для каждой группы детей с ОВЗ.
В итоге получаем, что АООП пишется отдельно для каждого уровня (варианта) отдельной группы заболевания.
В помощь преподавателям, воспитателям и учителям существует множество литературы и Интернет-сервисов, посвященных вопросам работы с детьми с ОВЗ, специфике их обучения, работы с семьей, нормативно-правовой базы. Мы подобрали «Наиболее актуальные и полезные ресурсы по работе с детьми с ОВЗ», на которых помимо правил написания АОП, есть готовые адаптированные программы по группам ОВЗ для преподавателей, учителей и воспитателей.
Источник: razvitum.ru
Адаптивная программа: методическая помощь в разработке
В наше время происходят серьезные изменения в системе образования, и это не может не радовать. Ведь если ранее детей с ОВЗ отправляли учиться, а иногда и жить, исключительно в специализированные заведения, то сейчас в этом нет такой необходимости — адаптивная программа в ДОУ или в школе разрабатывается для каждого конкретного ребенка с учетом его особенностей здоровья.
Методлитература вам в помощь…
С одной стороны, вопрос, конечно, спорный, а будет ли на самом деле воспитаннику, имеющему серьезные проблемы со здоровьем, лучше среди здоровых детей, а не себе подобных? Ведь мы все знаем и постоянно слышим, насколько жестоки сейчас дети. И для детей с ОВЗ не каждое образовательное учреждение может предложить необходимые условия. Понятно, что программу напишут и работать с таким ребенком будут, но вот кто его защитит от насмешек и жестокости со стороны сверстников?
Я лично знаю много примеров, как тяжело детям эмоционально каждый день приходить в школу и ощущать на себе постоянные взгляды одноклассников, детей из других классов. И несмотря на то, что ФГОС предусматривает равные возможности обучения для каждого ребенка в нашей стране, я считаю, что есть еще над чем подумать по данной проблеме. А как вы относитесь к тому, что наша система образования теперь включает инклюзивный подход? Есть ли у вас воспитанники и дети знакомых, которые рады обучению по адаптивным программам в рамках ДОУ и школ?
Ну а я пользуясь случаем хочу порекомендовать несколько полезных вебинаров и программу профессиональной переподготовки с возможностью рассрочки оплаты для тех, кто работает в системе ОВЗ:
- офлайн-вебинар «Новые профессиональные компетенции педагогов в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ» (объем 4 ч.);
- офлайн-вебинар «Реализация современных методов коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС» (объем 4 ч.);
- профессиональная переподготовка по программе «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту» (252 часа) аванс.
Можно однозначно утверждать, что без повышения уровня квалификации, профессиональной подготовки или участия в вебинарах по инклюзивной тематике невозможно ни написать адаптивную образовательную программу в соответствии со стандартом, ни проводить учебные занятия с детьми с ОВЗ на должном уровне.
Разработка адаптивной программы
Адаптивные рабочие программы имеют некоторые особенности, но если вы уже составляли стандартную рабочую программу и имеете хорошую теоретическую базу по инклюзивному образованию, то можете не волноваться — вы справитесь и с этой задачей.
Прежде всего рекомендую ознакомиться с «Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» , которая представлена уже в 4-ом издании и включает базу для индивидуализации процесса дошкольного образования.
А педагогам по физкультуре будет настольным пособием книга О. Евсеевой и А. Картавцевой «Комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей в ДОУ» .
Какие дополнительные разделы включить в адаптивную программу?
Из этого основного списка что-то может быть не обязательным для конкретной программы, а что-то придется и добавить с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Варианты адаптивных программ настолько разнообразны, что сложно дать какой-то единый алгоритм их разработки.
Поэтому участвуйте в вебинарах, которые я упоминала выше, прочитайте специализированные пособия, пройдите повышение квалификации — и будите хорошо разбираться в инклюзивном образовании, а это уже шаг на ступеньку выше в вашем профессиональном мастерстве и возможность стать ценным сотрудником в вашем ДОУ.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Источник: metodbv.ru
Что такое адаптированная образовательная программа это
Чем отличается индивидуальный учебный план от адаптированной образовательной программы?
11 Январь 2019 8:08:54
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.
Индивидуальный учебный план и адаптированная образовательная программа направлены на коррекцию индивидуальных особенностей обучающегося. Однако, в отличии от индивидуального учебного плана адаптированная образовательная программа направлена на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Целью реализации адаптированной образовательной программы является коррекция нарушений развития и социальная адаптация указанных лиц, в то время как целью индивидуального учебного плана соответствие знаний обучающегося современным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. На практике разница между обучающимися, имеющими недостатки в психологическом развитии, и обучающимися, особенности которого выражаются в отсутствии мотивации на обучение по традиционной системе преподавания образовательной программе, выражается в отсутствии (наличии) заключения психолого-медико-педагогической комиссии. То есть, если обучающийся не пройдет ПМПК, то родители могут настаивать на обучении по индивидуальному учебному плану.
При наличии заключения ПМПК, в котором будет указано на наличие у обучающегося нарушений в психологическом развитии, школа вправе отказать в удовлетворении заявления о переводе обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану. Обучающийся, успешно осваивающий образовательную программу в рамках обучения по индивидуальному учебному плану, может «возвращен» на обучение по традиционной образовательной программе.
Источник: www.finexg.ru