Адаптированная программа что это

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / HIGHER EDUCATION / INCLUSIVE EDUCATION / SPECIAL EDUCATIONAL CONDITIONS / STUDENTS WITH DISABILITIES / ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крепс Т.В.

В статье рассматривается разработка адаптированных образовательных программ высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Рассмотрены нормативно-правовая база и алгоритм внедрения адаптированных образовательных программ высшего образования . В процессе реализации АОП в рамках деятельности КГУФКСТ анализируется, как осуществляется развитие адаптивной модели, в которой обучение, воспитание, развитие каждого студента с ОВЗ и инвалидностью исполняется через модернизацию приоритетов деятельности профессорско-преподавательского состава.

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крепс Т.В.

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы

Сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Казанском национальном исследовательском технологическом университете

Инклюзивные процессы в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Обеспечение доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Уральском федеральном округе

Обеспечение специальных образовательных условий для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: актуализация требований

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMS AT THE UNIVERSITY

The article deals with the development of adapted educational programs of higher education for people with disabilities, taking into account the peculiarities of their psychophysical development and individual capabilities. The article considers the legal framework and algorithm for implementing adapted educational programs of higher education . In the process of implementing adapted educational programs in the framework of Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism analyzed how is the development of an adaptive model in which learning, education, development of each student with special needs and disabilities is being implemented through the modernization priorities of the faculty.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗЕ»

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ В ВУЗЕ

Т.В. Крепс, канд. пед. наук

Гуманитарный колледж Кубанского государственного университета физической культуры

(Россия, г. Краснодар)

Аннотация. В статье рассматривается разработка адаптированных образовательных программ высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Рассмотрены нормативно-правовая база и алгоритм внедрения адаптированных образовательных программ высшего образования. В процессе реализации АОП в рамках деятельности КГУФКСТ анализируется, как осуществляется развитие адаптивной модели, в которой обучение, воспитание, развитие каждого студента с ОВЗ и инвалидностью исполняется через модернизацию приоритетов деятельности профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: высшее образование, инклюзивное образование, специальные образовательные условия, обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, адаптированные образовательные программы.

Критерии АОП рассмотрены О.Ю. Муллером, Ф.Д. Рассказовым и Н.А. Ротовой [2]. Вариативности методов обучения и обеспечению обучающихся с ОВЗ и инвалидностью электронными образовательными ресурсами посвящены исследования М.В.

Ростовцевой и В.Т. Ковалевич [3]. Вариативность форм проведения текущего контроля, промежу-

точной и государственной итоговой аттестации и разработка индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков для обучающихся с ОВЗ анализирует К.М. Грабчук [1, с. 115]. Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса рассмотрено Т.А. Ярая и Л.О. Рокотянской [5]. А.Т.

Хакимова и С.В. Абзалова [4] исследуют установление особого порядка освоения дисциплины «Физическая культура» обучающимися с ОВЗ.

Абитуриенту с ОВЗ или инвалидностью необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), а медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) — если достиг совершеннолетия. В заключении будут обозначены специальные образовательные условия для обучающегося, что позволит более точно учесть его образовательные потребности. Обучающийся также пишет личное заявление, в котором указывает, что желает обучаться по адаптированной или индивидуальной образовательной программе. Если обучающийся несовершеннолетний, то заявление принимается от одного из родителей или опекуна.

Механизм внедрения адаптивной образовательной программы высшего образования представлен на рисунке.

Выпускающая кафедра т

Утверждение АОП ВО

Внесение изменений в ОП ВО, экспертиза АОП

^ Сбор первичных данных (ОВЗ, инвалидность). Выявление потребностей в специальных образовательных условиях Рис. Механизм внедрения АОП ВО

При этом рекомендуется сформировать центр инклюзивного образования в учебном учреждении, направленный на выявление у каждого студента с ОВЗ и инвалидностью личной потребности в специальных образовательных условиях.

Выпускающая кафедра и учебно-методический совет образовательного учреждения разрабатывают и проводят экспертизу адаптированной образовательной программы. Выверенный документ, изменения которого внесены в пояснительную записку и учебный план направления подготовки, утверждается на учебно-методическом совете и ученом совете, размещается как официальный документ, регламентирующий образовательный процесс, в том числе на официальном сайте образовательного учреждения высшего образования.

Виды АОП для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью:

— адаптированная образовательная программа высшего образования (АОП ВО) по направлению подготовки;

— АОП ВО для обучающихся отдельных нозологий;

— индивидуальная образовательная программа (ИОП) как комплекс документов, позволяющий выработать индивидуальный образовательный маршрут с изменением сроков обучения и с изменением образовательного процесса в рамках федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).

Проектирование АОП ВО учитывает:

1. ФГОС ВО — изменяться могут только условия освоения;

2. Особые образовательные потребности обучающихся, когда адаптируются учебные материалы с учетом нозологии;

3. Рекомендации и требования к организации образовательного процесса;

4. Реальные условия образовательной организации.

Адаптация образовательных программ содержит изменение структуры и временных рамок образовательной деятельности, использование разнообразных форм, методов и средств учебной деятельности, ресурсное обеспечение образовательной программы, например, мультимедийное оборудование, и организацию дистанционного обучения, образовательную среду вуза, способствующую адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью. Разработка АОП ВО регламентируется методическими рекомендациями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченным возможностями здоровья в образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (Письмо Минобрнауки России от 08.04.2014 г. № АК-44/05вн), и внутренними локальными актами, регламентирующими процесс обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ) занимается практической разработкой вопросов доступности среднего и высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

АОП ВО разрабатывается университетом самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС ВО на основе основной профессиональной образовательной программы высшего образования по соответствующему направлению подготовки и в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

В учебный план Гуманитарного колледжа КГУФКСТ включены адаптационные дисциплины, направленные на совершенствование самосознания, развитие личностных эмоционально-волевых, интеллектуальных и познавательных качеств у обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Адаптационные дисциплины включены в часть учебного плана в качестве факультативных занятий по специальностям. Конфигурация учебного плана в этом случае не изменяется, а дополняется дисциплинами, улучшающими адаптационный потенциал обучающихся. Так, для обучающихся колледжа на 2 курсе проводится факультатив «Технологии инклюзивного образования», объемом 36 академических часов, целью является овладение технологическими основами обучения и развития личности в инклюзивной среде, основами эффективного взаимодействия участников образовательного процесса с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными нуждами.

Читайте также:
Candy crush friends что это за программа и можно ли ее удалить

1. Грабчук К.М. Инклюзивные процессы в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования // Научный вестник Южного института менеджмента. — 2017. — № 2. — С. 115-119.

2. Муллер О.Ю., Рассказов Ф.Д., Ротова Н.А. Внедрение адаптированных образовательных программ для студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2016. — № T8. — С. 41-45.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ростовцева М.В., Ковалевич В.Т. Технология и методы инклюзивного образования // Современное образование. — 2018. — № 2. — С. 140-148.

4. Хакимова А.Т., Абзалова С.В. Проблемы применения адаптивных курсов на занятиях по физической культуре для студентов с ОВЗ // Вопросы педагогики. — 2020. — № 3-1. -С. 222-225.

5. Ярая Т.А., Рокотянская Л.О. Методика оценки эффективности внедрения модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2017. — Т. 5. № 3. — С. 3-17.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 14.10.2020).

В программы практик и государственной аттестации внесена информация об адаптации к особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

В КГУФКСТ преподаватели, реализующие АОП ВО, прошли специальную подготовку в виде курсов повышения квалификации в области инклюзивного образования и работы с лицами с ОВЗ, на начало учебного года это три четверти профессорско-преподавательского состава, к марту 2021 года эта работа будет завершена в целом. Учебно-методическое и информационное обеспечение находит отражение в изготовлении материалов в доступной форме для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, с применением элементов дистанционного обучения на платформах Microsoft Teams и Moodle.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF ADAPTED EDUCATIONAL

PROGRAMS AT THE UNIVERSITY

T.V. Kreps, Candidate of Pedagogic Sciences

Humanities college of Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article deals with the development of adapted educational programs of higher education for people with disabilities, taking into account the peculiarities of their psychophysical development and individual capabilities. The article considers the legal framework and algorithm for implementing adapted educational programs of higher education. In the process of implementing adapted educational programs in the framework of Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism analyzed how is the development of an adaptive model in which learning, education, development of each student with special needs and disabilities is being implemented through the modernization priorities of the faculty.

Keywords: higher education, inclusive education, special educational conditions, students with disabilities, adapted educational programs.

Источник: cyberleninka.ru

Адаптированная программа что это

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 755 «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР АУТИЗМА» ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Зачисление в учреждение

Экспериментальная площадка

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 755 «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР АУТИЗМА» ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

План работы городской экспериментальной площадки

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 755 «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР АУТИЗМА» ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Описание образовательной программы РАС 8.3, 8.4

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее АООП НОО РАС) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АООП НОО РАС самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы.

Цель реализации АООП НОО РАС вариант 8.3 – создание условий для овладения ими учебной деятельностью, и формирования у них общей культуры, разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с расстройствами аутистического спектра и лёгкой умственной отсталостью (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
  • охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
  • формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
  • формирование основ учебной деятельности обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) — (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
  • создание специальных условий для получения образования [1] в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с РАС с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
  • формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с РАС (вариант 8.3).

[1] Часть 2 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом.

В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООП НОО РАС предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

АООП НОО РАС создается на основе Стандарта и при необходимости индивидуализируется. К АООП с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.

Читайте также:
Realtech vr что это за программа

Вариант 8.3. может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность [1] . Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с РАС в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.

Для обеспечения освоения обучающимися с РАС АООП может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций [2] .

Определение варианта АООП для обучающихся с РАС осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

[1] Ст. 79, ч. 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

[2] Ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), вариант 8.4 (далее АООП НОО РАС 8.4) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АООП НОО РАС 8.4 разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными особенностями здоровья (далее — ФГОС НОО ОВЗ) и с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – ПАООП НОО РАС).

На основе АООП НОО РАС 8.4 для каждого обучающегося разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (далее — СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

АООП НОО РАС 8.4 предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работу по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми.

Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).

Специальные условия обучения и воспитания включают использование, с учетом медицинских показаний, аппаратуры разных типов коллективного и индивидуального пользования, при необходимости дополнительных ассистивных средств и средств альтернативной коммуникации.

Цель АООП НОО РАС 8.4 заключается в развитии личности обучающегося, формировании общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формировании необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

— формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся;

— охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

— формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

— формирование основ учебной деятельности;

— создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

— обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО РАС 8.4 и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

— формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.

Источник: autismspb.ru

Адаптированная программа для детей с аутизмом 8.4

autizmy-net.ru

В современном обществе аутизм встречается все чаще и чаще. Организации медицинского и общественного типа провели десятки исследований, а для человечества по-прежнему остается множество нераскрытых вопросов.

Инициативная родительская группа проекта «Инклюзивная молекула» разработала адаптированную программу для аутистов (версия 8.4).

Прежде чем создать адаптированную программу, родители создали группу закрытого типа в известной социальной сети «Фейсбук», на страницах которой задавались определенные вопросы директорам школ Москвы и Подмосковья, и проводилась консультация со специалистами инклюзивного образования.

ap3

Среди самых распространенных тем обсуждения были:

  • «Особенности развития аутистов»;
  • «Нужно ли аутистов «внедрять» в рамки общеобразовательного процесса»;
  • «Может лучше им предоставить расширенное образование, но в рамках коррекционных учреждений»;
  • «Какие выгоды сотрудничества в одном коллективе обычных детей с детьми-аутистами»;
  • «Будет ли ребенок с РАС допущен к обучению в классе с обычными детьми»;
  • «Цели и особенности ресурсных классов»;
  • «Суть адаптированной программы для РАС» и т.д.

Ранее нами уже рассматривались вопросы инклюзивного образования в школьных и дошкольных учреждениях, в которых описывали положительные и отрицательные стороны процесса, и трудности, с которыми могут столкнуться родители как здоровых, так и «особенных» детей. Детально с данной информацией можно ознакомиться, перейдя по ссылкам:
https://autizmy-net.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-shkole/,
https://autizmy-net.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-dou/,
https://autizmy-net.ru/programma-inklyuzivnogo-obrazovaniya/,
В данной статье мы детально остановимся на сути адаптированной программы для детей с аутизмом (АООП НОО РАС), а именно на версии 8.4.

Суть программы 8.4

АООП для детей с аутизмом – это специально разработанная программа, которая максимально адаптирована под обучение детей с особыми потребностями, учитывая их индивидуальные потребности, уровень психического и эмоционального развития, поведенческие навыки, развития речи и т.д.

Основная цель программы – обеспечить коррекционную поддержку навыков и помочь детям социально адаптироваться.

АООП 8.4 направлена на развитие практических навыков и умений, социокультурных и нравственных навыков, иными словами, работа направлена на развитие ребенка, как социальную личность.

Основные задачи программы – это формирование:

  • культуры;
  • основ мировоззрения;
  • семейной нравственности;
  • основ образовательной деятельности;
  • образовательной и социальной среды.

Также среди основных задач программы стоит отметить:

  • укрепление физического, психического и эмоционального здоровья;
  • обеспечение разнообразных методов образования, учитывая и возрастные, и индивидуальные особенности.

Адаптивная программа 8.4

Иными словами, ребенка с расстройством аутистического спектра вводят в социум планомерно, дозированно увеличивая нагрузку.

Каждая школа, учитывая цели и задачи адаптированной программы версия 8.4, разрабатывает для себя индивидуальную программу, учитывая особенности детей и возможности общеобразовательного учреждения. Как может выглядеть АООП НОО РАС 8.4, можно посмотреть, изучив примерную программу МБОУ СОШ №6 (https://docplayer.ru/71960265-Adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya-dlya-detey-s-ras-variant-8-4-mbou-sosh-6.html).

Важно отметить: версия 8.4 направлена на развитие детей с тяжелой формой аутизма, сопровождающегося тяжелыми задержками умственного и интеллектуального развития. Длительность обучения – не менее 6 лет. Разработчики утверждают, что большая часть образовательного процесса будет направлена на освоение жизненных и бытовых навыков.

Способы организации образовательного процесса по программе 8.4

Детям с РАС обучение можно организовать в несколько способов:

  • Полное инклюзивное образование – овладение всеми навыками, находясь в одном классе с обычными сверстниками.
  • Инклюзия с применением так называемых ресурсных классов – иными словами ребенок посещает занятия в обыкновенном классе, с периодической индивидуальной поддержке тьютора в отдельно оборудованном месте (ресурсной зоне).
  • Коррекционное обучение в рамках специализированных или общеобразовательных учреждениях – имеются в виду интегрированные классы, в которых собраны дети с определенными дефектами развития.
  • Домашнее обучение – порой нарушения психического и поведенческого спектра не позволяют находиться ребенку в социуме. В таких случаях разрабатывается индивидуальная программа обучения для образования на дому.
Читайте также:
Сервер pop что это за программа

АООП для РАС 8.4: отзывы

Во многих образовательных школах уже ввели обучение детей с аутизмом по индивидуальной адаптированной программе, и родители сумели оценить все ее преимущества. Отзывы взяты со следующих интернет-площадок:

Положительные Отрицательные
Как хорошо, что на наших детей все же обратили внимание, и готовы их социализировать и обучать. Ведь они тоже люди, только со своими особенностями и потребностями. Спасибо разработчикам за возможность изменить наших крох. Кстати, в этом году мы уже начали работу по данной программе. (Светлана) Адаптированная программа – это, конечно, хорошо, вот только ее внедрять необходимо исключительно в домашних условиях или же в специальных коррекционных учреждениях. От того, что такие дети будут среди нормального общества, ничего хорошего не будет. Тем более аутисты в большей степени всегда агрессивны и крикливы, чем просто будут отвлекать остальных учеников от образовательного процесса. Я бы не согласилась, если бы в классе моего сына появился аутистичный ребенок. (Карина)
Знакомилась с примерами адаптированных программ 8.4 с логопедическим уклоном разных школ, и знаете, теперь я спокойно могу вести дочь в школу в следующем году, так как уверена, что нужный спектр навыков, которые ей необходимы для дальнейшей жизни, она приобретет. (Лариса) Программа сама по себе шикарна, в ней все продумано до мелочей, вот только есть одно и очень большое НО, наши школы, педагоги, родители и их крохи не готовы к ее внедрению. Так, для галочки запускают, а потом аутист просто числится в школе, так как никто к нему не может найти подход. Для нашей страны подобного рода практика еще не подходит, рановато… (Люся)
Так радует, что развитием и адаптацией аутистов занялись так яро. У меня уже взрослый сын с РАС, и в свое время мы самостоятельно пробивались через все препятствия, так как информации не было никакой, да и диагноз «аутизм» нам не ставили, говорили, слабоумие. Так что мамочки и папочки особенных деток, я за вас рада, что у ваших крох появилась надежда на светлое будущее. (Татьяна)
Я знакома с двумя детками-аутистами. И кто сказал, что они ненормальные? Да, им сложно находить контакт со всеми, они замкнутые, и со сложностями в речевом навыке. Но они имеют право развиваться и жить полноценной жизнью. Никогда не понимала агрессии относительно обучения аутистов в обычных школах. Тем более новая программа подразумевает не постоянное нахождение в классах, при каких-то сложностях с ними занимаются их тьюторы индивидуально. А нашему обществу реально не хватает сострадания и человечности. (Ирина)
Хожу с сыном на занятия по АООП 8.4, в качестве подготовки к первому классу. Это не классическое, и привычное для нас обучение. Там настолько непринужденные занятия, все обучается в игровой форме, даже мне, взрослому человеку, было интересно, а сынуля вообще в восторге. Да, пока занятия индивидуальны, но я уверена, что все трудности с социализацией мы тоже преодолеем. (Катя)

Вывод

Разработанная адаптированная образовательная программа для детей с аутистическим спектром (версия 8.4) позволяет детям с тяжелыми формами психологических и умственных нарушений, приобретать жизненно важные социальные и бытовые навыки.

Адаптивная программа 8.4

Разработчики учли возможность приобретать навыки и знания в различных формах, учитывая все потребности и особенности детей с РАС. И пусть АООП 8.4 только начинают внедрять в общеобразовательные заведения, мы верим, что скоро, каждый ребенок будет пользоваться своим правом на образование и социализацию.

Источник: autizmy-net.ru

Разработка адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Одним из центральных вопросов по созданию условий образования является вопрос разработки адаптированной общеобразовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях.

Адаптированная общеобразовательная программа (АООП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Исключительным правом на разработку и утверждение АООП обладает образовательное учреждение. Согласно с Федеральным законом № 273-ФЗ ч. 5 ст. 12 «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Адаптированная основная общеобразовательная программа состоит из нижеперечисленных разделов:

  • Пояснительная записка.
  • Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП.
  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОПП обучающимися с ОВЗ.
  • Учебный план.
  • Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий).
  • Программы отдельных учебных предметов.
  • Программа коррекционной работы.
  • Программа духовно-нравственного развития.
  • Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
  • Программа внеурочной деятельности.
  • Система условий реализации АООП.

Данные разделы могут быть представлены в АООП ОУ последовательно, а могут быть объединены в блоки, например:

  • Целевой (пояснительная записка, планируемые результаты освоения АООП, система оценки достижений в освоении АООП).
  • Содержательный (отдельные программы).
  • Организационный (учебный план, план внеурочной работы, система условий реализации АООП).

Кроме указанных разделов, АООП может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности региона и школы. Например, в качестве дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся различных категорий детей с ОВЗ.

Федеральный закон ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Определение варианта АООП для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных на основе его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, а в случае наличия инвалидности – с учетом ИПРА и мнения родителей (законных представителей).

В настоящее время разработаны проекты адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования для разных категорий обучающихся:

  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся.
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся.
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся.
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Информацию подготовила: Михайлова Н.В. – учитель-логопед РПМПК.

Источник: www.purimcro.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
eft-soft.ru